Услугами микрофинансовых компаний пользуются состоятельные клиенты, которые раньше предпочитали взаимодействие с банками. Последние снизили требования к желающим взять кредит после обращения в МФО, так как рынок стал серьезнее регулироваться со стороны Центробанка. Однако экономическая ситуация в стране по-прежнему нестабильная, а риски высокие, поэтому банковские и микрофинансовые заемщики пока пересекаются незначительно.
Как менялась аудитория микрофинансовых компаний
В МФО все чаще обращаются люди, имеющие относительно высокий уровень дохода, и для их удержания требуются немалые финансовые вложения. МФК «Займер» провела исследование и выявила, что среди граждан с заработком более 50 тыс. рублей встречаются клиенты МФО – их количество составило 27,7%, в то время как 22,6% граждан ни разу не брали микрозаймы.
По итогам работы с января по июнь 2022 года в 26 МФК и МКК был отмечен рост чистого процентного дохода на 10% и чистой прибыли на 30%, и это с учетом того, что в первом квартале наблюдалось снижение на 18%.
Части фирм пришлось вложить больше средств на персонал и рекламу: расходы на это выросли на 40% и достигли почти 5 млн рублей. Крупнейшие игроки потратили на это в 2-3 раза больше, так как на рынке происходит активная борьба за наращивание и сохранение клиентской базы.
О взаимоотношениях банков и МФО
Задача МФО – привлечь как можно больше обеспеченных заемщиков, чтобы предотвратить свои финансовые риски, а это выливается в конкуренцию с банками. При этом отметка в кредитной истории о получении микрозайма уже не является стоп-фактором для банков, хотя еще недавно они автоматически отклоняли заявки тех, кто пользовался услугами микрофинансовых организаций.
К такому результату пришли эксперты Moneyman, которые вместе со специалистами НБКИ провели исследование. Оказалось, что банки выдавали положительное решение по 50,4% заявок от физических лиц, которые успешно погасили микрозайм. Самый высокий спрос наблюдался на кредитные карты – 69,3%. 68,9% людей обращались за потребительским кредитом, 3,2% планировали покупку автомобиля, а 3,1% - оформляли ипотеку.
До недавнего времени наблюдалась совсем другая картина: в микрофинансовые организации приходили те, кто получал отказ в банках. Первично обращающимся клиентам часто отказывали, так как крупные фирмы ориентируются на качество заемщиков, а рынок МФО всегда отличался большей благосклонностью и минимальными требованиями.
Сегодня бывший банковский клиент может легко обратиться в МФО и наоборот, так как государство ужесточило контроль над рынком. К тому же персональный рейтинг создается не по типу выбранного продукта (банковский или микрофинансовый), а по добросовестности исполнения обязательств. По мнению финансовых консультантов, для формирования кредитной истории стоит пользоваться заемными средствами в следующей последовательности:
- оформить краткосрочный займ онлайн на небольшую сумму,
- взять кредитную карту или POS-кредит,
- получить потребительский кредит на крупную сумму/ ипотеку/ автомобильный кредит.
Придерживаться такой схемы нужно с условием обязательного исполнения взятых на себя обязательств. Благодаря поэтапному становлению КИ финансовым учреждениям проще присмотреться к платежной дисциплине заемщика и оценить степень его ответственности.
Говорить о сильном пересечении аудитории банковских и микрофинансовых организаций не приходится – оно едва достигает 15%. Эксперты отмечают, что переход клиентов из МФО в банки не представляет никакой угрозы качеству кредитного портфеля благодаря ужесточению требований к работе рынка микрофинансирования.