Необходимость в модернизации всей системы подготовки учителя в вузе связана с большими изменениями, произошедшими в системе образования.
Главной задачей стала подготовка специалиста с высоким уровнем профессиональной культуры и компетентности, адекватным к новым требованиям к качеству школьного образования. Эффективность решения данной проблемы зависит от решения целого комплекса проблем и задач высшего педагогического образования, связанных с поиском новых подходов к построению системы подготовки учителя в вузе и совершенствования ее содержания.
Предметная интеграция в образовательном процессе является одним из приоритетных направлений всего учебного процесса, направленного на повышение личностного уровня развития студентов в результате создания единой системы, состоящей из объединения теории проблемного обучения и методологии интегративного подхода.
Именно поэтому, в современных условиях, процесс подготовки учителя музыки в педагогических университетах должен быть направлен на развитие идей гуманизации всех предметов и их интеграции.
Процесс становления личности будущего учителя музыки базируется на трех стадиях музыкального образования. Первая стадия — музыкальная школа, где обучение не носит профессиональный характер, и каждый ребенок, развиваясь в соответствии с музыкальными склонностями, получает музыкально-художественное воспитание, в котором слух, пение, движение, игра на музыкальных инструментах используются для органичного ощущения музыки.
Вторая стадия — лицей, период профессионального музыкального образования. На этой стадии подросток овладевает музыкально — теоретическими знаниями и исполнительским мастерством на избранном музыкальном инструменте. Необходимым условием работы является изучение музыкально — теоретических дисциплин таких, как теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература.
Третья стадия — вуз, где должны быть созданы все условия для высокого профессионального уровня будущего учителя музыки. На этой стадии главным принципом становится принцип объединения всех музыкальных дисциплин в фокусе категории стиля — исторического, национального, индивидуального композиторского. Раскрывая основные направления в западно-европейской, русской и узбекской музыки, педагог поэтапно подводит молодых музыкантов к пониманию мобильности сменяющихся картин мира и акцентирует духовно — воспитательные возможности музыки на протяжении веков.
Решение указанных задач легло в основу разработанных преподавателями музыкально — теоретических дисциплин ТГПУ им. Низами программ, подчеркивающих, что стилевому принципу подчинен весь комплекс музыкально — теоретических дисциплин. Так, курс «Сольфеджио» включает в себя интонирование номеров из вокальной и инструментальной музыки от европейского Ренессанса до XXI века. Сольфеджирование, диктант, слуховой анализ в курсе «Сольфеджио» дает возможность накапливать «интонационный багаж» и формировать слуховой опыт в осознании особенностей музыкального языка того или иного композиторского стиля, эпохи.
Механизм интеграции содержит в себе большой потенциал для профессионального становления будущих учителей музыки. Такие базовые понятия из теории музыки, как звук, интервал, аккорд, лад, находят свое дальнейшее развитие в курсе «Гармонии» — науке об объединении звуков в созвучия и связанной последовательности таких созвучий. Курс «Гармонии» прослеживает эволюцию звуковысотных структур на примере музыки от XVII до XXI веков. Этот курс расширяет знания студентов по теории музыки на Рновом уровне — они знакомятся с соединением аккордов в четырехголосном изложении по правилам, выработанным художественной практикой. Основой соединения аккордов становится голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.
Курс «Анализ музыкальных форм» предполагает знакомство с основными формами на примере музыкальных произведений композиторов XVII — XXI веков. По сложившейся традиции цели анализа музыкальных произведений сводятся к следующему: определить форму того или иного произведения, какие чувства и эмоции выражены в данном произведении, какими средствами музыкальной выразительности создается тот или иной образ. Иногда задача ставится шире — связать данное произведение со стилем, жанром, творчеством композитора, эпохой. Выходя за рамки сочинения, необходимо осмыслить его в историческом, социально-коммуникативном, идейном аспекте. Таким образом, курс «Анализ музыкальных форм» становится альфой и омегой профессиональной музыкально-педагогической подготовки будущих учителей музыки. Мы считаем, что использование принципов и методов музыкального анализа в процессе изучения музыкального произведения на уроках по дирижированию, фортепиано, концертмейстерскому классу и музыкальному инструменту будет способствовать стимулированию интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности нашего студента, что ведет к становлению его ценностных отношений.
Содержание всех музыкально — теоретических дисциплин бакалавриата служит важным фактором предметной интеграции. Историко-теоретические знания, являющиеся исходными, объединяющими, способны придать всему содержанию образовательного процесса в педагогических вузах особый колорит. Взгляд на теоретические предметы как на интегрирующий фактор позволяет выделить их дидактические функции. Эти предметы придают всему образовательному процессу целостность и системность. Они позволяют проследить становление и развитие отдельных жанров, форм и стилей в музыке в историческом развитии, они расширяют образовательный кругозор студентов, уровень их компетентности в теоретическом и историческом музыкознании.
Важным фактором предметной интеграции является проблемно — предметное содержание, которое становится связующим звеном между историей музыки и анализом музыкальных форм, гармонией и сольфеджио. Примером может служить изучение романтизма, как художественного течения в курсе «Истории зарубежной музыки», сформировавшегося в конце XVIII и начале XIX веков. Изучение творчества композиторов — романтиков Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа позволяет нашим студентам расширить свои знания по анализу музыкальных форм. Студенты узнают о рождении фортепианной миниатюры. Прелюдия Шопена A-dur — короткая пьеса, написанная в миниатюрной форме периода повторного строения. Свой неповторимый облик приобретает простая и сложная трехчастная форма. Ноктюрн Шопена c-moll- уникальный образец сложной трехчастной формы с динамической репризой, где важным фактором динамизации становится фактура.
В творчестве романтиков дается новое истолкование классической сонатной формы и сонатного цикла. Рождается одночастная «свободная форма», в которой сочетаются черты сонатного allegro, сонатного цикла и вариационности. Велика заслуга Ф.Листа в создании жанра одночастной «симфонической поэмы», получившей свое дальнейшее развитие в творчестве Густава Малера и русских композиторов (Балакирев, Римский — Корсаков, Чайковский).
В стилистике музыки романтизма важнейшую роль приобретают новые ладовые и гармонические средства, которые изучаются в курсе «Гармония». В произведениях композиторов — романтиков мы встречаем насыщенные альтерациями диссонирующие аккорды («Парсифаль» Р.Вагнера –D4\3 с пониженными 5 и 7 ступенями, в концерте Ф.Шопена e-moll — DVII4\3 с пониженной 5 ступенью, в Вальсе Ф.Шопена op24 № 2 — SII6 с пониженной II ступенью). Все эти аккорды изучаются по теме «Альтерация» в курсе «Гармония».
Музыкальный романтизм активно способствовал развитию камерной вокальной лирики. Мелодия многих вокальных произведений становится более детализированной и индивидуальной. В творчестве Ф.Шуберта, Р.Шумана прослеживается путь от сюжетно — разработанной песни к «музыкальному стихотворению». Рождается жанр вокальной баллады, монолога, сцены, которые разучиваются студентами в классе «Вокала».
Конкретные факты и события, изучаемые в курсе «Истории музыки», могут выступить в роли фактора интеграции с другими предметами. Отдельно следует выделить такие понятия, как жанр, музыкальная форма, «стиль», «сонатная форма», «сонатно-симфонический цикл», которые имеют транспредметный характер. Интеграция истории музыки, гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных форм с помощью понятий может осуществляться на уровне межпредметных познавательных задач и уроков интегративного типа.
Следующий этап в развитии личности будущего учителя музыки связан с обучением в магистратуре педагогических вузов по направлению «Музыкальное образование». Традиционный курс истории музыки продолжается изучением новых предметов: «Основные направления в современной зарубежной и узбекской музыке», «Музыкальная культура стран Востока».
Основные понятия по предмету «Основные направления в современной зарубежной и узбекской музыке», такие как авангардизм, алеаторика, неоклассицизм, экспрессионизм, додекафония, служат ключом для понимания тенденций музыкознания ХХ века, которые изучаются в курсе «Основы музыкознания».
Изучение теоретического и исторического музыкознания, универсальных категорий музыкознания, отражающих наиболее общие закономерности музыки (музыкальная интонация, музыкальная форма, музыкальное восприятие, тема и способы тематической организации) по предмету «Основы музыкознания», способствует формированию умений анализировать произведения (предмет «Проблемы анализа музыкальных произведений»), который дает магистрам теоретические знания, практические умения и навыки целостного анализа музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм на основе современных критериев и методик, разработанных в современном музыкознании.
Разработанные нами программы музыкально-теоретических дисциплин для магистров педагогических университетов (направление «Музыкальное образование» способствуют осуществлению идеи максимально полного приближения музыкально — теоретических дисциплин к практической деятельности на основе принципа целостности как метода преподавания.
Литература:
- Гвоздикова И. В., Малышева Л. В. «Инновационные процессы в современном вузе». М., 2005.
- Орлова Е. Н., Вытягова Г. А. «Интегративный подход к педагогическому управлению развитием познавательной самостоятельности студентов» Тула, 2000.
- Романов Е. «Интеграция дидактического и методического знания в процессе деятельности учителя» Магнитогорск, 2003.
- Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.