Одним из основных предметов, играющих главную роль в формировании профессиональных знаний о музыкальном искусстве в педагогических университетах (направление «Музыкальное образование») является курс «Истории музыки», который даёт студентам знания о музыкальном искусстве на протяжении огромного исторического периода (от Древнего мира до XXI века).
Курс «Истории музыки» состоит из трех разделов: «Истории зарубежной музыки», «Истории русской музыки» и «Истории узбекской музыки». Каждый из этих разделов рассматривает музыкальное искусство как непрерывно развивающийся социально — исторический процесс, во всем многообразии связей и явлений.
Курс «Истории узбекской музыки», изучается студентами на двух этапах. В бакалавриате и в магистратуре.
В бакалавриате этот предмет даёт студентам знания об узбекской музыкальной культуре по темам, соответствующим программе курса.
Нацеленность программы на формирование ключевых знаний у студентов ставит перед дисциплиной новые методические задачи. Важнейшая из них — достижение такого особого качества знаний, которое позволяет осознать данный предмет как целостно развивающийся мир, связанный со всей духовной и материальной культурой. Это качество связано с системностью знаний.
Методологической основой формирования знаний по истории узбекской музыкальной культуры является исторический аспект, значение которого заключается в том, что каждое музыкальное явление оценивается на фоне исторического процесса, оно соотносится с аналогичными явлениями других эпох, осмысливается его связь с прошлым и направленность в будущее.
Музыкальное искусство рассматривается как непрерывно развивающийся социально-исторический процесс, во всем многообразии связей и явлений (Древняя музыкальная культура Средней Азии; Искусство раннего средневековья (IV—IX века); Музыкальная жизнь в государстве Саманидов (IX—X века); Музыкальная культура в период образования узбекской народности (XI—XV века); Музыкальная культура XVI — XIX веков; Музыкальная культура конца XIX — начала XX века; Современная узбекская музыка.).
Большое внимание в курсе «Истории узбекской музыки» уделяется ознакомлению с важнейшими философско-эстетическими учениями, ставшими основой музыкально-теоретической мысли в Средней Азии. Мы выделяем деятельности Аль-Фараби, который связал науку Востока с античностью, с наукой Древней Греции. Он прославился как комментатор Аристотеля, за что получил почетное имя «второго учителя». Большой вклад внес Аль-Фараби в теорию музыки. Занимаясь вопросами акустики, он пользовался для этого звукорядом лютни (уд), чтобы вычислить интервалы гаммы.
Другой выдающийся ученый Востока Ибн Сина в своих трудах дает сведения о музыке, ее физических свойствах, музыкальных ладах и ритмической основе. В «Книге исцеления» и «Книге спасения» Ибн-Сина развивает акустическую сторону музыкальной науки.
Мы отмечаем значение «Трактата о музыке» Абдурахмана Джами (1414–1492), который продолжил и развил основные музыкально-теоретические положения своих предшественников — ал-Фараби. Ибн-Сины, Абд-аль-Кадира. Как и они, Джами дает интервальные взаимоотношения тонов, выводя их из соотношения частей струн, показывает способ образования основных звукорядов (тетрахорда и пентахорда) и метод образования из них ладов.
Курс «Истории узбекской музыки» направлен на формирование широких, разносторонних знаний об истории Узбекистана, литературе, поэзии и живописи.
Так, при изучении оперного творчества студенты знакомятся с подлинными историческими событиями, происходившими в древней Согдиане в IV в, до и. э. (334 г,), когда произошел захват Александром Македонским согдийских земель, во времена Спитамена (опера «Леопард из Согдианы» И. Акбарова), с великими историческими героями — Улугбек (одноименная опера А. Козловского, «Самаркандская легенда» Г. Мушеля), Тимур Малик (симфоническая поэма М. Ашрафи), Хамза- поэма Д. Закирова и др..
Импульсом для творческой фантазии многих узбекских композиторов послужили древние памятники зодчества, что отразилось на названиях частей: «Биби-ханым», «Регистан», «Медресе Улугбека», «Шах-и Зинда», «Гур Эмир» в «Самарканд хикоялари» («Самаркандские рассказы») И. Акбарова (1972), посвященных 2500-летнему юбилею Самарканда и, естественно, связанных по замыслу с его историческим прошлым.
Знакомясь с музыкально-сценическими произведениями, студенты узнают произведения Навои, которые стали сюжетами оперы «Лейли и Меджнун» Р. Глиэра и Т. Садыкова, одноактного балета на этот же сюжет Икрама Акбарова, оперы «Диларом» М. Ашрафи (по мотивам поэмы А. Навои «Семь планет»), «Фархад и Ширин» В. Успенского и Г. Мушеля и др. Поэма Х. Алимджана, стала сюжетом оперы «Зайнаб и Амон» Т. Садыкова и Б Зейдмана, произведение Тураб Тулы — опера «Свет из мрака» Р. Хамраева и тд.
Весь основной материал по курсу «История узбекской музыки» выстроен по жанровому принципу и это дает возможность нашим студентам четко осознать смену художественно — стилистических эпох и эволюцию важнейших жанров. Таковыми являются темы: вокальная, инструментальная музыка, опера, балет, симфоническая музыка.
Поскольку курс «Истории узбекской музыки» выстроен проблемно, то собственно анализ музыкальных произведений имеет здесь подчиненное значение, являясь либо подготовкой музыкально — исторических обобщений, либо их конкретизацией, тем не менее, студенты имеют возможность четко осознать эволюцию важнейших жанров и форм в творчестве узбекских композиторов.
Известно, что узбекская музыкальная культура XX века обогатилась новыми жанрами, которые включают в себя и традиционно-восточные, и традиционно-западные формы. Знакомясь с темой «Симфоническая музыка», студенты имеют возможность узнать, что в творчестве таких композиторов, как М. Бафоев, появились новые жанровые виды, не сводимые ни к европейским, ни к восточным образцам. Это произведения с двойными жанровыми обозначениями, такие, как «симфония-газель» (для солиста, мужского хора, струнных и ударных М. Бафоева), «симфония — балет» М. Таджиева (вторая программная симфония «Ойгуль и Бахтиер» по сказке X. Алимджана) — сегодня единственный в республике образец симфонии-балета.
Изучая современную узбекскую музыку, студенты знакомятся с такими понятиями, как макомный симфонизм, представленный в творчестве М. Таджиева, который в лучших своих симфониях (Первая, Третья, Пятая, Девятая) интерпретирует жанр симфонии, исходя из музыкальных закономерностей макомов.
Формируя музыкально-исторические и теоретические знания по курсу «Истории узбекской музыке»», мы ставим перед собой конкретную цель: научить студентов осмысливать каждое музыкальное явление с позиций общих культурно-исторических процессов, анализировать музыкальные произведения и иметь представления об их драматургии, выявлять характерные черты стиля того или иного композитора, творческого направления. Студенты должны уметь раскрывать, как воплощаются идеи времени в конкретных музыкальных явлениях, и как данное музыкальное явление оценивается на фоне определенного исторического процесса в целом. В результате, формируются такие качества личности, как творческая активность, самостоятельность, познавательный интерес, компетентность, профессионализм.
Литература:
- Давыдова Т. Ю. Современное состояние симфонического творчества (на примере жанра симфонии). в сб. Узбекская музыка на стыке столетий (XX- XXIвв): тенденции, проблемы. Т.2008 с 68
- Проблемы современного музыкального искусства. Материалы научно — практической конференции. Т. Гафур Гулям 2006.
- Узбекская музыка на стыке столетий (XX –XXI вв): тенденции, проблемы. Т. 2008
- Янов Яновская Н. С. Узбекская музыка и XX век Т., 2007