Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Значение современных педагогических технологий в системе обучения студентов-музыкантов

Педагогика
02.10.2018
273
Поделиться
Библиографическое описание
Давыдова, Т. Ю. Значение современных педагогических технологий в системе обучения студентов-музыкантов / Т. Ю. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52645/.


Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональная подготовка музыкантов, музыкально-теоретические дисциплины, современные педагогические технологии.

Состояние высшего образования в настоящее время определяется необходимостью постоянной модификации образовательного процесса.

Главная цель данной модификации — обеспечение подготовки квалифицированных кадров в условиях изменяющихся требований.

Модернизация, как очередная веха развития высшей школы, призвана привести в соответствие вызовы времени, формирующие общественный запрос на повышение качества образования с реальными и перспективными возможностями высших учебных заведений. Поэтому насущной потребностью времени является проблема воспитания молодежи, в том числе студентов — музыкантов как творчески активных, самостоятельно мыслящих и широко эрудированных личностей.

Соответственно, основная цель современного обучения состоит в том, чтобы создать систему, обеспечивающую образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, что представляется возможным на основе разработки методов развития способностей студентов с помощью синтеза современных педагогических и информационных технологий.

Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Несмотря на обилие дифференциаций в отношении феномена «педагогическая технология», можно констатировать, что под педагогической технологией следует понимать педагогически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых результатов, а также определенный алгоритм взаимодействия, обучающего и обучаемых по достижению запланированных целей обучения.

При использовании педагогических технологий в сфере музыкально — теоретических дисциплин существуют присущие им особенности. Точное, адекватное применение педагогами-музыкантами разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий того или иного задания. К числу условий, определяющих успешность применения технологий, необходимо отнести: психофизиологические особенности учеников, включая их музыкальные способности, темперамент, характер, возрастные особенности. Не менее важным фактором является психологический микроклимат во взаимоотношениях преподавателя и студентов, способность педагога установить контакт с учениками, мобилизовать, правильно сориентировать их и повести за собой.

В педагогике применяется большое количество педагогических технологий. Самые известные из них могут применяться и в музыкально — теоретических дисциплинах, например, в курсе анализа музыкальных произведений.

Курс анализ музыкальных произведений играет важную роль в профессиональном музыкально-педагогическом образовании. Именно он, параллельно с изучением истории музыки, дает свободу понимания различных стилевых пластов, течений, индивидуальных авторских стилей, углубляет и расширяет диапазон знаний и, следовательно, способствует духовному, культурному и профессиональному росту будущих педагогов. Анализ музыкальных произведений представляет собой теоретическое обоснование творческой практики и способствует развитию умения «вслушивания» в музыку, понимания внутреннего формирования ее содержания посредством формы, осознания процесса становления музыкальных образов. Возникающая при этом целенаправленная организация музыкального восприятия дает возможность грамотного осмысления и разбора музыкального произведения в отличие от только эмоционально — субъективного переживания и прослушивания музыки. Данный курс обладает значительными возможностями в развитии творческого потенциала студентов, формировании у них навыков самостоятельного мышления. И именно всемерное развитие индивидуальности обучающегося, его самостоятельного творческого мышления должно быть одним из основополагающих принципов методики преподавания предмета анализ музыкальных произведений.

Все задания для аудиторной и самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области дидактики.

В соответствии с требованиями современного образовательного процесса традиционные методы обучения сочетаются с занятиями, которые проводятся в интерактивных формах: игровые ситуации, дискуссионное обсуждение, творческие задания, работа в малых группах. Студент при этом выступает активным элементом обучающей системы. Это проявляется через усвоение теоретических положений дисциплины в активных видах музыкальной деятельности: слуховом анализе, сочинении. Процесс интерактивного обучения предполагает организацию вышеперечисленных видов деятельности, формирование у студента навыков слухового самоконтроля, самостоятельности и творческого подхода к выполнению заданий. Главная же задача педагога в период прохождения курса заключается в умении максимально развить музыкальное мышление студента, воспитать стремление к самообразованию, самосовершенствованию его профессионального уровня.

Современный педагог должен хорошо овладеть не только базовой методикой преподавания предмета, но также и специальными методиками, знанием технологий и умением их применять в учебном процессе. Можно практиковать внедрение в учебный процесс определенной технологической системы, интегрирующей несколько технологий, четко обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный алгоритм действий от урока к уроку. Важно, чтобы она имела четко прописанные параметры, но при этом не превращалась в некий трафарет и позволяла самому педагогу выбирать необходимые технологии, пути и методы обучения.

Таким образом, выбор технологии обучения будущего специалиста — музыканта зависит от планируемого направления развития образования.

Безусловно, современные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности будущих учителей в сфере музыкального искусства. Применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения меняет мотивацию к обучению, так как будущие специалисты чаще посещают такого рода занятия и, как показало наше исследование, проявляют высокую познавательную активность, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и повышенный интерес к ней.

Литература:

  1. Кит Ю. Подготовка работников социокультурной сферы: выбор педагогической технологии. М., 2015. — 218 с.
  2. Фарберман Б., Мусина Р., Джумабаева Ф. Современные методы преподавания в вузах. — Ташкент, 2001. — 273 с.
  3. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов. — Ташкент: ТГЭУ, 2008. 94 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образовательный процесс
профессиональная подготовка музыкантов
музыкально-теоретические дисциплины
современные педагогические технологии
Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 187-189):
Часть 3 (стр. 167-243)
Расположение в файле:
стр. 167стр. 187-189стр. 243

Молодой учёный