Предмет «Современная зарубежная музыка» и его значение в профессиональной подготовке магистров педагогических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Тригулова, А. Х. Предмет «Современная зарубежная музыка» и его значение в профессиональной подготовке магистров педагогических вузов / А. Х. Тригулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 510-512. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42055/ (дата обращения: 16.12.2024).



Введение многоуровневой системы подготовки будущих учителей музыки — бакалавр — магистр, помогает в настоящий момент существенно повысить качество образования, стимулировать мотивацию студентов к более серьезному обучению на базовой ступени образования, активизировать научно — исследовательскую деятельность. Специализированная подготовка магистра требует широкого образования в области музыкального искусства, владения навыками самостоятельной научно — исследовательской и научно — педагогической деятельности. Она направлена на развитие умений формулировать и решать задачи в ходе научно — исследовательской, творческой, педагогической и музыкально — исполнительской деятельности, выбирать необходимые методы исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, вести библиографическую работу с привлечением информационных технологий, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, статей.

Выпускник магистратуры должен понимать сущность и социальную значимость профессии учителя музыкальной культуры, использовать полученные знания в различных видах профессиональной деятельности, обладать культурой мышления, быть в курсе новых течений в музыкальном искусстве и педагогике, ориентироваться в областях смежных с музыкальным искусством.

Курс «Современной зарубежной музыки» играет главную роль в формировании знаний магистров Педагогических вузов (направление «Музыкальное образование») о музыкальном искусстве периода, который начинается с последних десятилетий XIX века и заканчивается началом XXI века.

В основу организации содержания курса положен принцип системности, позволяющий рассматривать современное музыкальное искусство как непрерывно развивающийся социально-исторический процесс, во всем многообразии связей и явлений, музыкально-образных представлений и историко-теоретических понятий, раскрывающих эволюцию музыкального искусства в конкретных социальных и исторических условиях.

В предметное содержание курса входит знакомство с основными понятиями, являющимися ключевыми в формировании основных музыкально — исторических знаний будущих учителей музыки. Сюда входят знания по истории, которые становятся исходным материалом для характеристики эпохи, во время которой были сформированы определенные художественные и стилевые тенденции в творчестве изучаемых композиторов. Это первая мировая война, мировой экономический кризис 1922–1933 годов, приход к власти в Германии фашизма, вторая мировая война и др.

Изучая данный курс, магистры получают конкретно-предметные знания, которые выступают первоосновой формирования их профессиональной компетентности. Это знания о ведущих художественных стилях конца XIX века — поздний романтизм, импрессионизм, символизм, а также знания новых художественных направлений — экспрессионизм, футуризм, неофольклоризм, неоромантизм, сюрреализм, неоклассицизм, авангардизм.

Магистры знакомятся с национальными музыкальными школами, сыгравшими огромную роль в истории мировой музыкальной культуры. Это австрийская, немецкая, французская, испанская, итальянская, американская, английская, польская, венгерская, представленные творчеством Густава Малера, Арнольда Шенберга, Альбана Берга, Антона Веберна, Рихарда Штрауса, Пауля Хиндемита, Карла Орфа, Артюра Онеггера, Франсиса Пуленка, Мануэля де Фальо, Бенджамина Бриттена, Джорджа Гершвина, Бела Бартока, Панчо Владигерова, Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого и др.

Курс «Современной зарубежной музыки» направлен на формирование широких, разносторонних знаний о литературе, живописи XX века.Так, при изучении творчества Рихарда Штрауса магистры знакомятся с пьесой Оскара Уайльда «Саломея», поэмой Ромена Роллана «Жизнь героя», изучая творчество Арнольда Шенберга и Альбана Берга, происходит знакомство с литературными произведениями Бертольда Брехта, В. Ведекинда, Гарсиа Лорки. Анализируя оперные произведения, мы знакомим магистров с произведениями Брехта (опера Пауля Дессау «Осуждение Лукулла», музыка к спектаклям «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана», «Кавказский меловый круг»), В. Ведекинда (опера «Воццек»), с поэзией А. Рембо (вокальный цикл «Озарения» Б. Бриттена), Жиро («Лунный Пьеро» Шенберга), Байрона («Ода Наполеону» Шенберга), Гарсиа Лорка (опера Бела Бартока «Кровавая свадьба»).

Изучая творчествоБела Бартока магистры узнают драму Меттерлинка «Ариана и Синяя Борода». Известно, что под влиянием живописи были созданы произведения: опера Р.Штрауса «Сдача Бреды» (картина Веласкеса), опера П.Хиндемита «Художник Матис» посвящена выдающемуся немецкому живописцу Матиасу Грюневальде.

В творчестве Рихарда Штрауса магистры открывают для себя шедевры симфонической музыки, вошедшие в «золотой фонд» мировой музыкальной культуры и в репертуар всех крупнейших дирижеров мира. Это симфонические поэмы: «Макбет» — по трагедии Шекспира, «Дон Жуан» — по поэме Н.Ленау, «Смерть и просветление»- по поэме А. Риттера, «Тиль Уленшпигель» — по известной фламандской легенде в ее немецкой версии, «Так говорил Заратустра» — по философской поэме Ф.Ницше, «Дон Кихот» — по роману Сервантеса.

В многообразной музыкальной культуре ХХ века, мы акцентируем внимание магистров на звуковой облик произведений многих композиторов, который представляется очень сложным, резким по звучанию, излишне напряжённым. На самом деле в XX веке, как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Трагические повороты истории — войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия — не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX века. В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов.

Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой чёткая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Магистры знакомятся с новыми способами сочинения музыкальных произведений такими, как додекафония, серия, алеаторика, политональность, сонористика.

Весь теоретический материал курса «Современной зарубежной музыке» дает возможность магистрам увидеть, как эволюционировали важнейшие музыкальные жанры и формы. Так, среди открытий Малера в области формы мы отмечаем почти полное избегание точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых общий рисунок темы сохраняется, в то время как изменяется ее интервальный состав; применение разнообразных и тонких полифонических приемов, что порождает иногда весьма смелые гармонические сочетания; в поздних произведениях — тенденцию к «тотальному тематизму» (позже теоретически обоснованному Шёнбергом), к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов.

Малер никогда не претендовал на изобретение нового музыкального языка, однако он создавал музыку столь сложную (яркий пример — финал Шестой симфонии), что в этом смысле ему уступают даже Шёнберг и его школа. Величие малеровского наследия, адресованного современникам и потомкам, заключается в том, что его грандиозна симфоническая эпопея, представленная в восьми симфониях и «Песне о земле» возвышается над «Жаном Кристофом» Ромена Роллана и «Сагой о Форсайтах» Д. Голсуорси как философская летопись ХХ века.

Направленность на развитие у магистров обобщающего мышления сочетается с совершенствованием у них навыков анализа конкретного музыкального произведения с точки зрения «интонационного словаря» и «жанрового фонда» эпохи, умения определять его место в музыкально — историческом процессе. Здесь проявляется огромное значение особой систематизирующей роли художественного содержания, которое также отражает характерные черты исторической эпохи в определенном комплексе средств и элементов музыкального языка.

Проверка качества системности итоговых знаний по курсу «Современной зарубежной музыке» осуществляется в результате устных опросов, тестирования, сообщений на семинарских занятиях. Опрос при помощи тестов является важной формой контроля знаний магистров, но вместе с тем единственной формой проверки сформированности умения логично и последовательно излагать теоретический материал и показывать знание той или иной темы, оценивать факты и события, делать самостоятельные выводы, является устный опрос, а также письменные работы, в конце семестра.

Все знания, полученные магистрами, продолжают оттачиваться и совершенствоваться при изучении предметов «Теория музыкознания», «Современная узбекская музыкальная культура», «Проблемы анализа музыкальных произведений», «История полифонии». Именно эти предметы продолжают развивать и дополнять системные знания о стилях, жанрах, формах, интонационных особенностях, полученных при изучении курса «Современной зарубежной музыке»».

Литература:

  1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. Бабанский Ю. К. Интенсификация учебного процесса. «Знание» — М.,1987, 79с.
  3. Пушкарева Е. А. Знание как основа науки и образования: специфика современного состояния. Философия образования. — 2007. — № 3. — С. 31–35.
  4. Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. З. А. Решетовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): магистр, музыкальное искусство, знание, музыкальный язык, век, мировая война, мировая музыкальная культура, музыка, произведение.


Похожие статьи

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства

Практическое значение предмета «История политических и правовых учений» для начинающего юриста

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры»

Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство»

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Похожие статьи

О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства

Практическое значение предмета «История политических и правовых учений» для начинающего юриста

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры»

Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство»

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Задать вопрос