Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 1390 раз

Библиографическое описание:

Шестакова, М. Ю. Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки» / М. Ю. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48526/ (дата обращения: 16.12.2024).



Социокультурный системный подход к истокам в образовании, являясь методологической основой программы «Истоки», был рассмотрен и получил поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ. Учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного системного подхода, в 2002 году получили гриф Министерства образования РФ. В программе «Истоки» целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуре ребенка дошкольного возраста в детском саду. На сегодняшний день программа реализуется в 59 регионах страны, в том числе на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В условиях внедрения инновационных педагогических технологий учитывается специфичность построения педагогического процесса, при котором сохраняются самобытность, нормальный ход развития детей, особенность периода дошкольного детства.

В 2015 году, заведующий детского сада № 44 «Золотой ключик» города Нижневартовска Гладких О.И и коллектив ДОУ приняли решение о внедрении программы И. А. Кузьмина А. В. Камкина, «Социокультурные истоки

Программа внедрялась поэтапно:

1 этап — организационный

2 этап — практический

3этап — заключительный

Программа внедряется в 12 группах. На первом этапе проводились мероприятия организационного характера, на втором этапе основная деятельность по внедрению программы, и на третьем этапе осуществлялся анализ внедрения и по итогам анализа и принималось решение о дальнейшей реализации программы. ДОУ.

На первом этапе внедрения программы, разработана дорожная карта по внедрению программы. В сентябре 2015 году в образовательной программе ДОУ, в части формируемой участниками образовательной деятельности разработан раздел по программе «Социокультурные истоки», И. А. Кузьмина, А. В. Камкина, на основании которого педагоги ДОУ, внесли изменения в свои рабочие учебные программы. Содержание по программе И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Социокультурные истоки внесено в раздел социально-коммуникативное развитие».

Очень важно на первом этапе сформировать творческую группу педагогов, которые затем, будут осуществлять педагогическое сопровождение программы. И что, самое главное, возглавлять творческую группу должен человек, влюблённый в программу, читающий, желающий узнавать больше о ней, а также желающий помочь всем, в реализации данной программы, с этой целью была создана творческая группа педагогов, внедряющих программу «Социокультурные истоки».

Далее, каждый участник образовательной деятельности был ознакомлен с теоретическими основами и задачами новой программы. Ознакомление с программой проходило в рамках семинаров, круглых столов, конференций для педагогов и родителей, а также на родительских собраниях, воспитатели групп познакомили родителей (законных представителей), с основными целями и задачами программы по своей возрастной группе.

Следующий этап — практический, а также этап выявления проблем. Педагогам было дано время, когда они проводили занятия с детьми, с родителями В это же время педагоги творческой группы, а также старший воспитатель в рамках оперативного контроля, анализировали конспекты и посещали итоговые занятия, организацию совместной деятельности, проводили анкетирование педагогов.

Результатом данного этапа, в рамках внедрения программы, в работе педагогов ДОУ были выявление следующие проблемы:

‒ Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды.

‒ Непонимание педагогами некоторых тем программы.

‒ Непонимание педагогами результата для детей, при ознакомлении с темой.

‒ Невнимательное чтение педагогами методических рекомендаций авторов.

‒ Недостаточная информированность родителей о системе работы по теме в течение месяца.

‒ Неуверенность (боязнь) педагогов организации работы с детьми и родителями по программе «Социокультурные истоки».

Итак, проблемы были выявлены, и надо было их решать. Во-первых, была проведена корректировка дорожной карты, а далее коллектив педагогов, под руководством творческой группы стал работать над их решением.

Любая новая программа требует изменения предметно-пространственной среды, поэтому педагоги совместно с родителями оформили в группах уголки по программе И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Социокультурные истоки». В уголках помещены: иллюстрации к занятиям, картотеки русских народных пословиц, поговорок, подвижных и хороводных игр, детские народные игрушки, предметы народного промысла, макет русской избы, дидактические игры, в соответствии с возрастными особенностями детей и темами занятий программы.

Для решения проблем организации образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» было обучено 5 педагогов, а также разработаны и проведены постоянно действующие семинары-практикумы, в рамках которых педагоги учились проводить итоговые занятия по трудным для них темам: «Образ света», «Сказочный лес», «Светлый праздник», «Радость послушания», «Мудрое слово», «Светлая надежда», «Жизненный путь», учились не только читать художественные произведения, но и правильно (именно по рекомендациям авторов) беседовать по ним.

Необходимо отметить, что на этапе внедрения программы, при организации занятий с детьми и родителями, следует проводить занятия строго соблюдая методические рекомендации авторов, потому что наше творчество иногда уводит детей от истоковской категории. Решение следующей проблемы — непонимание педагогами результата работы над темой также решалось входе семинаров-практикумов, в ходе которых, разбирая итоговые занятия воспитатели поняли, что в конце каждого месяца ребёнок должен не только знать название категории, над которой мы работаем, но и понимать её, пользоваться ею, и она должна стать частью его мыслей и дел, т. е. если мы говорим о добром слове, то ребёнок должен усвоить, что надо говорить добрые слова, и после итогового занятия по данной теме, будет говорить добрые слова, меньше будет обзываться, и со сверстниками со взрослыми будетразговаривать по-доброму.

Авторы программы, особое внимание уделяют работе с родителями.

С целью ознакомления с содержанием программы, вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, в коридоре первого этажа ДОУ оформлен стенд о ходе внедрения программы «Социокультурные истоки», в приёмных групп педагоги разработали, изготовили и оформили стенды для родителей. На стенд ежемесячно помещается информация о теме программы план совместной деятельности на месяц, список художественной литературы, консультация по теме. Кроме этого, педагоги отсканировали все книги по программе и предложили родителям сканированный вариант, чтобы они могли почитать книги с детьми дома или выполнить задание.

С целью вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс по программе И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Социокультурные истоки», в ДОУ созданы семейные клубы, проводятся занятия по программе «Моя семья». проводятся экскурсии в храм святого великомученика и целителя Пантелеймона, а также ежегодно проводятся православные праздники: Рождество, Пасха, конкурсы православных стихотворений, выставки. Созданные мини — музеи, способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, а также созданию условий по ознакомлению детей с культурой русского народа.

И последняя проблема, проблема боязни родителей. Для решения данной проблемы в рамках многих тем можно интегрировать информацию. Вот несколько примеров: при ознакомлении детей с категорией «Имя». Обряд имянаречение можно показать по православному, и по — мусульманским традициям далее, через тему «Семейные традиции» можно показать православные семейные традиции и мусульманские семейные традиции. В результате созданной системы внедрения программы «Социокультурные истоки» в группах созданы мини — кабинеты, и предметно — пространственная среда по программе «Социокультурные истоки». Педагоги, внедряющие и реализующие программу постоянно транслируют опыт работы на городских и региональных конференциях: опыт работы по созданию мини музеев в ДОУ, в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» опыт работы по организации итоговых занятий, опыт по разработке совместных проектов, был представлен на Научно-практической конференции Рождественских чтений в г. Ханты-Мансийске в ноябре 2017.г. Три педагога ДОУ стали участниками городского конкурса «Источник идей», один педагог вышел во второй тур, и занял 3 место среди образовательных учреждений города. По результатам анкетирования, анализа совместной деятельности, занятий педагогов 80 % педагогов имеют высокий уровень теоретических знаний по программе «Социокультурные истоки», 20 % — средний. 78 % педагогов владеют практическими навыками организации работы по программе «Социокультурные истоки» на высоком уровне, 67 %. родителей вовлечены в образовательный процесс

Литература:

  1. Истоковедение, Том 5, Издание 5-е дополненное М.:, Издательский дом «Истоки», 2016. — 224с.
  2. Истоковедение, Том 11, М., Издательский дом «Истоки», 2015–320с.
  3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. М: Издательский дом «Истоки», 2015. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, исток, педагог, образовательный процесс, внедрение программы, занятие, образовательная деятельность, опыт работы, совместная деятельность, творческая группа.


Похожие статьи

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Новые подходы к эффективному обмену медицинской информацией. Деятельность проекта “Медицинская этика” библиотеки имени В.В. Вересаева

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Формирование метода профессионального педагогического общения в классе фортепиано (на примере школы А. Д. Артоболевской)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по методике Н. А. Коротковой. Тема «Времена года»

Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» «Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» в 1-й младшей группе

Похожие статьи

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Новые подходы к эффективному обмену медицинской информацией. Деятельность проекта “Медицинская этика” библиотеки имени В.В. Вересаева

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Формирование метода профессионального педагогического общения в классе фортепиано (на примере школы А. Д. Артоболевской)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по методике Н. А. Коротковой. Тема «Времена года»

Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» «Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» в 1-й младшей группе

Задать вопрос