В данной статье рассматривается волонтерская деятельность студентов психолого-социального факультета в отделении детской онкологии и иммунологии как один из этапов профессионального становления личности. Студенты получают практический опыт профессиональной деятельности клинического психолога, знакомятся со спецификой работы онкопсихологов, а также понимают, какие профессионально-важные качества, необходимы для работы в онкологическом стационаре.
Ключевые слова: онкопсихология, детская онкология, волонтерство, гематология, практический опыт, профессиональное становление личности.
Актуальность: Любому клиническому психологу необходим не только набор теоретических знаний, но и практическая деятельность, позволяющая выработать определенные навыки взаимодействия с клиентом (пациентом), его родственниками и коллегами по «цеху». Начинать получать профессиональный опыт следует на младших курсах обучения в высшем учебном заведении, чтобы был базис знаний, умений и навыков выполнения профессиональной деятельности (работы с пациентом/клиентом, его родственниками) по окончании ВУЗа. Что обеспечит плавное вхождение в профессию, более детальное знакомство с ней, понимание своего места и адаптацию уже готового специалиста к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей. Волонтерство является одним из способов знакомства с практической стороной профессии.
Объект исследования: волонтерская деятельность студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
Предмет исследования: волонтерство студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в отделении детской онкологии и иммунологии как способ получения ими опыта профессиональной деятельности клинического психолога.
Цель: Выявить особенности волонтерской деятельности студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в отделении детской онкологии и иммунологии как способ получения ими практического опыта работы клинического психолога.
Для достижения поставленной цели нами быливыполнены следующие задачи:
1) Анализ литературы по теме исследования;
2) Наблюдение за работой волонтеров;
3) Опрос волонтеров–студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, работающих в отделениях детской онкологии и иммунологии;
4) Анализ и обобщение результатов наблюдения и опроса волонтеров.
Методы исследования:
наблюдение;
клиническая беседа;
анализ литературных источников по теме исследования.
Респонденты: исследование проводилось в период с 04 сентября 2017 года по 20 ноября 2017 года. В нем приняли участие 4 студента 2 и 3 курса Психолого-социального факультета РНИМУ им Н. И. Пирогова, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» в возрасте от 18 до 20 лет и являющиеся действующими волонтерами в отделениях детской онкологии. Все респонденты женского пола.
Результаты: В ходе исследования нами были получены следующие результаты. В научной литературе все чаще отмечается волонтерство, как один из способов получения необходимых практических навыков, знакомства с профессией [3], что является одним из этапов профессионального становления личности [1, 2]. При этом волонтерская деятельность требует специальной подготовки. Например, волонтерство в лечебных заведениях требует определенных медицинских и психологических знаний: список диагнозов, которые могут встретиться в волонтерской практике, знание на минимальном уровне этиологии и патогенеза заболевания, а также обладать рядом качеств, таких, как дисциплинированность, ответственность, внимательность, самокритичность и энтузиазм. Помимо этого важно умение общаться с людьми разных возрастных категорий (дети, их родители), умение находить индивидуальный подход к каждому пациенту, принимать его уникальность.
К сожалению, волонтер-психолог не имеет права напрямую, как специалист, использовать большую часть своих знаний, но может применять различные приемы из арт-терапии, анализировать творческие работы своих подопечных, которые регулярно делают поделки своими руками, рисуют или фотографируют. Волонтер не проводит диагностику и профилактику, только лишь сопровождает ребенка в течение его нахождения в стационаре: ходит вместе с пациентами в процедурные кабинеты, присутствует при проведении с детьми лечебных мероприятий, а иногда (при разрешении врача) выводит пациентов на прогулку и присутствует на различных праздничных мероприятиях.
Такое тесное взаимодействие с пациентами, их родственниками позволяет волонтерам лучше понять пациентов (их родственников), их потребности, психические состояния и отследить процесс адаптации ребенка к заболеванию, нахождению в лечебном заведении и создать комфортные условия, способствующие установлению контакта между пациентами, его ближайшими родственниками и врачами для эффективного лечения.
Кроме того, волонтеры изнутри знакомятся с особенностями работы медперсонала и врачей с пациентами детской онкологической клиники, что позволит в дальнейшем проводить с ними профилактические мероприятия по предотвращению эмоционального выгорания.
Выводы и практическая значимость: Волонтерская деятельность, безусловно, является одним из этапов профессионального становления личности и хорошей практикой для студентов специальности «Клиническая психология». В процессе работы с детьми с различными онкологическими заболеваниями происходит формирование и усовершенствование навыков эффективного взаимодействия с различными категориями людей (самих пациентов, врачей, медперсонала, родственников), организации трудовой и творческой деятельности; развитие таких черт личности, как: ответственность, эмпатия, внимательность, доброжелательность, упорство, жизнелюбие и целеустремленность. Это необходимо для научной и практической деятельности будущего специалиста, работающего не только с детьми, но и со взрослыми пациентами, а также для дальнейшего профессионального роста.
Литература:
- Абрамова Г. С. Модель профессиональной деятельности практического психолога // Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию, М., изд. 2 (испр. и доп.), 1994, с.13-18.
- Психология труда. Хрестоматия: учебно-методический комплекс/ Автор и составитель С. Ю. Манухина. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009 – 320 с., стр.80-86.
- Волонтерство. [Электронный ресурс] // https://www.kakprosto.ru/kak-847303-chto-takoe-volonterstvo-#ixzz4n1db87jo (дата обращение 20.09.2017)