Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Теплякова, С. А. Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога / С. А. Теплякова, С. В. Есина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47697/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается волонтерская деятельность студентов психолого-социального факультета в отделении детской онкологии и иммунологии как один из этапов профессионального становления личности. Студенты получают практический опыт профессиональной деятельности клинического психолога, знакомятся со спецификой работы онкопсихологов, а также понимают, какие профессионально-важные качества, необходимы для работы в онкологическом стационаре.

Ключевые слова: онкопсихология, детская онкология, волонтерство, гематология, практический опыт, профессиональное становление личности.

Актуальность: Любому клиническому психологу необходим не только набор теоретических знаний, но и практическая деятельность, позволяющая выработать определенные навыки взаимодействия с клиентом (пациентом), его родственниками и коллегами по «цеху». Начинать получать профессиональный опыт следует на младших курсах обучения в высшем учебном заведении, чтобы был базис знаний, умений и навыков выполнения профессиональной деятельности (работы с пациентом/клиентом, его родственниками) по окончании ВУЗа. Что обеспечит плавное вхождение в профессию, более детальное знакомство с ней, понимание своего места и адаптацию уже готового специалиста к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей. Волонтерство является одним из способов знакомства с практической стороной профессии.

Объект исследования: волонтерская деятельность студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Предмет исследования: волонтерство студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в отделении детской онкологии и иммунологии как способ получения ими опыта профессиональной деятельности клинического психолога.

Цель: Выявить особенности волонтерской деятельности студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в отделении детской онкологии и иммунологии как способ получения ими практического опыта работы клинического психолога.

Для достижения поставленной цели нами быливыполнены следующие задачи:

1) Анализ литературы по теме исследования;

2) Наблюдение за работой волонтеров;

3) Опрос волонтеров–студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, работающих в отделениях детской онкологии и иммунологии;

4) Анализ и обобщение результатов наблюдения и опроса волонтеров.

Методы исследования:

 наблюдение;

 клиническая беседа;

 анализ литературных источников по теме исследования.

Респонденты: исследование проводилось в период с 04 сентября 2017 года по 20 ноября 2017 года. В нем приняли участие 4 студента 2 и 3 курса Психолого-социального факультета РНИМУ им Н. И. Пирогова, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» в возрасте от 18 до 20 лет и являющиеся действующими волонтерами в отделениях детской онкологии. Все респонденты женского пола.

Результаты: В ходе исследования нами были получены следующие результаты. В научной литературе все чаще отмечается волонтерство, как один из способов получения необходимых практических навыков, знакомства с профессией [3], что является одним из этапов профессионального становления личности [1, 2]. При этом волонтерская деятельность требует специальной подготовки. Например, волонтерство в лечебных заведениях требует определенных медицинских и психологических знаний: список диагнозов, которые могут встретиться в волонтерской практике, знание на минимальном уровне этиологии и патогенеза заболевания, а также обладать рядом качеств, таких, как дисциплинированность, ответственность, внимательность, самокритичность и энтузиазм. Помимо этого важно умение общаться с людьми разных возрастных категорий (дети, их родители), умение находить индивидуальный подход к каждому пациенту, принимать его уникальность.

К сожалению, волонтер-психолог не имеет права напрямую, как специалист, использовать большую часть своих знаний, но может применять различные приемы из арт-терапии, анализировать творческие работы своих подопечных, которые регулярно делают поделки своими руками, рисуют или фотографируют. Волонтер не проводит диагностику и профилактику, только лишь сопровождает ребенка в течение его нахождения в стационаре: ходит вместе с пациентами в процедурные кабинеты, присутствует при проведении с детьми лечебных мероприятий, а иногда (при разрешении врача) выводит пациентов на прогулку и присутствует на различных праздничных мероприятиях.

Такое тесное взаимодействие с пациентами, их родственниками позволяет волонтерам лучше понять пациентов (их родственников), их потребности, психические состояния и отследить процесс адаптации ребенка к заболеванию, нахождению в лечебном заведении и создать комфортные условия, способствующие установлению контакта между пациентами, его ближайшими родственниками и врачами для эффективного лечения.

Кроме того, волонтеры изнутри знакомятся с особенностями работы медперсонала и врачей с пациентами детской онкологической клиники, что позволит в дальнейшем проводить с ними профилактические мероприятия по предотвращению эмоционального выгорания.

Выводы и практическая значимость: Волонтерская деятельность, безусловно, является одним из этапов профессионального становления личности и хорошей практикой для студентов специальности «Клиническая психология». В процессе работы с детьми с различными онкологическими заболеваниями происходит формирование и усовершенствование навыков эффективного взаимодействия с различными категориями людей (самих пациентов, врачей, медперсонала, родственников), организации трудовой и творческой деятельности; развитие таких черт личности, как: ответственность, эмпатия, внимательность, доброжелательность, упорство, жизнелюбие и целеустремленность. Это необходимо для научной и практической деятельности будущего специалиста, работающего не только с детьми, но и со взрослыми пациентами, а также для дальнейшего профессионального роста.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Модель профессиональной деятельности практического психолога // Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию, М., изд. 2 (испр. и доп.), 1994, с.13-18.
  2. Психология труда. Хрестоматия: учебно-методический комплекс/ Автор и составитель С. Ю. Манухина. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009 – 320 с., стр.80-86.
  3. Волонтерство. [Электронный ресурс] // https://www.kakprosto.ru/kak-847303-chto-takoe-volonterstvo-#ixzz4n1db87jo (дата обращение 20.09.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): детская онкология, Психолого-социальный факультет, Пирогово, клинический психолог, пациент, профессиональное становление личности, волонтерская деятельность студентов, профессиональная деятельность, способ получения, Волонтерская деятельность.


Похожие статьи

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)

В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...

Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога

В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и ...

Экологическая подготовка студентов педагогических специальностей в условиях образовательного кластера «колледж — вуз»

Показывается возможность ее осуществления в условиях педагогического кластера «колледж — вуз». Приводятся данные, полученные в результате анкетирования студентов педагогического факультета, подтверждающие важность личного отношения будущих учителей н...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога

Статья посвящена важности соблюдения вопросов этики и деонтологии в процессе обучения студентов в медицинском вузе. Особое внимание уделено выбору манеры общения будущего детского хирурга-стоматолога с пациентом, путям методологического усовершенство...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности

В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...

Похожие статьи

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)

В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...

Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога

В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и ...

Экологическая подготовка студентов педагогических специальностей в условиях образовательного кластера «колледж — вуз»

Показывается возможность ее осуществления в условиях педагогического кластера «колледж — вуз». Приводятся данные, полученные в результате анкетирования студентов педагогического факультета, подтверждающие важность личного отношения будущих учителей н...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога

Статья посвящена важности соблюдения вопросов этики и деонтологии в процессе обучения студентов в медицинском вузе. Особое внимание уделено выбору манеры общения будущего детского хирурга-стоматолога с пациентом, путям методологического усовершенство...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности

В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...

Задать вопрос