В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и комфортно, в психологическом аспекте, врач-стоматолог должен владеть навыками и знаниями в области психологии и педагогики.
Ключевые слова: стоматологическая помощь, трудности, возрастные особенности, психика ребенка, качество, комфорт, психология, педагогика.
Оказание стоматологической помощи детям связано с рядом определенных трудностей, которые обусловлены особенностями психики ребенка и его возрастом [4]. Так же в процессе лечения врач и окружающая обстановка оказывает на ребёнка ряд неприятных факторов, которые вызывают эмоциональный дискомфорт ребенка.
В психотерапевтическом направлении выделяют несколько типов людей по восприятию — это визуалы, кинестетики, аудиалы, дигиталы [7].
Визуалы, когда приходят на приём, смотрят внимательно в глаза врачу при разговоре, сразу же замолкает, если врач отвёл глаза. Этому пациенту важен внешний вид врача, кабинета и то как к нему относится врач. Очень важно дать зеркало этому пациенту, после завершения лечения, чтобы он смог оценить некие изменения, задать возникшие у него вопросы или высказать своё мнение.
Кинестетики — это группа пациентов, которые любят прикосновения. Они отлично запоминают действия, которые делают исключительно сами и манипуляции, которые проводит врач. На слух никакую информацию не воспринимают.
Аудиалы — это пациенты, у которых развита отлично речь и слуховой анализатор. Они легко и непринуждённо беседуют с врачом и делятся со своими переживаниями. Эти пациенты очень хорошо запоминают все рекомендации врача [7].
Дегиталы — это своеобразный тип пациентов. Им нужно подробно рассказывать об их заболевании, стадии, возможных осложнениях, о предстоящем лечении. Для наглядности можно приводить статистические данные и приводить в пример других пациентов с таким же диагнозом и планом лечения.
Психологи считают, что огромная роль отводится возрастным особенностям, которые нужно учитывать при контакте с пациентом. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития и новообразованиями [1].
Выделяют две основные возрастные группы, это младенчество и раннее детство (от 0 до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7) [6].
Младенчество и раннее детство. Сложность этого периода заключается в том, что ребёнок не может четко изложить, что его беспокоит, так как ни родитель, ни врач не знает, что чувствует ребёнок [2]. Дети боятся незнакомых людей, резких движений, громких звуков инструментов. Все эти действия вызывают чувство страха у ребёнка. Так как словарный запас у ребёнка мал, все свои переживания он выражает криком и мимикой. Так как дети боятся чужих людей, не стоит разлучать ребёнка с родителем на время лечения [3]. Ощущая близость с родным человеком, лечение может пройти благоприятно, если грамотно предрасположить к себе пациента и его родителей.
Дошкольное детство. Основной вид деятельности в этой возрастной группе — игра. Так детям проще идти на контакт. Большинство врачей используют игру в качестве сотрудничества с маленьким пациентом, например, дать подержать инструмент, посмотреть в зеркало, показать, как чистить зубы [5]. Положительный психологический настрой родителей благоприятно влияет на самочувствие ребёнка. Нужно заслужить доверие ребёнка, не лгать что будет не больно. Нужно предупредить, что будет немного больно, если предстоит болезненная манипуляция, что он обязательно справится.
При общении с ребёнком врачу нужно придерживаться определенных правил — это проявлять интерес к личности ребёнка. Выбирать стиль общения в соответствии с возрастом, степенью зрелости ребенка и его готовностью к сотрудничеству [8]. Следить за тем, чтобы к ребенку не обращались одновременно несколько человек, так как ребенок способен воспринимать только одно обращение в одно время [6]. Стремиться установить неформальный, дружеский и естественный стиль общения. Использовать для общения не только вербальные, но и невербальные средства. Соблюдать позитивный подход и использовать позитивную лексику при описании ситуации, ознакомлении ребенка с планом лечения, оценке его поведения. Сохранять спокойствие при негативном поведении ребенка, не терять самоконтроль [7]. Проявлять гибкость, готовность к изменению плана работы в связи с поведением ребенка.
Итак, накопленные знания и опыт в области психологии общения и педагогики, создание атмосферы с отвлекающими акцентами в дизайне детского стоматологического кабинета и профессионализм — залог успешного сотрудничества пациента-ребенка и врача-стоматолога детского.
Литература:
- Шлегель Ю. В., Акимова С. Е., Сарап Л. Р., Тупикова Л. Н. Психология отношений в практике врача-стоматолога. — Эндодонтия. Today, 2013 № 2 С. 27–30.
- Царькова О. А., Гвоздева Ю. В., Пирогова Е. Ю. Объем стоматологической помощи: за и против// Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Е. 13. № 3. С.136–137
- Ракова Т. В. Роль творческого мышления в профессиональной деятельности врачей-стоматологов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2–1. С. 89–92.
- Галеса С. А., Гончарик И. Г., Курбетьев С. Г., Абиев М. А. Проблемы управления качеством услуг в детской стоматологии — Стоматология детского возраста и профилактика. 2010. Т. 9. № 3 (34). С. 9–12.
- Основы управления поведением детей и подростков на стоматологическом приеме: Учебно-методическое пособие / Попруженко Т. В., Терехова Т. Н. — Минск: БГМУ, 2005. — С. 6–18. 31–44.
- Райт Дж. Управление поведением детей на стоматологическом приеме: руководство для врачей / Дж. Райт, П. Э. Старки, Д. Э. Гаррни / под общ. ред. Т. В. Попруженко, Т. Н. Тереховой. М.: МедПресс, 2008. 302 с.
- Емельянова Л.А, Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / Л. А. Емельянова: Орский гуманитарно-технологический ин-т (фил.) Оренбурского гос. ун-та. Орск. 2008.
- Локтинова А. Ю. Взаимодействие ребенок-пациент и врач-стоматолог // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. — № 5 (часть 2) — С.346–346.