Цель данной научной статьи заключается в исследовании социально-психологических детерминантов косметической стоматологической услуги. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати в области клинической психологии. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, систематизация сбора данных.
Ключевые слова: стоматология, услуги, отношения, врач, стресс, стоматолог, медицинское страхование.
The purpose of this scientific article is to study the socio-psychological determinants of cosmetic dental services. When writing a scientific article, periodicals in the field of clinical psychology were used. The research is based on such methods as generalization, analysis, and systematization of data collection.
Keywords: dentistry, services, relationships, doctor, stress, dentist, medical insurance.
Введение. Сегодняшние социально-экономические изменения, включая те, которые происходят в сфере здравоохранения, способствовали трансформации роли пациентов из пассивных получателей медицинских услуг в активных потребителей. Пациенты все более активно участвуют в выборе способов лечения, выборе медицинского специалиста и учреждения. Медицинская помощь становится частью рыночных отношений, что вносит изменения в профессионально-этические нормы врачебной деятельности. В стоматологии эти изменения проявились одними из первых, поскольку данная отрасль медицины была среди первопроходцев в предоставлении платных услуг.
Эволюция отношений «врач-пациент» в условиях рыночной экономики заставляет пациентов ставить более высокие требования к качеству предоставляемых услуг. В этих условиях важной становится социальная роль врача. Комплексная компетентность врача предполагает не только наличие глубоких знаний в области медицинских и биологических наук, но и умение эффективно общаться. Качество взаимодействия между врачом и пациентом, их взаимные ожидания, установки и реальные действия в значительной степени определяют исход стоматологического лечения.
Исследование
В рамках исследования были проанализированы ответы 420 пациентов, получивших медицинское обслуживание в разнообразных городских стоматологических поликлиниках. Эти учреждения предоставляли услуги как на условиях обязательного медицинского страхования (ОМС), так и на условиях добровольного медицинского страхования (ДМС), а также коммерческие стоматологические услуги. Возрастная медиана участников составила 41 год. Структура респондентов следующая: 35 % — рабочие специальности, 31 % — пенсионеры, 27 % — лица с высшим образованием и 7 % — студенты. Для сбора данных использовалось анкетирование с предложением выбора ответов из предложенных вариантов и открытыми вопросами.
Пациент стоматологии выступает одновременно в двух ролях — нуждающегося в медицинской помощи и потребителя услуг. В этом контексте нас интересовало, как пациенты оценивают качество стоматологических услуг на текущий момент и по каким критериям они руководствуются в своей оценке [1].
Результаты опроса показали, что 47 % пациентов предпочитают стоматологическое лечение, проводимое по ОМС. Также 17 % респондентов указали, что готовы доплачивать за услуги, выходящие за рамки стандартного страхового покрытия, 32 % пользуются преимущественно платными услугами, а 4 % — в рамках ДМС. Несмотря на то, что страховой полис покрывает только минимально необходимый объем стоматологической помощи, для многих групп населения он является единственной возможностью поддержания здоровья полости рта. В рамках опроса 47 % участников представляли социально незащищенные слои населения, включая пенсионеров, инвалидов, граждан с низкими доходами и детей-сирот.
Таким образом, ситуация с доступностью стоматологических услуг вызывает не только социально-экономические, но и морально-этические вопросы. С одной стороны, каждый человек имеет право на получение медицинской помощи, включая стоматологическую. С другой стороны, когда медицинская помощь приобретает характер платной услуги, она становится недоступной для тех, кто в ней нуждается [3].
Развитие современного общества сопровождается значительными трансформациями в демографической структуре и явной поляризацией социальных слоев, что делает невозможным применение унифицированного подхода в организации медицинского обслуживания. К тому же увеличиваются и эстетические ожидания пациентов, подразумевающие дополнительные инвестиции в лечение.
Согласно результатам нашего исследования, к группе пациентов, готовых финансировать стоматологические услуги, относятся лица среднего возраста 41 год, обладатели средне-специального и высшего образования, с доходом свыше 15 000 рублей в месяц и занимающиеся профессиями, связанными с межличностными отношениями.
Опрос позволил выявить перечень услуг, на которые пациенты готовы выделить дополнительные средства. Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов, что дало следующие результаты: 89 % готовы финансировать лечение с применением передовых технологий; 56 % — эстетическое терапевтическое лечение; 77 % — ортопедическое лечение и 28 % — хирургические вмешательства. Только 13 % считают профессиональную гигиену и диагностические процедуры услугами, требующими дополнительной оплаты. В целом, будучи активными потребителями, пациенты отдают предпочтение платным услугам с инновационными технологиями, рассматривая их как средства сохранения здоровья и достижения желаемого эстетического результата.
Однако качество стоматологической помощи не зависит исключительно от объема и уровня технологической оснащенности врача, но также от доступности и эффективности коммуникаций между врачом и пациентом, выступающими, как участники межличностных отношений в контексте общественной сферы оказания помощи. Центральное значение в обеспечении удовлетворенности обеих сторон в лечебном процессе имеют эффективные взаимодействия и своевременное общение в системе «врач-пациент».
Какие модели взаимодействия предпочитают пациенты в стоматологической практике? Какую роль они видят для себя, будучи потребителями медицинских услуг? Анализ данных опроса показал, что большинство пациентов, а именно 39,2 %, отдают предпочтение патерналистической модели, где основная роль в процессе лечения принадлежит врачу. Такая тенденция чаще наблюдается у пациентов с невысоким уровнем знаний по медицине, ценообразованию и фармакологии. Подход патернализма может быть оправдан с позиции врачебного гуманизма, основанного на сочувствии, особенно когда пациент проявляет признаки страдания или беспомощности.
Доля респондентов, составляющих 38,8 %, склонна ко второй модели — интерпретационной. Здесь пациенту необходима поддержка врача в виде консультаций или советов для принятия решения о лечении, подчеркивая важность понимания и обоснования выбранного курса лечения.
Оставшиеся 23 % пациентов предпочитают самостоятельно решать вопросы медицинской помощи и контролировать лечебный процесс, что характеризует информационную модель взаимоотношений между врачом и пациентом. Несмотря на растущую активность пациентов как потребителей, доверие к профессионализму стоматологов остается высоким.
Терапевтический союз в стоматологии характеризуется особым взаимодействием между врачом и пациентом, где психологическое восприятие обеих сторон играет ключевую роль в успехе лечения. Несмотря на то, что стоматологическое обслуживание становится частью рынка услуг, большинство пациентов по-прежнему видят себя прежде всего как объекты лечения, а уже во вторую очередь — как потребители услуг. Таким образом, деятельность врача воспринимается пациентами как исполнение определённой профессиональной роли [2].
Исследование показало, что ключевыми и наиболее ценными характеристиками врача для пациентов являются его профессиональные знания и навыки, что подтвердили все участники опроса. Второстепенное значение пациенты придают способности врача эмпатично относиться к их состоянию — так указали 76,5 % респондентов. Также значимыми атрибутами профессионала в области медицины, по мнению участников опроса, являются «ответственность», которую выделили 72 % опрошенных, и «морально-этические качества», на которые обратили внимание 43,7 % пациентов.
Уровень удовлетворенности пациентов стоматологической помощью определяется через эффективность взаимодействия и коммуникацию между врачом и пациентом. В этом контексте большую роль играют личные качества стоматолога, что подчеркнули 82 % участников исследования. Для 13 % опрошенных личные качества врача не имеют значительного влияния на их удовлетворенность от обслуживания, тогда как 5 % респондентов испытали затруднения при определении важности этого аспекта.
Заключение. Исследование данных позволило выявить восприятие пациентами стоматологического профиля касательно личностных атрибутов врача, которые влияют на их удовлетворенность качеством предоставляемых услуг. Большинство опрошенных, а именно 72 %, считают важным, чтобы врач обладал дипломатичностью; 81 % выделяют организованность; 97 % подчеркивают необходимость знания и умения врача эффективно общаться с пациентом; 66 % ценят инициативность, а 64 % указывают на интеллектуальную гибкость медицинского специалиста.
Таким образом, лечение в области стоматологии, осуществляемое в рамках институциализированных социальных взаимодействий, формируется согласно социально-психологическим принципам. Прогресс в стоматологической практике определяется не только через экономические аспекты, но и через развитие отношений «врач-пациент», охватывающих социальные и этические измерения.
Литература:
- Бондаренко Н. Н. Врач-стоматолог и пациент — новые реалии взаимоотношений // Клин. стоматол. — 2005. — № 3. — С. 76.
- Кузьменко, Г. Г. Статус пациента стоматологической практики / Г. Г. Кузьменко.- Волгоград, 2007.- 25 с.
- Михальченко Д. В. Социально-психологические детерминанты качественной стоматологической услуги (позиция пациента) // ВНМТ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-determinanty-kachestvennoy-stomatologicheskoy-uslugi-pozitsiya-patsienta (дата обращения: 01.11.2024).