Дентофобия (обзор литературы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абрамчук, И. И. Дентофобия (обзор литературы) / И. И. Абрамчук, Ю. Х. Кильмухаметова, В. М. Батиг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/archive/164/45192/ (дата обращения: 22.12.2024).



Эффективная лечебно-диагностическая деятельность врача, кроме узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, предусматривает способность к целостному пониманию личности пациента, его внутреннего мира. Основу такого понимания составляет представление о сложных взаимосвязях между психическим состоянием человека и его болезнью. Психическое напряжение, конфликтные ситуации, могут отражаться на соматическом состоянии больного и вызывать психосоматические заболевания. Соматические заболевания, в свою очередь, влияют на настроение, восприятие окружающего мира, поведение, планы и психическое состояние человека, в целом. Кроме особенностей личности больного, на внутреннюю картину болезни и реакцию личности на нее значимое влияние осуществляет фактор болевого процесса, острота начала заболевания, страх лечения и тому подобное.

Согласно социологическим исследованиям посещение стоматолога для большинства наших сограждан является колоссальной стрессовой ситуацией. На сегодняшний день боязнь стоматологов в разной степени испытывает более 30 % населения планеты, то есть каждый третий житель. Относительно наших соотечественников, следует отметить, что страх перед стоматологическим вмешательством наиболее часто заметен у людей старшего поколения, которые имеют опыт лечения зубов без применения анестезии или на собственном опыте почувствовали сложность процедуры удаления или пломбирования зубов [15, с. 224]. Ети дискомфортные ощущения прочно закрепились в подсознании, достигнув у некоторых людей наивысшей степени страха, перейдя в тревожно-фобическое расстройство. Учитывая это важное значение для эффективности лечения имеет учет стоматологами социально-психологических особенностей работы из сохранения психического здоровья пациентов [13, с. 391].

Результаты анализа научных исследований относительно психического здоровья личности позволяет утверждать, что заинтересованность этой проблемой является достаточно значительной. В частности, много работ касается психологических особенностей предоставления стоматологической помощи пациентам детского возраста, факторов и в последствии нарушение психического здоровья разных слоев населения, разных вариантов зависимого поведения, психоорганических расстройств разного происхождения, специфики психосоматических и соматопсихических расстройств, эффективности реабилитационных мероприятий, улучшения социального состояния пациентов с изъянами психического здоровья и фармакоэкономических аспектов предоставления психиатрической помощи. Следует отметить, что в отечественной психологии изучению проблем психического здоровья личности также уделяется большое внимание. Однако большинство исследований по вопросам психического здоровья (В. Буторин [1], І. Вейнгольд-Рибкіна [2]) имели медицинский характер, их целью было изучение разнообразных проблем, которые с ним связаны. Идет речь о психических болезнях, отклонении в функционировании психических процессов и личностном развитию человека, органические синдромы и расстройства и тому подобное. Важные ориентиры относительно понимания последствий негативного влияния на психическое здоровье личности, а также смыслу помощи ей содержатся в трудах, посвященных психологии жизненного пути личности и активности субъекта жизнедеятельности в критических ситуациях (К. Абульханова-Славска [3], Л. Бурлачук [4], И. Грабовска [4], Е. Головаха [5], В. Доний [6], И. Ермаков [6], Г. Несен [6], Е. Потапчук [7], Л. Сохань [6], В. Татенко [8], Т. Титаренко [9] и др.).

Однако следует отметить, что на сегодня есть лишь одиночные работы, предметом которых является психическое здоровье стоматологического пациента.

Целью статьи является обоснование социально-психологических особенностей работы врача-стоматолога относительно сохранения психического здоровья пациентов.

На основе анализа научно-психологической литературы можно дойти к выводу, что понятие «психическое здоровье стоматологического пациента» помечает такое функционирование психики личности пациента, который обеспечивает его гармоничное взаимодействие с окружающим миром, врачом, адекватность психоэмоциональной и поведенческой реакции и состояние общего душевного комфорта. Другими словами, это состояние душевного благополучия стоматологического пациента, который характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию его поведения деятельности [1, 2].

Осуществить оценку состояния психического здоровья на сегодня достаточно сложно. Исследователи относительно этого отмечают, что грань между здоровым и психически больным человеком достаточно условна, и окончательно ее определить имеет право лишь специалист [3, 4].

Результаты анализа врачебной практики удостоверяют, что посещение стоматолога связано с ощущением разной степени страха, состояния тревоги, даже фобии. Панический, интенсивный, непреодолимый страх, объектом которого является стоматологическое лечение, называют дентофобией (стоматофобией, одонтофобией). Носители дентофобии предпочитают переносить болезненную зубную боль, занимаясь самолечением и принимая сильные обезболивающие препараты, потому обращаются в стоматологическую клинику лишь в крайне тяжелых случаях.

Страхи и фобии — это особенная разновидность психологических расстройств, что заключается в том, что определенные предметы или ситуации вызывают у человека неадекватные поведенческие реакции. Особенность фобического страха заключается в том, что обычно он вызван не реально опасными ситуациями, а такими, которые у обычных людей не вызывают особенных эмоций. Страх перед посещением врачебного кабинета известен очень многим людям, и в течение жизни с этой проблемой сталкиваются практически все. Стоматологическое вмешательство пугает любого пациента. Действия других врачей, в том числе и хирургов, как свидетельствуют наблюдение, не является причиной такого количества негативных эмоций [5, 6, 7, 20].

Без сомнения, в наши дни стоматологическая процедура никакой опасности собой практически не представляет, потому все связаны с этим страхи должны остаться в прошлом. методы анестезии, огромное количество новых технологий, что их используют во время лечения заболеваний зубов и при протезировании. Правда, невзирая ни на что, страх перед стоматологом не слабеет, а иногда даже усиливается, перерастая в очень сильную фобию. Многим людям избавиться от такой боязни достаточно сложно.

Если говорить о предпосылках возникновения страха у наших соотечественников, то их много, они имеют свои особенности и причины. Например, это длительное ожидание в поликлинике около кабинета врача, которое негативно влияет на нервы. Это также протезирование зубов, которые являются очень напряженной и тяжелой процедурой, причем порой нет никакой гарантии в том, что пациент получит именно то, что ему нужно. Не последнюю роль играют и рассказы знакомых и друзей, которым пришлось испытать боль, находясь в стоматологическом кресле. Хотя подобные истории нередко бывают сильно преувеличенными, тем не менее, таких примеров очень много [8, 9, 18, 19]. Причина страха посещения стоматологической клиники основывается прежде всего на собственном опыте пациента, которого он приобрел в свои предыдущие посещения дантиста. И обычно, особенную роль играют разные болезненные манипуляции, сформированные стоматологом. Как правило, это удаления зубов или лечения кариеса и других стоматологических заболеваний. Психологи склонны считать, что стоматологическое вмешательство вызывает сильнейший страх, ведь часто лечение зубов также бывает достаточно болезненным, особенно когда пациент не обращается к врачу своевременно. В этом случае возникает замкнутый круг, когда боль нарастает, пациент занимается самолечением, терпит, а когда терпеть уже невозможно — лишь тогда обращается к врачу. При этом процедура лечения является менее комфортной, чем при условии своевременного обращения к врачу [10, 17].

Кроме своего личного негативного опыта, причиной возникновения дентофобии могут быть и другие факторы. Например, неправильные методы воспитания, когда непослушного ребенка родители пытаются как-то уравновесить. Часто взрослые пугают детей зубным врачом, который может выдернуть зуб огромными клещами за то, что дети не слушают взрослых. Конечно, родители не всегда понимают, насколько такие способы могут оказаться вредными, поскольку детский страх поселяется в глубине подсознания, надежно там закрепляется, и потом корректировать такое состояние трудно [11,16].

Важным аспектом относительно сохранения психологического здоровья стоматологического пациента является диалог между врачом и пациентом. Основными мотивами, которые побуждают больного к общению с врачом, осознана или подсознательная потребность в совете, успокоении, консультации, социальном общении и, наконец, естественная потребность поговорить и тем же облегчить свое душевное состояние. Гуманное отношение врача должно дополнять его профессиональность: для врача важно уметь донести информацию четким, понятным для пациента языком, ведь человек, который обращается за медицинской помощью, часто не осведомлен в медицине и делает выводы о качестве лечения, ориентируясь лишь на отношение врача к своей проблеме.

Основными составляющими идеального врача являются высокий уровень профессиональных знаний, коммуникативная компетентность и высокие моральные качества. В отличие от «идеального» врача, «идеального» пациента, к сожалению, нет.

Практическая работа стоматолога наиболее успешна в том случае, когда основывается на принципах взаимопомощи, когда врач и пациент помогают друг другу. Для того, чтобы психологические проблемы не стали существенным ограничением профессиональной практики врача-стоматолога, желательно завладеть базовыми знаниями о психологии пациента. Строя свои отношения с пациентом, врач должен учитывать, как минимум, вековые особенности. Кроме того, следует помнить о необходимости индивидуального подхода к пациенту. Независимо от того, какую специализацию имеет стоматолог, прежде всего он должен уметь грамотно выстраивать общение с взрослыми, потому что в одной ситуации взрослые — это пациенты, в другой — они родители пациентов, которые несут ответственность за их здоровье, контролируя выполнение врачебных рекомендаций ребенком [12, 13, 14, 15].

Однозначная причина возникновения дентофобии до сих пор не определена, однако изучено, что при тревожном расстройстве происходят изменения в работе ЦНС: производство и обмен серотонина и норадреналина (Титаренко Т. М., 1994).

В настоящее время изучена цепочка процессов, происходящих в лимбической системе. Таламус (Thalamus) — центр для изображения звуков: оценивает их размер, форму, цвет, тембр, громкость, звучание, а затем передает в кору. Кора (Cortex) получает оцененные сигналы и дает мозгу осознать: что наблюдается или слышится. Префронтальная кора может «выключить» сигнал тревоги при отсутствии угрозы. Миндалина (Amygdala) — эмоциональное ядро головного мозга: эмоционально окрашивает проходящую через нее информацию, а также играет главенствующую роль в инициировании острой реакции на страх. Опорное ядро терминальной полоски (Bed Nucleus of Stria Terminals) в отличие от миндалины, которая индуцирует острый всплеск страха, BNST «закрепляет» реакцию страха, в результате чего возникают тревожные расстройства. Голубое пятно (Locus Ceruleus) получает сигналы от миндалины, отвечает за классическую соматическую реакцию тревоги, а именно: тахикардию, повышение АД, потливость, мидриаз. Гиппокамп (Hippocampus) — центр памяти для сохранения информации, приходящей от органов чувств, которая уже эмоционально «оценена» миндалиной [8, 9, 20, 21, 22].

Выводы. На основе анализа научно психологической литературы можно прийти к выводу, что понятие «психическое здоровье стоматологического пациента» помечает такое функционирование психики личности пациента, который обеспечивает его гармоничное взаимодействие с окружающим миром, врачом, адекватность психоэмоциональной и поведенческой реакции и состояние общего душевного комфорта.

Литература:

  1. Буторин В. И. Что нужно знать о нервно-психических заболеваниях / Буторин В. И. — М.: «Медицина», 1965. — 39 с.
  2. Вейнгольд-Рыбкина И. В. О причинах психических заболеваний / Вейнгольд-Рыбкина И. В. — Фрунзе, 1971. — 18 с.
  3. Абульханова К. А. Проблемы регуляции индивидуального сознания / Абульханова К. А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. // Психологический журнал. — 1990. — № 5. — С. 27–40.
  4. Бурлачук Л. Ф. Основы психотерапии: Учеб. пособие / Л. Ф. Бурлачук, И. А. Грабовськая, А. С. Кочерян. — К.: Ника-Центр., М.: Алетейа, 1999. — 320 с.
  5. Головаха Е. И. Психология человеческого взаимоотношения / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. — К., 1989. — 189 с. Психологічні науки © Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України, 2016 Випуск 1
  6. Життєві кризи особистості: Наук.-методичний посібник: У 2 ч. / Ред: В. М. Доній, Г. М. Несен, Л. В. Сохань, І. Г. Єрмаков та ін. — К.: ІЗМН, 1998. — Ч. 1: Психологія життєвих криз особистості. — 354 с.
  7. Потапчук Є. М. Теорія та практика збереження психічного здоров’я військовослужбовців: Монографія / Є. М. Потапчук. — Хмельницький, 2004. — 322 с.
  8. Татенко В. А. Субъект психической активности в онтогенезе: дисс… д-ра психол. наук: 19.00.01 / В. А. Татенко. — Киевский ун-т им. Тараса Шевченко. — К., 1997. — 373 с.
  9. Титаренко Т. М. Жизненный мир личности: структурно-генетический подход: дисс… д-ра психол. н.: 19.00.01 / Т. М. Титаренко. — АПН Украины; Институт психологии. — К., 1994. — 305 с.
  10. Про внесення змін до Основ законодавства України про охорону здоров’я щодо удосконалення надання медичної допомоги [Електронний ресурс]: Закон України від 07.07.2011 № 3611-VI// Комп’ютер. інформ.-прав. система «Ліга». — Адреса в мережі «Інтернет»: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/3611–17
  11. Ваганов П. Д. Періоди дитячого віку / П. Д. Ваганов // — Медичний науковий та навчально-методичний журнал. — 2005. — № 28. — С. 3–16.
  12. Ісаєва Н. С. Психологічні особливості надання стоматологічної допомоги пацієнтам дитячого віку [Електронний ресурс] / Н. С. Ісаєва, І. І. Якубова // Новини стоматології. — 2013. — № 2 (75). — С. 16–20.
  13. Діденко О. В. Урахування особливостей взаємовідносин у психологічній роботі з сім’ями співробітників правоохоронних органів / О. В. Діденко // Збірник наукових праць Національної академії Державної прикордонної служби України. Сер.: Педагогічні та психологічні науки. — 2015. — № 1 (74). — С. 391–403.
  14. Айер У. Психология в стоматологической практике / СПб.: Питер, 2008. 224 с.
  15. Анисимова Е. Н., Гасанова З. М., Молчанов А. С., Рязанцев Н. А. Психологический способ коррекции страха и тревоги перед стоматологическим вмешательством // Эндодонтия today. 2012. № 1. С. 31–35.
  16. Бакшеева С. Л., Горбач Н. А., Алямовский В. В. Мероприятия по оптимизации стоматологической помощи населению северных территорий Красноярского края// Институт стоматологии. 2009. Т. 2. № 43. С. 12–15.
  17. Казакова Л. Н., Бабаджанян С. Г., Терещук О. С. Экспериментально-психологическое исследование состояния детей перед стоматологическим вмешательством // В сборнике: Стоматология: шаг в будущее. Сборник материалов международного научного e-симпозиума. 2013. С. 90–98.
  18. Казакова Л. Н., Бабаджанян С. Г. Оценка эмоционального состояния детей перед стоматологическим вмешательством // Академический журнал Западной Сибири. 2013. Т. 9. № 3 (46). С. 75–76.
  19. Рыжова Е. А., Петрова А. П. Формирование долгосрочных позитивных отношений врача-стоматолога и пациента // Дентал Юг. 2010. № 5. C. 56.
  20. https://vk.com/wall-91386488_6604
  21. http://fobiya.info/strah-situatsij/dentofobiya
  22. http://ortodent-vl.ru/faq/o-psikhologii-i-psikhote
Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, стоматологический пациент, врач, страх, окружающий мир, пациент, психическое здоровье личности, стоматологическое вмешательство, гармоничное взаимодействие, общий душевный комфорт.


Задать вопрос