Показывается возможность ее осуществления в условиях педагогического кластера «колледж — вуз». Приводятся данные, полученные в результате анкетирования студентов педагогического факультета, подтверждающие важность личного отношения будущих учителей начальных классов к необходимости экологического образования младших школьников.
Ключевые слова:экологическое образование, экологическая культура, экологическая подготовка, педагогический кластер.
Отношение ребенка к окружающей среде в существенной степени определяют основные факторы: непосредственное познание природы, школьное экологическое образование и средства массовой информации. Из этих факторов именно экологизация школьного обучения обладает возможностью целенаправленной, скоординированной и системной передачи знаний [2], в которой образование, как сфера наиболее тесно связанная с формированием личности, ее экологической культуры, должно взять на себя ответственность по решению этого вопроса. Причем ключевой фигурой в э сфере образования был и всегда остается педагог — компетентный учитель-профессионал, владеющий всем арсеналом средств экологического образования и воспитания учащихся. Творческая личность, способная к осуществлению экологизации целостного педагогического процесса, стремящаяся к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений, от которой во многом зависит планирование и организация общественно-полезных действий учащихся по защите и улучшению окружающей среды. Следовательно, необходимо готовить будущих педагогов к осуществлению экологического образования в начальной школе, к созданию благоприятные условия для формирования экологической культуры через познавательную, опытническую, творческую, практико-исследовательскую, краеведческую, спортивно-оздоровительную и другие виды деятельности [3].
Приднестровью необходимо вливаться в мировое движение к устойчивому развитию, включающее в себя целенаправленное «конструирование» будущего, гармонизацию социально-экономических процессов с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений планеты. Формировать у учащихся бережное отношение к природе сможет тот учитель, который сам увлечен благородной задачей охраны окружающей среды и испытывает устойчивый интерес к природоохранной работе. В этой связи специально организованная экологическая подготовка учителей как составная часть их профессионально-педагогической подготовки будет способствовать решению важной задачи — развитию экологической культуры самих педагогов, сформирует их убеждения в необходимости целенаправленной работы по экологическому образованию учащихся.
В процессе исследования, проводимого на базе Бендерского педагогического колледжа и Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко была предпринята попытка выяснить значимость для будущих педагогов формирования у учащихся начальных классов определенного объема экологических знаний, умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к природе, окружающей среде, своему здоровью.
Сравнительные данные по результатам анкетирования студентов факультета педагогики и психологии дневного и заочного отделения можно представить в виде диаграмм, приведенных ниже.
Диаграммы 1–2 отражают ответы студентов на вопрос: «Считаете ли вы необходимым вести систематическую экологическую работу с младшими школьниками?».
Диаграммы 3–4 показывают заинтересованность студентов экологическими проблемами.
Рис. 1. Диаграмма 1.
Рис. 2. Диаграмма 2.
Рис. 3. Диаграмма 3.
Рис. 4. Диаграмма 4.
Анализ результатов проведенного анкетирования еще раз подчеркивает эффективность создания педагогического кластера ориентированного на организацию профессиональной подготовки учителей, которая по нашему мнению, даст возможность формирования важного профессионально значимого качества учителя — его готовности к эколого-педагогической деятельности, способной перейти в эколого-педагогическую компетентность как высшую ступень профессионализма.
Становление экологической культуры студентов — будущих учителей начальных классов происходит именно при системном взаимодействии социальных институтов (колледж, вуз), осуществляющих их профессиональную подготовку. Как справедливо, подчеркивает Н. М. Мамедов, «только обеспечивая постоянное пополнение экологических знаний модно расширить противоречия между наличным и общественно необходимым уровнем этих знаний у людей. В этом случае, экологизация не будет являться механическим добавлением к общему образованию, а станет органичной частью системы образования в целом» [1].
Литература:
1. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. — М.; 1996.
2. Осокина Валентина Николаевна. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2004.- 181 c.
3. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. — Казань: РИЦ «Школа», 2010. — 102 с.
4. Стукаленко Н. М. Обобщенные результаты исследования системного подхода к экологической подготовке учителей в условиях непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 4; URL: www.science-education.ru/98–4753 (дата обращения: 01.10.2013).
5. Сырадоева В. Т., Сырадоев Д. В. Научно-образовательный кластер: Преимущества и проблемы http://kirgteu.com/