Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики
Авторы: Ушнурцева Нина Никитична, Топор Анна Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 02.04.2016
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Ушнурцева, Н. Н. Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики / Н. Н. Ушнурцева, А. В. Топор. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10202/ (дата обращения: 17.12.2024).
Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров впериод педагогической практики
Ушнурцева Нина Никитична, кандидат педагогических наук, доцент;
Топор Анна Владимировна, старший преподаватель
Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь, Молдова)
Ключевые слова: эколого-ориентированная деятельность; педагогическая практика, направления эколого-ориентированной деятельности.
Модернизация системы образования, наличие разноуровневости и многопрофильности, расширение сферы образовательных услуг, необходимость быстрого реагирования на изменения социального заказа определяют сложный и полифункциональный характер профессиональной деятельности современных педагогов, т том числе и учителей начальных классов.
В этом ключе, профессиональные цели специалистов в области начального образования состоят не только в передаче знаний, социального опыта человечества, но и в обеспечении психолого-педагогической поддержки становления личности ученика в тесном взаимодействии со средой социальной и природной. Этому весьма способствует эколого-ориентированная деятельность, рассматривается нами как одна из составляющих экологической деятельности, которая по определению А. Д. Урсула включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности [3].
По мнению О. Г. Роговой задачи экологической деятельности условно можно разделить несколько групп [2].
1 группа — задачи экологической деятельности в области окружающей среды, включающие в себя:
– Сохранение и восстановление: природных объектов, биоразнообразия, объектов культурного наследия.
– Инженерная защита окружающей среды; предотвращение негативных воздействий, ликвидация последствий негативных воздействий.
– Исследование фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды.
– Преобразование: оптимизация и преобразование урбанизированной среды, экодизайн ландшафтов.
2 группа — задачи экологической деятельности в сфере человека следующие:
– Создание благоприятных условий и среды производственной деятельности человека
– Создание благоприятной социально-бытовой среды
– Воспроизводство: физическое и психическое здоровье человека, сохранение продуктивных способностей, передача здорового генотипа будущим поколениям.
3 группа — задачи экологической деятельности в области общественных отношений, такие как:
– Правовое регулирование
– Экономическое регулирование
– Экологическое образование и просвещение: развитие экологической культуры общества на уровнях семьи, локального сообщества, региона, государства и в подсистемах экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности, создание информационного поля окружающей среды в средствах массовой информации, международное взаимодействие по проблемам экологии и экологического образования.
Исходя из вышесказанного, в современных условиях подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» особую актуальность приобретает организация деятельности будущих педагогов в период прохождения педагогической практики, поскольку способствует развитию у выпускников способности применять полученные теоретические знания в различных педагогических ситуациях. Помимо этого педагогическая практика предоставляет широкие возможности для реализации эколого- ориентированной деятельности будущих учителей начальных классов, как в процессе преподавания школьных предметов, так и во внеклассной и внеурочной работе с учащимися.
При организации эколого-ориентированной деятельности студентов необходимо опираться как на общепедагогические, так и на эколого-ориентированные принципы работы, осуществляя реализацию следующих направлений:
– индивидуальная работа,
– групповая работа,
– массовая работа [2].
Причем подход должен быть двусторонним: принципы необходимо реализовать как при подготовке будущих педагогов, так и готовить бакалавров для их реализации в работе с младшими школьниками.
Рассмотрим реализацию этих направлений в деятельности бакалавров и учащихся при проведении индивидуальной работы.
Бакалавры (профиль «Начальное образование») |
Учащиеся начальных классов |
Подготовка докладов |
|
Индивидуальная работа с учащимися, оказание консультационной поддержки; подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений. Помощь при изготовлении наглядных пособий и компьютерном оформлении работы |
небольшие сообщения на заданную тему в устной или письменной форме |
Эколого-ориентированные задания |
|
Подборка заданий, и алгоритма их выполнения, проведение мастер-классов (например, изготовление кормушки из пластиковых бутылок), консультационная и практическая помощь в процессе выполнения заданий |
Изготовление поделок из бытовых отходов (бутылок, коробок и т. п.) Выращивание рассады цветов для посадки на пришкольном участке и т. п. |
Организация групповой работы так же может быть представлена как деятельность бакалавров и учащихся начальных классов.
Бакалавры (профиль «Начальное образование») |
Учащиеся начальных классов |
Работа над экологическими проектами |
|
Выбор тематики проекта. Разработка алгоритма его реализации (в совокупности это могут быть несколько взаимосвязанных эколого-ориентированных заданий). Индивидуальная работа с учащимися, оказание консультационной поддержки; подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке материалов. Помощь при компьютерном оформлении работы. Консультационная и практическая помощь в процессе выполнения заданий |
Участие в таких проектах как: «Водоемы Приднестровья», «Флора родного края», «Красная книга» и т. п. (Например, при реализации проекта «Флора родного края» выполняются следующие задания: подготовка сообщений о культурных, декоративных, лекарственных, редких и т. д. растениях республики; выбор декоративного растения с целью высадки на пришкольном участке (проращивание рассады) — уточнение соответствующей информации об этом растении; посадка растений на пришкольном участке, уход за ними. |
Массовые формы работы проводятся в форме встреч с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в районных и городских мероприятиях.
Бакалавры должны иметь теоретическую подготовку в плане организации и проведения мероприятий такого рода, а также уметь организовывать агитационную работу, направленную на привлечение младших школьников к эколого-ориентированной деятельности.
Считаем необходимым отметить, что не зависимо от того, какое направление организации экологически ориентированной работы реализуется, необходимо учитывать условия эффективного осуществления данного вида деятельности, а именно:
– заинтересовывать учащихся в проведении экологической работы;
– пробуждать в них желание осуществлять эколого-ориентированную исследовательскую деятельность (ученик должен хотеть провести это исследование, ведь если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится);
– тематика работы проекта должна соответствовать возрасту учащихся и уровню их подготовки;
– выбранная тема или направление работы должны быть доступны в плане реализации (ученик должен суметь это сделать, но прежде всего это должен уметь делать учитель!);
– работа, выполняемая младшими школьниками должна приносить удовлетворение обоим сторонам, как ученику, так и педагогу (в нашем случае бакалавру — будущему учителю начальных классов)
Еще один аспект организации экологически ориентированной деятельности студентов-бакалавров: невозможно осуществлять руководство любой деятельностью, в том числе и экологической, если не видишь всю структуру работы, не знаешь методики, не можешь определить направления детальности. Особое внимание в организации и проведении эколого-ориентированной исследовательской деятельности необходимо уделять диагностике уровня удовлетворенности учащихся своей работой, ее результативностью. Поощрение осуществляется посредством вручения грамот, сертификатов. Причем это должно соблюдаться как по отношению к студентам, так по отношению к младшим школьникам. Важным этапом в подготовке бакалавров к педагогической практике является их знакомство со спецификой проведения подобных награждений (на каком уровне и за что возможно выдавать поощрительные дипломы, сертификаты участников, грамоты и т. п.; правила их оформления).
Систематически проводимая с бакалаврами эколого-ориентированная работа теоретического, практического и методического характера, позволит сформировать соответствующие умения по организации и проведению подобной деятельности с младшими школьниками, что на много повысит уровень их работы в данном направлении уже в качестве практикующих педагогов.
Литература:
- Гагарин А. В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности // Вестник ОГУ.- 2004. — № 1. — С. 33–38.
- Роговая Ольга Геннадьевна Экологическая деятельность как сфера проявления экологической компетентности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 57. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-deyatelnost-kak-sfera-proyavleniya-ekologicheskoy-kompetentnosti
- Топор А. В., Кодрул Е. Н. Организации эколого-ориентированной исследовательской деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 497–499.
- Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул // Философские науки. — 1986. — № 1. — С. 35–42.