Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 02.07.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Гарнатка, А. А. Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников / А. А. Гарнатка, Д. Р. Галлямова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 392-395. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116258/ (дата обращения: 17.07.2024).



В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников; приемы проявления и укрепления интереса к изучению природы.

Ключевые слова: экология, экологическое просвещение, экологическое воспитание, младший школьный возраст.

The paper presents the results of studying the problem of environmental education of younger schoolchildren in MBOU «Secondary school No. 44 with UIOP named after K. D. Ushinsky», Nizhnevartovsk. The article examines modern forms of environmental education and upbringing of younger schoolchildren; techniques for demonstrating and strengthening interest in the study of nature.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры реализуется Федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», что предъявляет определенные требования к формам, методам и современным подходам экологического просвещения и воспитания младших дошкольников. Экологическое просвещение и воспитание должно соответствовать экологическим проблемам сегодняшнего дня, учитывать изменения, происходящие в обществе, а также соответствовать современным тенденциям развития образовательной политики страны. Поэтому важно начинать экологическое просвещение и воспитание с младшего школьного возраста.

Целью работы является изучение проблемы экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовска.

Изучение проблемы экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста (первые классы всех параллелей) проводили в начальной школе МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовска в период с 1.09.2023 по 30.05.2024 г.

Экологическое воспитание является важной составляющей образования младших школьников. Оно направлено на формирование у детей экологического сознания, ответственности за окружающую среду и правильного отношения к природным ресурсам. Однако, несмотря на важность данной темы, существуют определенные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и родители при организации экологического просвещения и воспитания младших школьников [1, 2].

Таблица 1

Результаты проведенной диагностики среди учеников первых классов (84 ребенка) МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовска

Диагностируемые параметры

Высокий уровень ( от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. Ребенок обладает широкими знаниями о различных растениях и животных сообществ)

Средний уровень ( от 7 до 11 верных ответов. Ребенок способен усваивать основные связи, объекты и явления. Постепенно развивается общая представленность о природном мире.)

Низкий уровень ( от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется недостатком знаний или узкими искаженными представлениями о животных и растениях)

уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах

18 ребенка (21 %)

43 ребенка (51 %)

23 ребенка (28 %)

уровень сформированности экологического воспитания и просвещения

16 детей (19 %)

38 детей (45 %)

30детей (36 %)

вовлеченность и интерес к экологическим проблемам

19 детей (22 %)

25 детей (30 %)

40 детей (48 %)

По результатам диагностики стало понятно, что у 18 детей высокий уровень сформированности экологического воспитания и просвещения. Школьники обладают прочными знаниями об окружающей среде и знакомы с экологическими проблемами. У 35 учащихся средний уровень. Детям знакомы базовые сведения об окружающем мире, но они испытывают трудности в знание основ экологической культуры и экологических проблем. У 31 ребенка определен низкий уровень. Школьники неправильно ответили на большинство вопросов по причине низкого уровня знаний о природе.

По результатам проведенной диагностики выявлены следующие проблемы: одной из основных проблем экологического воспитания младших школьников является отсутствие у них полного осознания важности экологии. Дети в младшем дошкольном возрасте не всегда понимают, как их действия могут повлиять на окружающую среду и почему это важно. Они могут не замечать мелких деталей, таких как выключение света или закрытие крана после использования. Поэтому, одной из задач педагогов и родителей является привлечение внимания детей к экологическим проблемам и объяснение, почему их забота об окружающей среде имеет большое значение [3, с.52].

Второй важной проблемой является отсутствие практического опыта у младших школьников в области экологии. Дети могут знать о проблемах загрязнения окружающей среды и вымирания видов, но не иметь представления о том, как они могут помочь решить эти проблемы. Они могут не знать, как сортировать мусор, экономить энергию или сохранять воду. Поэтому важно предоставить детям возможность практического опыта, проводя экологические мероприятия и задания, которые позволят им применить полученные знания на практике.

Еще одной проблемой экологического воспитания младших школьников является отсутствие постоянного внимания к данной теме. Дети могут быть заинтересованы и вовлечены в экологические проекты на начальной ступени обучения, но со временем это внимание может угасать. Это может быть вызвано другими приоритетами в образовательном процессе или просто утомлением от повторяющихся заданий. Поэтому, важно поддерживать постоянный интерес к экологии и разнообразить методы воздействия на детей, чтобы сохранить их мотивацию [7, с. 137–145].

И одним из ключевых факторов в решении этих проблем является система экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста. Рассмотрим современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников; приемы проявления и укрепления интереса к изучению природы.

Младший школьный возраст является наиболее подходящим периодом для формирования осознанного отношения к окружающей среде. В этом возрасте дети активно усваивают новые знания и формируют свои ценностные ориентации. Познакомив детей с основными принципами экологии и проблемами окружающей среды, мы помогаем им стать ответственными гражданами и заботливыми хранителями природы [9, с. 36].

В работе по экологическому просвещению младших дошкольников мы использовали различные методы и формы. Одним из самых эффективных способов привлечь внимание младших школьников к экологии является проведение интерактивных занятий на уроках. Вместо традиционной лекции, педагог может организовать игру или эксперимент, в котором дети сами будут исследовать и понимать принципы сохранения природы. Например, можно провести эксперимент с разложением органических отходов или сделать прогулку в парк, чтобы дети увидели живые растения и животных в их естественной среде обитания [8].

Для того чтобы младшие школьники лучше понимали важность экологии, необходимо организовывать различные экологические мероприятия. Например, можно провести субботник на территории школы или в ближайшем парке, где дети будут собирать мусор и убирать территорию. Также важно организовывать экскурсии в природные заповедники или на фермы, где дети смогут наблюдать за животными и растениями, а также узнать о методах их сохранения.

Садоводство и выращивание растений — это отличный способ научить детей бережно относиться к природе. В рамках учебного процесса можно организовать школьный огород, на котором дети будут сажать и ухаживать за растениями. Это поможет им на практике узнать о процессе роста и развития растений, а также понять важность заботы о них. Кроме того, дети смогут собирать урожай и использовать его для приготовления еды или создания экологических проектов.

Важно показывать детям примеры из реальной жизни, чтобы они видели, как их действия могут повлиять на окружающую среду. Педагоги и родители могут рассказывать истории о знаменитых экологах и их достижениях, а также о простых людях, которые сделали важные открытия в экологии [9].

Также мы проводили специальные тематические дни, посвященные экологии. На этих мероприятиях дети участвовали в интерактивных играх, конкурсах и мастер-классах, которые помогали им лучше усвоить материал и прочувствовать его на практике.

Таким образом, важно, чтобы дети уже с младшего школьного возраста осознали свою роль в сохранении природы и стали активными участниками экологических инициатив. Так как экологическое просвещение и воспитание — трудный, системный и продолжительный процесс обучения младших школьников пониманию проблем в экологии и путей сохранения экологии. Работая над экологическим просвещением и воспитанием детей, целесообразно применять различные занимательные и наглядные педагогические формы. Именно благодаря этому образованию люди создают невероятные способы защиты и помощи нашей природы и планеты. Необходимо постоянно проводить в школах мероприятия по экологической тематике, чтобы ученики осознавали свою связь с живым миром и понимали все последствия загрязнения планеты

Литература:

  1. Бажанова Е. О. Психология человека и общества. 2022. № 3 (44). С. 5–12.
  2. Бисекенова Р. А. Методология и технология проектной деятельности в образовательном учреждении. Сборник статей по итогам проведения I Всероссийской научно- практической конференции кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета. Астрахань, 2021. С. 32–35
  3. Богапова З. Ф., Хафизова Э. Р. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе. Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. — 2018. — № 1 (4). — С. 18–21.
  4. Везетиу Е. В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников / Е. В. Везетиу // Universum: психология и образование. — 2018. — № 4 (46). — С.11–13
  5. Куанаева М. М. Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира / М. М. Куанаева // Современные проблемы географии: межвуз. сб.науч. трудов. / сост.: В. В. Занозин [и др.] — Астрахань, 2019. — С. 233–237.
  6. 6.Лапонькина Т. А. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» / Т. А. Лапонькина // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 126–129.
  7. Лучезарнова И. В., Котельникова Л. Н. Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 137–145.
  8. Тимофеева А. Г. Эколого-педагогическая работа в образовательной среде начальной школы. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 122–125.
  9. Ходаницкая Г. А. Формирование экологической компетентности в начальной школе /Г. А. Ходаницкая, А. Р. Бекирова // Январские педагогические чтения. — 2018. — № 4 (16). -С. 50–53.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое просвещение, ребенок, окружающая среда, младший школьный возраст, экологическое воспитание, воспитание детей, проблема, школьник, нижневартовск, высокий уровень.


Похожие статьи

Задать вопрос