Основой для организации и реализации проектной деятельности в начальной школе являются: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации гл.2, ст.9 Организация проектной деятельности учащихся опирается на совместную систематическую работу учителя, учащихся, привлечение родителей учащихся, по созданию условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности для достижения ими личностных, предметных и метапредметных результатов обучения в учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности. [13; ст.9]
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого — развитие экологической культуры народа каждого члена общества. [5; 5]
В связи с переходом на новый стандарт образования, ФГОС даёт возможность систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях, взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.
Актуальность. Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать. Этим и объясняется актуальность данной работы, что и определило выбор темы исследования: «Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Цель данного исследования — изучить условия формирования экологических понятий у младших школьников и организовать работу по их реализации на практике.
Объект исследования — учебный процесс, направленный на формирование экологических понятий у младших школьников.
Предмет исследования — условия, способствующие формированию экологических понятий у учащихся 3-го класса, обучающихся по программе А. А. Вахрушева,
Д. Д. Данилова и др. «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100».
Гипотеза исследования: я считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию экологических понятий у учащихся младших классов может быть реализована при осуществлении следующих условий:
процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных особенностей восприятия окружающей природы младшими школьниками; процесс формирования экологических понятий будет осуществляться на основе межпредметных связей; учебный процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с внеклассными мероприятиями.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
—Изучить и проанализировать теоретический и методический материал по теме исследования.
—Изучить процесс формирования экологических понятий у младших школьников.
—Проанализировать вариативные действующие программы по формированию экологических понятий младших школьников.
—Провести диагностику уровня сформированности экологических понятий у младших школьников.
—Разработать и провести уроки с межпредметной интеграцией, внеклассные мероприятия по формированию экологических понятий у третьеклассников.
—Провести экспериментальное исследование по оценке эффективности выбранных приёмов и методов по формированию экологических понятий у младших школьников.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы и методических подходов по проблеме моего исследования. Наблюдение за учебной деятельностью обучающихся в третьем классе. Педагогический эксперимент. Статистическая обработка данных, полученных в результате проведения эксперимента.
База исследования — БМОУ«Сош № 85» г.Ульяновска, 3 Г класс, 26 человек.
При анализе материала мною использовались методы анкетирования, наблюдения, анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования, изучение учебных программ, наблюдение за поведением детей в природе, реакцией детей на информацию учителя. Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями, с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности. Для усвоения правил поведения в природе можно использовать природоохранные знаки, которые нарисовали сами дети.
Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников.
Одной из эффективных форм экологического образования являются уроки-экскурсии в природную среду. Цель экскурсии в природу экологической направленности состоит, прежде всего, в ознакомлении школьников с путями и средствами воздействия человека на природу, показе ведущей роли антропогенного фактора в изучении окружающей среды, в осознании ими великой ответственности за судьбу природы, личной причастности к делу охраны природы. Таким образом, можно заключить, что экскурсия является оптимальной формой для становления у школьников прочных экологических понятий, так как у детей повышается познавательный интерес к природе, навыки взаимодействия с ней. [1; 15]
Еще одной оптимальной формой организации процесса экообразования является игра. Она может применяться как отдельный метод образования. Игры, используемые для формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры-путешествия. Одним из эффективных методов формирования экологических понятий является метод наблюдения. Учитель определяет формы наблюдений и организует те, которые развивают направленность внимания, фиксацию наиболее существенных свойств объекта. Наблюдение можно вести на уроке и во внеурочное время. В процессе формирования экологических понятий важным источником знаний являются словесные методы. Большое место в формировании экологических понятий отводится этическим беседам.Тематика этических бесед может быть самой различной: «Природа просит помощи и защиты», «На страже земного друга», «Земля наш общий дом». В формировании экологических понятий помогают творческие дискуссии на уроках. Например, при изучении темы «Животный мир» спор развернулся вокруг групп животных, которые в основном курсе окружающего мира не рассматриваются — червей и паукообразных. Класс можно разделить на две группы: «критики», призванные показывать негативное в представителях, говорящие об их уничтожении и «защитники», которые призваны рассказывать о достоинствах этих животных, об их необходимости. На уроках формируется понятия: «зона обитания», «экологические цепи питания». [1; 48]
Внеклассные занятия по формированию экологических понятий.
Тема: «Лес как природный комплекс»
Тема занятия раскрывается через игровую деятельность, где дети помогают художнику исправить ошибки и создать картину леса, в которой всё находится в природном равновесии. На уроке проходит закрепление понятий «Цепь питания», «Красная книга», «Ярусы леса». Повторяются полученные ранее знания: «Кто что ест?», «Роль грибов в жизни деревьев». [2; 5]
Устный журнал «В лесу родилась ёлочка».
(Занятие проводится накануне Нового Года)
Пройдя по страницам устного журнала «В лесу родилась ёлочка», ученики обогатят свои знания о природе, научатся помогать ей конкретными делами, восхитятся величием лесной красавицы –ели. А коллективное творческое дело по созданию альтернативной ели пробуждает в детях чувство ответственности за сохранение прекрасного в природе. И очень важно, что в это время рядом с детьми их родители. Подготовительная работа проходила в течение месяца, каждую страницу готовили одну неделю. В подготовке принимали участие дети и их родители. [7; 85]
Тема: «Красная книга Поволжского округа». Экскурсия в Краеведческом музее города Ульяновска.
В музее дети повторяют известные сведения о Красной книге России, знакомятся с историей создания Красной книги Поволжского округа. Узнают из выступлений одноклассников о редких растениях и животных родного края. Домашнее задание — выполнить творческую работу по теме.
Тема: Осень в произведениях художников, поэтов, музыкантов.
Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Во время работы над сочинением, дети знакомятся с произведениями поэтов об осени, творчеством И. И. Левитана, под руководством учителя составляют план предстоящего сочинения. На дом даётся задание — отредактировать сочинение. [3; 96]
Урок внеклассного чтения
Тема: Зимние явления живой и неживой природы в устном народном творчестве, поэзии, сказках.
Во время урока дети в ходе викторины вспоминают, из каких сказок взяты строки, в которых говорится о зиме, читают стихотворения, которые составили сами. Знакомятся с рассказами В.Бианки «Снежная книга», «История года» Г.-Х. Андерсена (отрывок). На дом даётся задание: зарисуйте на отдельном листе иллюстрацию к одному из этих произведений. Кто затрудняется, может нарисовать красивый зимний пейзаж. [12; 179]
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1.Экологическое образование школьников — приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся.
2.Теоретические основы экологического образования младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3.Для систематизации работы необходима программа экологического образования младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
4.При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических понятий, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Таким образом, проведенные мной исследования свидетельствуют о том, что, при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов по предмету Окружающий мир» на различных уроках и во внеклассной работе: расширятся и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке, повысится уровень знаний младших школьников; углубится мотивация и активизация деятельности учащихся в природе, сформируются навыки заботливого отношения к объектам природы; школьники получат развитие экологических представлений, которые при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения; ребята внимательно станут относиться к природе родного края; процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников, в тесной взаимосвязи с другими предметами и внеклассными мероприятиями;
Проведенное мною исследование подтвердило выдвинутую ранее гипотезу — если систематически использовать различные формы, методы работы на уроках окружающего мира, если задания экологического содержания будут включаться в другие уроки, если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания, то процесс формирования экологических понятий у младших школьников будет эффективным.
Литература:
1. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей. — Ш.: 1996. — с.69.
2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в 3 классе. Методические беседы. — М.: Просвещение, 1997, с. 13–15
3. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. — М., 1984. — 102с.
4. Егоренков Л. И. Основы начального экологического воспитания: учебное пособие. — М.: Прометей, 1996, с. 35–41
5. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 1992
6. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1984
7. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Тесты. Учебно-методическое пособие. — Изд. Дрофа. — М.: 2003, 234 с
8. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 1999, с.3–15.
9. Леонтьев М. Р., Самотесов Е. Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. — 1994. — № 3. — с.5.
10. Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: Книга для учителя. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 1996.
11. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, № 10
12. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н.Куров. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 192с., ил
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации гл.2 ст.9