Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе
Автор: Королева Наталья Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 09.06.2020
Статья просмотрена: 2637 раз
Библиографическое описание:
Королева, Н. А. Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе / Н. А. Королева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5367/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: экология, дошкольники, воспитание.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [3:3].
В процессе усвоения системы знаний дошкольники овладевают умениями актуализировать свои прежние знания и использовать их для получения новых. Систематизированные знания значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют последовательно подвести их к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности.
Понятие «система знаний». Знания экологического характера о природе
В педагогике знание рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности. В. И. Логинова подчеркивает, что имеющиеся у ребенка знания постоянно меняются, перестраиваются, дополняются. С каждой новой ступенью познания, когда ребенок узнает новое для себя, знания обогащаются: увеличивается их объем, содержательность, появляется системность.
Одним из главных понятий темы является понятие системы. Суммируя общие позиции разных авторов, можно утверждать, что система — это целостное образование, состоящее из множества связанных между собой элементов, образующих в совокупности такое единство, которое дает ему новое качество.
В работе Н. Н. Кондратьевой центральным звеном является система знаний, ведущую роль в которой играют иерархически упорядоченные обобщения. Усвоение дошкольниками этой системы становится началом формирования у них навыков соответствующего поведения [4].
Под систематизацией принято понимать объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей; установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил.
Знания могут быть определены как система, если они включают: знания о самих предметах, объектах или явлениях действительности (их структуре, свойствах, качествах) и знания о существенных связях между ними. Система знаний у человека все время углубляется и расширяется в процессе обучения или по мере накопления жизненного опыта.
При определении содержания той или иной системы знаний следует учитывать, что дети дошкольного возраста обнаруживают способность к вычленению существенных признаков воспринимаемых объектов и установлению причинно-следственных связей в том случае, когда эти признаки и связи представлены достаточно наглядно и обнаруживаются при непосредственном восприятии.
Основными направлениями систематизации знаний о природе у детей являются:
- Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию.
- Обобщение и разделение (классификация) растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой.
- Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы [9:76].
Таким образом, система знаний по мере накопления материала и освоения детьми все более глубоких связей будет расширяться и углубляться.
Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему
Ознакомление с природой — важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию восприятия, мышления, речи. Дети учатся классифицировать предметы на основе выделения существенных признаков, общих для определенной группы предметов. Действия классификации имеют важное значение для упорядочения знаний, способствующих распознаванию предмета как представителя того или иного класса, но не гарантируют понимание детьми особенностей его строения и функционирования. Поэтому, необходимо формировать у дошкольников умения в процессе анализа рассматривать объект в системе предметов, в которой он существует и функционирует. Это позволяет избежать отрывочности и хаотичности знаний, позволяет создать целостное представление о предмете.
Таким образом, правильно отобранные и соответствующим образом систематизированные знания дают положительный эффект в интеллектуальном развитии дошкольников, который проявляется в следующем:
– в процессе усвоения таких знаний у ребенка формируется умение произвольно актуализировать свой опыт и использовать его в познании нового;
– систематизированные знания значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют подвести к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности;
– систематизированные знания способствуют логической организации познавательной деятельности; на определенном этапе они начинают выступать как средство анализа окружающей действительности [2:109].
Вместе с умственным развитием дошкольников, необходимо формировать экологическую воспитанность, которая выражается в гуманно — ценностном отношении к природе. Основными проявлениями такого отношения служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Дети должны усвоить, что человек способен думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидеть последствия своих поступков, осознанно относиться к себе, к другим живым существам, к природе в целом. Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважении принципов милосердия как нормы отношения, понимания его значения для жизни других природных объектов.
Таким образом, формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
– развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
– формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
– накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой [7:8].
Методы и приемы формирования системных знаний о природе у старших дошкольников
Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Иначе говоря, это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Метод включает в себя большое разнообразие приемов, различные варианты их сочетания.
К основным методам экологического воспитания относятся: создание и поддержка эколого-развивающей среды, наблюдение, моделирование и игровая деятельность.
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Под средой понимается все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и т. д. Озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера. Внутреннее пространство (место пребывания человека) — это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира. В такой среде дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании растений, в уходе за ними. Разнообразие растительного мира на участке детского сада, правильная организация зеленой зоны в помещении учреждения составляют развивающую экологическую среду. Главной особенностью этого метода является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
Территория или отдельные помещения, занятые объектами природы, называются экологическими пространствами. К ним относят: уголки природы, комнаты природы, зимний сад, участок детского сада, огород, цветник.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для их жизни, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие экологического сознания, первых практических умений. Но только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в воспитании дошкольников [5:146].
Одним из ведущих наглядных методов, используемых в работе с дошкольниками, является наблюдение. Его предлагается рассматривать с разных позиций:
- Наблюдение как метод представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход, что обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого предмета или объекта.
- Наблюдение как сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря рассказу воспитателя у детей формируются представления о мире природы, развиваются мышление и речь.
- Наблюдение как деятельность , в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый акт умственной работы. По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы [6:109].
Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами.
Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. В ДОО используются следующие виды моделей:
–Предметные модели . Воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений;
–Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов — макетов;
–Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы [6:115].
Одним из важнейших практических методов экологического образования детей является игра. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность; это специально организованная воспитателем деятельность, включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются. Особое значение занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы познавательного и занимательного материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют знания о природе. Дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и т. д.), развивает память и внимание. Используются следующие виды дидактических игр:
– Предметные, с использованием предметов природы (листья, шишки, камешки, семена);
– Настольно — печатные (лото, домино, разрезные картинки);
– Словесные (ответы на различные вопросы, загадки);
– Творческие (строительные с применением природного материала и сюжетно — ролевые).
Таким образом, использование игр как формы организации экологической работы с детьми, приобретает особое значение, т. к. направлено на развитие и коррекцию личностной сферы детей.
Среди словесных методов необходимо отметить беседу с детьми, рассказ воспитателя и чтение природоведческой художественной литературы.
Подводя итог, можно выделить главное: природа на Земле представляет собой огромную сложную систему. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества (системы) организмов (сообщества растений или животных) и установлено, что организм является их составной частью, связанной с другими. Выяснили, что ребенок, осваивая представления о связях в природе, развивается интеллектуально, т. е. совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Рассмотрели методы и приемы формирования системных знаний о растениях и выяснили, что наиболее значимым является совместная деятельность воспитателя с детьми. Только при этом условии возможно эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно — волевых качеств.
Литература:
1. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2002.
2. Нисканен Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших пед.уч.заведений. — М.: Академия, 2002.
3. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Новая школа, 1993.
4. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: thelib.ru онлайн — чтение 28.05.16 10.20
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005.
6. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1988.
7. Саморукова П. Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 4.
8. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Академия, 2006.
9. Хайдурова И. А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей 5 лет // Умственное воспитание детей в детском саду. — Л.,1987.
Похожие статьи
Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания
В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
В статье представлена авторская методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...
Экологическое воспитание детей
В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.
Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
В статье автор делится опытом по организации экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
В статье автор описывает результаты реализации программы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.
Похожие статьи
Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания
В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
В статье представлена авторская методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...
Экологическое воспитание детей
В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.
Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
В статье автор делится опытом по организации экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
В статье автор описывает результаты реализации программы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.