Пути формирования представлений о рациональном природопользовании у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 11.07.2020

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Гросс, А. В. Пути формирования представлений о рациональном природопользовании у младших школьников / А. В. Гросс. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72546/ (дата обращения: 19.12.2024).



В последнее время экологическому образованию все больше внимания уделяется как в начальной школе (что нашло отражение в последних ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты), так и в дошкольных образовательных учреждениях.

Педагоги С. Д. Дерябо, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова подчеркивали, что планету может спасти лишь деятельность человека, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.

Рациональное природопользование, обучение которому осуществляется уже с детского сада, является одной из составляющих по созданию необходимых условий сохранения и дальнейшего развития цивилизации. В тоже время актуальна проблема, связанная с отсутствием обоснованных данных о психолого-педагогических возможностях в работе с младшими школьниками по формированию представлений о рациональном природопользовании.

Младший школьный возраст, по мнению психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Е. В. Субботского, П. М. Якобсона, является возрастом формирования личности, у младшего школьника начинает формироваться система мотивов, рождаются этические инстанции. Психологи и педагоги И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова, Н. Д. Соколова и др. едины во мнении, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Повышение уровня сформированности представлений о рациональном природопользовании подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса формирования представлений о рациональном природопользовании на каждом возрастном этапе и его практической реализации с учётом выявленных особенностей. Однако изучение состояния формирования представлений о рациональном природопользовании в современной начальной школе выявило противоречие: с одной стороны — активная природа младшего школьника, его импульсивность, эмоциональность, интенсивность формирования у него наглядно-образной картины мира, с другой стороны — преобладание воздействия на интеллектуальную сферу личности ребёнка в практике формирования представлений о рациональном природопользовании, что слабо влияет на формирование представлений о рациональном природопользовании у младших школьников. Кроме того, существует противоречие между продекларированным в школьных учебниках правилами экологически грамотного поведения и накоплением детьми негативного опыта собственного бездействия в ситуации обострения экологических проблем.

Р. С. Немов дает следующее определение представлению: «Представление — это мыслительный процесс, в результате которого происходит воссоздание образов, в данный момент не воздействующих на органы чувств [1].

Представление можно охарактеризовать как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент, но которые воссоздаются на основе предыдущего опыта человека [2].

На первых этапах формирования представлений о рациональном природопользовании младших школьников наиболее целесообразны методы, которые корректируют и анализируют сложившиеся у младших школьников экологические ценностные интересы, потребности и ориентации. Используя их опыт природоохранительной деятельности и наблюдений, педагог в ходе беседы с помощью цифр, фактов, суждений вызывает эмоциональные реакции учеников, стремится сформировать личное отношение к проблеме у детей.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, которые стимулируют самостоятельную деятельность младших школьников.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.).

Большое внимание в современной школе уделяется проектной деятельности. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность, в том числе и экологического содержания, очень популярна как в детских садах, так и в начальной школе. В то же время, педагогам, зачастую, не хватает современных методических рекомендаций, наглядных пособий. Учебно-методический комплект «Юные экологи Москвы» предоставляет очень разнообразные материалы для реализации проектов экологической тематики и проектов по образованию для устойчивого развития.

Проект — это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой носит социально значимый характер, связанный с преобразованием окружающей среды по самостоятельному замыслу. Он может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Дети и взрослые могут искать пути ресурсосбережения в детском саду, в школе, у себя дома: откуда берется мусор, куда он девается, изучать ресурсосберегающие знаки на упаковках, искать способы экономии бумаги, изготавливать бумагу из старых газет и другой макулатуры. Отдельные проекты можно посвятить утилизации батареек, полиэтиленовым пакетам и поиску путей уменьшения их использования.

Крайне важной темой, которая рассматривается в данном комплекте, является тема экономного использования воды: дети могут изучать, откуда приходит вода в детский сад, в школу, в дом, почему и как ее нужно экономить, исследовать, водные ресурсы города, посещать водоемы. Не менее важна в современных условиях и тема энергосбережения: откуда берется свет, тепло в детском саду, в школе, дома; что такое электростанция, как наше каждодневное поведение может влиять на изменение климата, и т. п.

Проекты, посвященные повторному использованию вещей и отходов: обмен книгами, игрушками, ремонт книг, игрушек, изготовление из бросового материала оборудования для экспериментирования, игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для игр, театральных костюмов и декораций и т. п.

Можно предложить следующие проекты по рациональному природопользованию: «Откуда в городе вода?», «Откуда в кране вода?», «Почему воду нужно беречь?», «Путешествие капельки», «Наше озеро», «Наша река», «Откуда вода в роднике?».

При разработке мероприятий по экологическому воспитанию во внеурочной деятельности, учитель должен чётко представлять результат своей работы, подбирать такие её формы, которые гарантируют желаемый результат, использовать диагностирование результативности и эффективности внеурочной деятельности.

Рассматривая особенности формирования представлений о рациональном природопользовании в младшем школьном возрасте, следует подчеркнуть следующее:

− в процессе формирования представлений о рациональном природопользовании у младших школьников наблюдается разрыв между уровнем экологических представлений и уровнем их поведения;

− развитие представлений об окружающем мире и развитие экологической активности у детей младшего школьного возраста, идет от совершения поступков по прямой или косвенной просьбе со стороны учителя, родителей, товарищей к действиям по внутреннему побуждению. Но и на более высоком уровне оказывается необходимым систематическое педагогическое подкрепление их экологической деятельности в виде подсказки, намека, напоминания;

− формирование представлений о рациональном природопользовании неразрывно связано с другими проблемами воспитательного процесса, стоящими перед учителем начальных классов;

− в формировании представлений о рациональном природопользовании необходима целенаправленная и систематическая работа по организации нравственного поведения школьников в единстве с обеспечением развития их нравственных знаний, формированием моральных представлений и чувств, в усвоении моральных норм.

Литература:

  1. Востриков А. А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования. // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. — 270 с.
  2. Кочарян Л. Б. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. //Дисс. — М., 2014. — 207 с.
  3. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / О. Н. Лазарева. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. — 392 с.
  4. Гагарин, А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. /А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. — 232 с.
  5. Горбенко А. В., Довженко С. В. (ред.) Актуальные вопросы современной психологии и педагогики 2010 Часть 1 Педагогические науки / Под ред. А. В. Горбенко, С. В. Довженко. — Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рациональное природопользование, детский сад, младший школьный возраст, формирование представлений, школьник, экологическое воспитание, внеурочная деятельность, младший школьник, начальная школа, окружающая среда.


Похожие статьи

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Пути формирования личностных УУД у младших школьников

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Пути формирования личностных УУД у младших школьников

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос