Рилс как современный приём формирования экологических представлений у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Гарнатка, А. А. Рилс как современный приём формирования экологических представлений у младших школьников / А. А. Гарнатка, Д. Р. Галлямова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121596/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье раскрываются современные подходы к решению задач экологического образования младших школьников ; особенности формирования экологических представлений у младших школьников. Представлен опыт внедрения рилсов в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1». Приведены результаты внедрения рилсов в образовательный процесс. Определена достаточно высокая степень эффективности применения рилсов для формирования у младших школьников экологических представлений.

Ключевые слова: младший школьный возраст, экологические представления, экология рилс.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югра реализуется Федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», что предъявляет определенные требования к формам, методам и современным подходам экологического просвещения и воспитания младших дошкольников. Экологические представления, воспитание и просвещение младших школьников должно соответствовать экологическим проблемам сегодняшнего дня, учитывать стремительные изменения, происходящие в обществе, а также соответствовать современным тенденциям развития образовательной политики страны. Поэтому важно начинать формирование экологических представлений, просвещение и воспитание с младшего школьного возраста.

Целью работы является использование рилсов в образовательном процессе по формированию экологических представлений детей младшего школьного возраста в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1».

Формирование экологических представлений, экологического просвещения и воспитания является важной составляющей начального образования младших школьников. Оно направлено на формирование у детей экологического сознания, ответственности за окружающую среду и правильного отношения к окружающей природе. Несмотря на важность данной темы, существуют определенные трудности, с которыми сталкиваются педагоги и родители [1, 2].

Таблица 1

Результаты исследования среди учеников начальных классов (12 детей) КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №

Диагностируемые параметры

Высокий уровень (от 15 до 20 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. Ребенок обладает широкими знаниями о различных растениях и животных сообществ)

Средний уровень (от 7 до 11 верных ответов. Ребенок способен усваивать основные связи, объекты и явления. Постепенно развивается общая представленность о природном мире.)

Низкий уровень (от 0 до 6 правильных ответов.Характеризуется недостатком знаний или узкими искаженными представлениями о животных и растениях)

уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах

2 ребенка

(16 %)

1 ребенок

(8 %)

2 ребенка

(16 %)

уровень сформированности экологического воспитания и просвещения

4 ребенка

(34 %)

5 детей

(42 %)

4 детей

(34 %)

вовлеченность и интерес к экологическим проблемам

6 детей

(50 %)

6 детей

(50 %)

6 детей

(50 %)

По результатам исследования видно, что у 2 детей высокий уровень сформированности экологических представлений, экологического воспитания и просвещения. Дети обладают прочными знаниями об окружающей среде, им знакомы экологические проблемы нашей планеты. У 4 учащихся средний уровень. Детям знакомы базовые сведения об окружающем мире, но они испытывают трудности в знании основ экологической культуры и экологических проблем. У 6 детей определен низкий уровень. Школьники неправильно ответили на большинство вопросов по причине низкого уровня представлений о природе, о ее сохранении и экологических проблемах. [3, с. 233]

Выявили следующие проблемы.

Одной из основных проблем экологического воспитания младших школьников является отсутствие у них полного осознания важности экологии. Дети в младшем дошкольном возрасте не всегда понимают, как их действия могут повлиять на окружающую среду и почему это важно. Они могут не замечать мелких деталей, таких как выключение света или закрытие крана после использования. Поэтому, одной из задач педагогов и родителей является привлечение внимания детей к экологическим проблемам и объяснение, почему их забота об окружающей среде имеет большое значение [3, с. 52].

Второй важной проблемой является отсутствие практического опыта у младших школьников в области экологии. Дети могут знать о проблемах загрязнения окружающей среды и вымирания видов, но не иметь представления о том, как они могут помочь решить эти проблемы. Они могут не знать, как сортировать мусор, экономить энергию или сохранять воду. Поэтому важно предоставить детям возможность практического опыта, проводя экологические мероприятия и задания, которые позволят им применить полученные знания на практике.

Еще одной проблемой экологического воспитания младших школьников является отсутствие постоянного внимания к данной теме. Дети могут быть заинтересованы и вовлечены в экологические проекты на начальной ступени обучения, но со временем это внимание может угасать. Это может быть вызвано другими приоритетами в образовательном процессе или просто утомлением от повторяющихся заданий. Поэтому, важно поддерживать постоянный интерес к экологии и разнообразить методы воздействия на детей, чтобы сохранить их мотивацию [7, с. 137–145].

И одним из ключевых факторов в решении этих проблем является система экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста. Рассмотрим современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников; приемы проявления и укрепления интереса к изучению природы.

После изучения результатов исследования пришли к выводу: необходимо внедрение современных приемов формирования экологических представлений, экологического просвещения и воспитания младших школьников. В современных условиях глобализации и цифровизации использование детьми мобильного телефона возрастает, растёт популярность рилсов, дети снимают короткие видео на переменах, что становятся современным приемом в образовательном процессе. [4, 5]

Рилсы — короткие видеоролики, длительностью обычно от 15 до 60 секунд, которые позволяют творчески выражать свои мысли, делиться моментами из жизни и демонстрировать навыки. Для детей это динамичный и привлекательный формат. Рилс позволяет школьникам визуально воспринимать информацию, погружая их в разнообразные экологические темы через короткие видео и анимации, что способно значительно повысить интерес к изучаемым вопросам. Яркие образы и запоминающиеся видео помогают закрепить полученные экологические представления и делают их более доступными для понимания. Краткость формата позволяет быстро донести ключевые идеи, стимулируя учащихся к дальнейшему исследованию экологических проблем.

Кроме того, рилс может служить эффективным приёмом для распространения информации о экологических проблемах, вдохновляя окружающих на активные действия. Взаимодействие с такими материалами способствует формированию критического мышления и способности анализировать информацию, что особенно важно в контексте современных экологических вызовов. [7, 8]

С помощью рилсов можно уникально подать как образовательный материал, закрепить пройденные темы, видеоролики способны визуализировать актуальные экологические проблемы для определённых регионов, и демонстрировать непосредственное воздействие экологических изменений на окружающую природу. Используя яркие и эмоциональные образы, рилс способен вдохновлять на действия, направленные на защиту окружающей среды. Простота создания рилса привлекает младших школьников: любой из детей может записать видео на телефон, отредактировать его, добавив фильтры и звук, и сразу же поделиться с окружающими.

Для записи короткого видео-рилс, мы адаптировали технологию создания рилс для младших школьников, создав определенный алгоритм-сценарий.

Таблица 2

Алгоритм создания экологического рилс

Этапы

Содержание работы

Пример

  1. Подготовка

Постановка цели, выделение проблемы.

Проблема загрязнения окружающей среды

  1. Составление сценария

Написание текста к видео и расписывание сцен для съёмки.

Дети выходят из школы, Вася выбрасывает бумажку от конфет, Лиза ему говорит: «Вася нельзя нужно выбросить в мусорный бак! Подумай, что будет если все будут кидать мусор на землю» (появляется фото, где ребенок завален мусором) (вздрагивает, морщится) Вася выбрасывает бумажку и говорит: «Нееее, я так не хочу». Вместе: «Только вместе сохраним чистоту на земле!»

  1. Съемка, монтаж видео

Съемка, монтаж кадров, наложение музыкального она

Техническая часть (наложение легкой фоновой музыки, изготовление заставки, монтаж видео).

Таблица 3

Тематический план экологических рилсов на 2023–2024 учебный год для учащихся начальной школы

Месяц

Тема рилса

Сентябрь- Октябрь

«Спасем планету от мусора»

Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

Ноябрь

«Кормушка для птиц».

Цель — приобщение к экологическому движению, привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления и охраны окружающей среды.

Декабрь

«Сохраним живую елочку»

Цель -формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.

Январь

«Берегите воду!»

Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.

Февраль

«Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

Март

«Береги энергию!».

Цель — привлечение внимания к проблемам энергосбережения в современном мире, призыв к бережному отношению к природе и окружающей среде.

Апрель

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Цель — развитие эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни и экологической культуры.

По результатам исследования в конце учебного года видно, что у 4 детей высокий уровень сформированности экологических представлений, экологического воспитания и просвещения. Дети обладают прочными знаниями об окружающей среде, им знакомы экологические проблемы нашей планеты. У 6 учащихся средний уровень. Детям знакомы базовые сведения об окружающем мире, но они испытывают трудности в знании основ экологической культуры и экологических проблем. У 2 детей определен низкий уровень. Школьники неправильно ответили на большинство вопросов по причине низкого уровня представлений о природе, о ее сохранении и экологических проблемах.

Таким образом, можно сделать вывод, что рилсы можно применять как прием в экологическом образовании младших школьников, формируя более устойчивое и ответственное поколение, способное заботиться о будущем планеты. Рилсы в образовании стали не просто трендом, а современным приемом формирования экологических представлений, экологического просвещения и воспитания младших школьников.

Литература:

  1. 1.Богапова З. Ф., Хафизова Э. Р. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе. Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. — 2018. — № 1 (4). — С. 34–50.
  2. Везетиу Е. В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников. Е. В. Везетиу. Universum: психология и образование. — 2018. — № 4 (46). — С.18–25.
  3. Куанаева М. М. Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира. М. М. Куанаева. Современные проблемы географии: межвуз. сб.науч. трудов. / сост.: В. В. Занозин [и др.] — Астрахань, 2019. — С. 233–237.
  4. Лучезарнова И. В., Котельникова Л. Н. Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 137–145.
  5. Тимофеева А. Г. Эколого-педагогическая работа в образовательной среде начальной школы. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 122–125.
  6. Ходаницкая Г. А. Формирование экологической компетентности в начальной школе. Г. А. Ходаницкая, А. Р. Бекирова. Январские педагогические чтения. — 2018. — № 4 (16). -С. 89–93.
  7. Чубарь О. В. Как делать рилс. Идеи, форматы, заголовки, сценарии, алгоритмы, охваты. Современные технологии развития видео. — Екатеринбург, 2023. — С. 25–86.
  8. Фаршатов Р., Артамонов К. Первая в мире книга про Reels. Актуальные приемы развития Reels. — Москва, 2023. — С. 16–52.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, ребенок, проблема, школьник, экологическое воспитание, экологическое просвещение, представление, младший школьный возраст, образовательный процесс, Нижневартовская школа.


Похожие статьи

Задать вопрос