В статье раскрываются современные подходы к решению задач экологического образования младших школьников ; особенности формирования экологических представлений у младших школьников. Представлен опыт внедрения рилсов в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1». Приведены результаты внедрения рилсов в образовательный процесс. Определена достаточно высокая степень эффективности применения рилсов для формирования у младших школьников экологических представлений.
Ключевые слова: младший школьный возраст, экологические представления, экология рилс.
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югра реализуется Федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», что предъявляет определенные требования к формам, методам и современным подходам экологического просвещения и воспитания младших дошкольников. Экологические представления, воспитание и просвещение младших школьников должно соответствовать экологическим проблемам сегодняшнего дня, учитывать стремительные изменения, происходящие в обществе, а также соответствовать современным тенденциям развития образовательной политики страны. Поэтому важно начинать формирование экологических представлений, просвещение и воспитание с младшего школьного возраста.
Целью работы является использование рилсов в образовательном процессе по формированию экологических представлений детей младшего школьного возраста в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1».
Формирование экологических представлений, экологического просвещения и воспитания является важной составляющей начального образования младших школьников. Оно направлено на формирование у детей экологического сознания, ответственности за окружающую среду и правильного отношения к окружающей природе. Несмотря на важность данной темы, существуют определенные трудности, с которыми сталкиваются педагоги и родители [1, 2].
Таблица 1
Результаты исследования среди учеников начальных классов (12 детей) КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
Диагностируемые параметры |
Высокий уровень (от 15 до 20 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. Ребенок обладает широкими знаниями о различных растениях и животных сообществ) |
Средний уровень (от 7 до 11 верных ответов. Ребенок способен усваивать основные связи, объекты и явления. Постепенно развивается общая представленность о природном мире.) |
Низкий уровень (от 0 до 6 правильных ответов.Характеризуется недостатком знаний или узкими искаженными представлениями о животных и растениях) |
уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах |
2 ребенка (16 %) |
1 ребенок (8 %) |
2 ребенка (16 %) |
уровень сформированности экологического воспитания и просвещения |
4 ребенка (34 %) |
5 детей (42 %) |
4 детей (34 %) |
вовлеченность и интерес к экологическим проблемам |
6 детей (50 %) |
6 детей (50 %) |
6 детей (50 %) |
По результатам исследования видно, что у 2 детей высокий уровень сформированности экологических представлений, экологического воспитания и просвещения. Дети обладают прочными знаниями об окружающей среде, им знакомы экологические проблемы нашей планеты. У 4 учащихся средний уровень. Детям знакомы базовые сведения об окружающем мире, но они испытывают трудности в знании основ экологической культуры и экологических проблем. У 6 детей определен низкий уровень. Школьники неправильно ответили на большинство вопросов по причине низкого уровня представлений о природе, о ее сохранении и экологических проблемах. [3, с. 233]
Выявили следующие проблемы.
Одной из основных проблем экологического воспитания младших школьников является отсутствие у них полного осознания важности экологии. Дети в младшем дошкольном возрасте не всегда понимают, как их действия могут повлиять на окружающую среду и почему это важно. Они могут не замечать мелких деталей, таких как выключение света или закрытие крана после использования. Поэтому, одной из задач педагогов и родителей является привлечение внимания детей к экологическим проблемам и объяснение, почему их забота об окружающей среде имеет большое значение [3, с. 52].
Второй важной проблемой является отсутствие практического опыта у младших школьников в области экологии. Дети могут знать о проблемах загрязнения окружающей среды и вымирания видов, но не иметь представления о том, как они могут помочь решить эти проблемы. Они могут не знать, как сортировать мусор, экономить энергию или сохранять воду. Поэтому важно предоставить детям возможность практического опыта, проводя экологические мероприятия и задания, которые позволят им применить полученные знания на практике.
Еще одной проблемой экологического воспитания младших школьников является отсутствие постоянного внимания к данной теме. Дети могут быть заинтересованы и вовлечены в экологические проекты на начальной ступени обучения, но со временем это внимание может угасать. Это может быть вызвано другими приоритетами в образовательном процессе или просто утомлением от повторяющихся заданий. Поэтому, важно поддерживать постоянный интерес к экологии и разнообразить методы воздействия на детей, чтобы сохранить их мотивацию [7, с. 137–145].
И одним из ключевых факторов в решении этих проблем является система экологического просвещения и воспитания детей младшего школьного возраста. Рассмотрим современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников; приемы проявления и укрепления интереса к изучению природы.
После изучения результатов исследования пришли к выводу: необходимо внедрение современных приемов формирования экологических представлений, экологического просвещения и воспитания младших школьников. В современных условиях глобализации и цифровизации использование детьми мобильного телефона возрастает, растёт популярность рилсов, дети снимают короткие видео на переменах, что становятся современным приемом в образовательном процессе. [4, 5]
Рилсы — короткие видеоролики, длительностью обычно от 15 до 60 секунд, которые позволяют творчески выражать свои мысли, делиться моментами из жизни и демонстрировать навыки. Для детей это динамичный и привлекательный формат. Рилс позволяет школьникам визуально воспринимать информацию, погружая их в разнообразные экологические темы через короткие видео и анимации, что способно значительно повысить интерес к изучаемым вопросам. Яркие образы и запоминающиеся видео помогают закрепить полученные экологические представления и делают их более доступными для понимания. Краткость формата позволяет быстро донести ключевые идеи, стимулируя учащихся к дальнейшему исследованию экологических проблем.
Кроме того, рилс может служить эффективным приёмом для распространения информации о экологических проблемах, вдохновляя окружающих на активные действия. Взаимодействие с такими материалами способствует формированию критического мышления и способности анализировать информацию, что особенно важно в контексте современных экологических вызовов. [7, 8]
С помощью рилсов можно уникально подать как образовательный материал, закрепить пройденные темы, видеоролики способны визуализировать актуальные экологические проблемы для определённых регионов, и демонстрировать непосредственное воздействие экологических изменений на окружающую природу. Используя яркие и эмоциональные образы, рилс способен вдохновлять на действия, направленные на защиту окружающей среды. Простота создания рилса привлекает младших школьников: любой из детей может записать видео на телефон, отредактировать его, добавив фильтры и звук, и сразу же поделиться с окружающими.
Для записи короткого видео-рилс, мы адаптировали технологию создания рилс для младших школьников, создав определенный алгоритм-сценарий.
Таблица 2
Алгоритм создания экологического рилс
Этапы |
Содержание работы |
Пример |
|
Постановка цели, выделение проблемы. |
Проблема загрязнения окружающей среды |
|
Написание текста к видео и расписывание сцен для съёмки. |
Дети выходят из школы, Вася выбрасывает бумажку от конфет, Лиза ему говорит: «Вася нельзя нужно выбросить в мусорный бак! Подумай, что будет если все будут кидать мусор на землю» (появляется фото, где ребенок завален мусором) (вздрагивает, морщится) Вася выбрасывает бумажку и говорит: «Нееее, я так не хочу». Вместе: «Только вместе сохраним чистоту на земле!» |
|
Съемка, монтаж кадров, наложение музыкального она |
Техническая часть (наложение легкой фоновой музыки, изготовление заставки, монтаж видео). |
Таблица 3
Тематический план экологических рилсов на 2023–2024 учебный год для учащихся начальной школы
Месяц |
Тема рилса |
Сентябрь- Октябрь |
«Спасем планету от мусора» Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах. |
Ноябрь |
«Кормушка для птиц». Цель — приобщение к экологическому движению, привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления и охраны окружающей среды. |
Декабрь |
«Сохраним живую елочку» Цель -формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу. |
Январь |
«Берегите воду!» Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов. |
Февраль |
«Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять». Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей. |
Март |
«Береги энергию!». Цель — привлечение внимания к проблемам энергосбережения в современном мире, призыв к бережному отношению к природе и окружающей среде. |
Апрель |
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цель — развитие эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни и экологической культуры. |
По результатам исследования в конце учебного года видно, что у 4 детей высокий уровень сформированности экологических представлений, экологического воспитания и просвещения. Дети обладают прочными знаниями об окружающей среде, им знакомы экологические проблемы нашей планеты. У 6 учащихся средний уровень. Детям знакомы базовые сведения об окружающем мире, но они испытывают трудности в знании основ экологической культуры и экологических проблем. У 2 детей определен низкий уровень. Школьники неправильно ответили на большинство вопросов по причине низкого уровня представлений о природе, о ее сохранении и экологических проблемах.
Таким образом, можно сделать вывод, что рилсы можно применять как прием в экологическом образовании младших школьников, формируя более устойчивое и ответственное поколение, способное заботиться о будущем планеты. Рилсы в образовании стали не просто трендом, а современным приемом формирования экологических представлений, экологического просвещения и воспитания младших школьников.
Литература:
- 1.Богапова З. Ф., Хафизова Э. Р. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе. Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. — 2018. — № 1 (4). — С. 34–50.
- Везетиу Е. В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников. Е. В. Везетиу. Universum: психология и образование. — 2018. — № 4 (46). — С.18–25.
- Куанаева М. М. Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира. М. М. Куанаева. Современные проблемы географии: межвуз. сб.науч. трудов. / сост.: В. В. Занозин [и др.] — Астрахань, 2019. — С. 233–237.
- Лучезарнова И. В., Котельникова Л. Н. Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 137–145.
- Тимофеева А. Г. Эколого-педагогическая работа в образовательной среде начальной школы. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 122–125.
- Ходаницкая Г. А. Формирование экологической компетентности в начальной школе. Г. А. Ходаницкая, А. Р. Бекирова. Январские педагогические чтения. — 2018. — № 4 (16). -С. 89–93.
- Чубарь О. В. Как делать рилс. Идеи, форматы, заголовки, сценарии, алгоритмы, охваты. Современные технологии развития видео. — Екатеринбург, 2023. — С. 25–86.
- Фаршатов Р., Артамонов К. Первая в мире книга про Reels. Актуальные приемы развития Reels. — Москва, 2023. — С. 16–52.