Методическое пространство через создание методического кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 15.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Акопова, Я. А. Методическое пространство через создание методического кластера / Я. А. Акопова, Е. В. Еремина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — URL: https://moluch.ru/archive/528/116679/ (дата обращения: 16.07.2024).

Препринт статьи



Статья транслирует опыт организации методического пространства через создание методического кластера.

Ключевые слова: методическая деятельность, методическое пространство, методический кластер.

Методическая деятельность — это непрерывное развитие, поиск и обновление форм и содержания работы по повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Методическая деятельность в лицее базируется, прежде всего, на педагогических инновациях. Под ними понимаются процессы, происходящие в образовательном пространстве отдельной организации, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также способны сформировать действенный механизм обобщения и распространения передового и новаторского опыта. И здесь наибольший результат может быть достигнут за счет объединения усилий, ресурсов, потенциалов каждого методического объединения учителей, создания определенной системы методической деятельности.

Спроектировать и выстроить такую систему, или инфраструктуру, наиболее эффективно позволяет сетевое взаимодействие как образовательных организаций, так и отдельных педагогов.

Определим основные принципы сетевого взаимодействия [1]:

  1. Организационные условия существования сети конструируются заранее.
  2. Содержание сетевого взаимодействия не прогнозируемо и не поддается однозначному и линейному планированию и прогнозу. В этом важнейшая отличительная и сущностная черта сети. Сеть открыта к появлению другого содержания, которое может существенно отличаться от уже имеющегося. Новое содержание — потенциальная точка роста. Смысл сетевого контакта — в актуализации креативного ресурса школы.
  3. Доминирование, лидерство в сети принципиально подвижно. Важнейший показатель того, что сеть качественна — это отсутствие некоего безусловного и однозначного лидера. В сетевом взаимодействии каждый субъект сам решает, с кем вступать в отношения и какова будет мера присутствия в этих отношениях. Не формируются никакие формы зависимости друг от друга.
  4. Результатом функционирования сети является сам процесс взаимодействия и завязывания новых отношений и содержательных узлов, процесс возникновения и развития новой проблематики.
  5. Управление сетевым взаимодействием принципиально невозможно с точки зрения заранее запланированного результата. Важнейшим результатом здесь является возникновение новых эффектов. Поэтому управление должно заключаться в том, чтобы создавать организационные условия для возникновения неподдающихся конкретному планированию результатов.
  6. Эффективность сетевого взаимодействия определяется с точки зрения того, насколько данная сеть позволяет строить продуктивные содержательные диалоги.

Сетевая организация методической работы определяется как среда, в которой педагоги могут взаимодействовать с любым педагогом не только своей школы, но и любой образовательной организации по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта; увеличивается круг взаимодействия, и, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

В современных условиях развития образования перед образовательными организациями встают задачи развития кооперации, расширения использования эффективных информационно-коммуникационных технологий и технологий предъявления и продвижения образовательных услуг на рынке, обеспечения открытости образовательных программ и введения внешних систем контроля и оценки качества [2].

Исходя из данных позиций, проанализировав образовательные и профессиональные потребности педагогических работников, а также имеющийся в образовательных организациях опыт, для системы образования нашего города может быть рекомендовано организовать методическую работу посредством создания методических кластеров. В Социологическом словаре дается такое определение кластера: «Кластер — это группа объектов, выделенная по формальному критерию их близости друг к другу. Суть кластера в том, что он имеет потенциал к разнообразию и каким-то неожиданным решениям».

Таким образом, под методическим кластером мы понимаем (подразумеваем) группу образовательных организаций, имеющих определенный опыт в реализации актуальных вопросов современного образования и воспитания по своей методической теме.

В рамках настоящего исследования использован именно этот термин — «инновационная область», так как «проблема» всегда предполагает какое-то препятствие, требующее решения и преодоления; что-то, с чем надо бороться, искать пути выхода. А «область» подразумевает пространство, поле деятельности, творчества, поток идей и находок, которые не замкнуты в определенные рамки. Поэтому участники кластера являются в той или иной степени единомышленниками, успешно решающими важнейшие задачи образовательного процесса и готовыми поделиться наработанным со своими коллегами.

В рамках настоящего исследования было разработано Положении об опорной методической площадке, в котором закреплены цель создания и основное содержание деятельности каждого участника кластера, а именно «реализация инновационных образовательных проектов по приоритетным направлениям развития образования», «проведение в рамках собственной деятельности над избранной темой городских семинаров и мастер-классов, осуществление консультационной и диссеминационной деятельности» [1].

Осуществление деятельности методических кластеров будет реализовано в следующих инновационных областях [2]:

— Проектирование содержания образования.

— Внутришкольные модели организации дополнительного образования и воспитания.

— Внутришкольный мониторинг и оценка качества обучения.

— Интерактивные и информационно-коммуникационные технологии обучения.

— Реализация концепции математического образования.

Итогом работы методического кластера за учебный год может стать такое совместное мероприятие или продукт, как методическая конференция, круглый стол, методическое пособие по актуальным темам развития образования.

Несмотря на то, что изначально предполагается, что опорные площадки функционируют самостоятельно, несколько обособленно друг от друга, в будущем возможно совместное проведение мероприятий с определением доли участия в нем педагогов и образовательных организаций. И эффект от этого будет еще большим, так как целью данного способа межшкольного взаимодействия является достижение нового качества методической работы для инновационного развития образовательной системы города; создание дополнительных возможностей повышения профессиональных компетентностей педагогических и руководящих работников.

Сетевой порядок взаимодействия внутри каждого кластера определяется также и его синергетическим эффектом: открытостью, креативностью, целостностью восприятия информации, многообразием бифуркационных механизмов, возможностью самореализации. Внутри кластера происходит обмен информацией, диалог, который позволяет участникам получить новые профессиональные компетенции, новые стимулы как для личного развития, так и для развития образовательной организации в целом.

Такие профессиональные методические контакты приводят к увеличению взаимодействия различных коллективных и индивидуальных педагогических практик, деятельностной самоактуализации каждого учителя.

Литература:

  1. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. — М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017.
  2. Аношкина В. Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону, 2016.


Задать вопрос