Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 2185 раз

Библиографическое описание:

Белогурова, Я. Г. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций / Я. Г. Белогурова, Р. В. Медведь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22388/ (дата обращения: 21.11.2024).

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена, оно закладывается с самого детства и формируется на протяжении всей жизни. Здоровьесберегающие технологии, согласно Н.К. Смирнову, трактуются как системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [5].

Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, на основе этого формируя у студентов здоровьесберегающие компетенции, которые в недостаточной мере сформированы у студентов [1]. Термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом [6].

В нашем исследовании мы предполагаем, что, если в образовательный процесс внедрить здоровьесберегающие технологии для того, чтобы организовать студентам правильное питание, воспитать у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщить их к спорту, то условия для обучения  существенно улучшатся.

В образовательном процессе колледжа созданы следующие педагогические условия:

– построение учебных занятий на основе закономерностей образовательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения студентов;

– обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их состояния здоровья, интересов, склонностей;

– формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

Цель исследовательской работы раскрыть и изучить особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций.

Задачи:

– описать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе колледжа;

– охарактеризовать профессиональные образовательные организации как здоровьесберегающую среду;

– представить структуру здоровьесберегающей среды Хабаровского педагогического колледжа;

– проанализировать результаты диагностики студентов на определение отношения к своему здоровью.

Вопросом изучения здоровьесберегающих технологий занимаются такие ученые как М.М. Безруких, А.В. Левченко, Н.К. Смирнов и др. В результате исследования мы выявили, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов.

Мы характеризуем профессиональные образовательные организации как здоровьесберегающую среду. На основе работ А.П. Исаковой, Н.К. Смирнова мы определили, что здоровьесберегающее образовательное пространство профессиональной образовательной организации – это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов ее функционирования, направленных на развитие обучающегося как субъекта образовательного процесса [2].

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации основывается на следующих принципах:

– диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;

– единство личной психологической потребности в здоровом образе жизни и профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса;

– социальная ответственность за здоровье свое и окружающих;

– новизна и разнообразие используемых средств;

– моральное и материальное стимулирование здорового образа жизни.

Психолого-педагогическая диагностика, планирование и контроль каждого учебного занятия с учетом особенностей развития обучающихся способствуют эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в колледже [4].

Структура здоровьесберегающей среды Хабаровского педагогического колледжа состоит из 6 блоков: медицинский; учебный; методический; блок питания; психологический; спортивно-оздоровительный.

В ноябре 2013 года мы провели диагностику на определение отношения к своему здоровью у студентов-первокурсников. В диагностики приняли участие 83 человека. Результаты исследования представлены ниже.

Таблица 1

Соотношение влияния образа жизни на здоровье человека (в %)

Результаты

1 курс

Образ жизни способствует укреплению здоровья

5

Образ жизни направлен на поддержание здоровья

10

Образ жизни направлен на разрушение здоровья

85

 

Результаты диагностики показали, что у 85% опрошенных студентов   образ жизни направлен на разрушение здоровья, что может привести к его полной утрате. Им нужно серьезно задуматься о своем будущем. У 10% опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. Только у 5% опрошенных обучающихся образ жизни способствует укреплению здоровья.

В целом мы констатировали низкий уровень сформированности отношения к здоровью у студентов-первокурсников.  У обучающихся не сформирован жизненный опыт безопасного существования, не выработаны навыки здоровьесбережения, которые повлияли бы на формирование компетенций, необходимых будущим педагогам в области здоровьесбережения.  

В мае 2014 года мы провели повторную диагностику на определение отношения к своему здоровью у студентов-первокурсников колледжа, профессиональное образование которых осуществлялось с позиций здоровьесберегающей среды. В диагностике приняли участие 80 человек. Результаты исследования представлены ниже.

Таблица 2

Соотношение влияния образа жизни на здоровье человека (в %, повторно)

Результаты

1 курс

Образ жизни способствует укреплению здоровья

15

Образ жизни направлен на поддержание здоровья

30

Образ жизни направлен на разрушение здоровья

55

 

Результаты диагностики показали, что у 55% опрошенных студентов образ жизни направлен на разрушение здоровья, что может привести к его полной утрате. У 30% опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. У 15% опрошенных образ жизни способствует укреплению здоровья. Анализ полученных результатов повторного тестирования показал, что наблюдается динамика изменения уровня сформированности отношения к здоровью у студентов-первокурсников. Полученные результаты показывают влияние здоровьесберегающих технологий на отношение студентов к своему здоровью.

Таким образом, в современных условиях профессионального образования необходимо и возможно влиять на отношение обучающихся к своему здоровью, используя специально создаваемую здоровьесберегающую среду профессиональной образовательной организации.

 

Литература:

1.    Здоровье и образование: специализированный портал www.valeo.edu.ru

2.    Исакова, А.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа / А.П.Исакова // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №11. – С. 6-8.

3.    Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе /Н.К.Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.

4.    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)

5.    Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): образ жизни, образовательный процесс, здоровье, разрушение здоровья, укрепление здоровья, здоровье человека, студент, жизненный опыт, образовательное пространство, Хабаровский педагогический колледж.


Похожие статьи

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Похожие статьи

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Задать вопрос