Здоровьеформирующее образовательное пространства колледжа как необходимое условие повышения качества образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 29.06.2015

Статья просмотрена: 951 раз

Библиографическое описание:

Девятова, К. В. Здоровьеформирующее образовательное пространства колледжа как необходимое условие повышения качества образовательного процесса / К. В. Девятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20639/ (дата обращения: 23.11.2024).

Поддержание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья среди молодёжи рассматривается как одно из основных направлений модернизации обучения и воспитания, учёт которых способствует благоприятному развитию современного образования. Здоровье является одним из основных общественных, культурных и личностных ценностей. Здоровье — это достояние всего общества и очень важно учитывать здоровьесберегающие факторы на протяжении всей жизни человека.

Образование — это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально — ценностном отношении к миру, необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Здоровьеформирующее образование — это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.

Значимость здоровьеформирующего образовательного пространства, сохранения и укрепления здоровья студентов заключается в понимании важности состояния здоровья для активной, творческой, социально-полезной и трудовой деятельности личности.

Значимым показателем кризиса качества жизнедеятельности российского населения являются: низкая рождаемость, высокий уровень смертности от различных заболеваний, наркомании, табакокурения, алкоголизма; динамика ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной подготовленности.

Среди отрицательно влияющих на здоровье студентов факторов, можно выделить следующие:

-          отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

-          не соблюдение студентами режима дня;

-          ограниченность двигательной активности студентов;

-          низкий уровень питания студентов;

-          недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования;

-          недостаточный уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования;

-          недостаточная работа по профилактике вредных привычек;

-          несовершенство учебных программ, неадаптированность учебных аудиторий к организации занятий для обучающихся с ограниченными возможностями;

-          повышенный объем учебных нагрузок на студентов, ведущий к переутомлению и стрессам.

Созданное в настоящее время здоровьеформирующее образовательное пространство колледжа можно охарактеризовать следующим образом:

-          ценность «здоровье» рассматривается, как ключевая, так как здоровье нации является необходимым условием для развития, роста и выживания общества;

-          само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности.

-          значимое место придается здоровью педагога, который должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления студента и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья;

-          грамотно организованное здоровьеформирующее образовательное пространство колледжа способствует повышению качества образовательного процесса.

Основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья студентов в колледже разделены на семь взаимосвязанных блоков:

-          1 блок — здоровьесберегающая структура образовательного учреждения;

-          2 блок — исследовательская деятельность (проведение анкетирования, опросов, ведение мониторингов);

-          3 блок — рациональная организация учебного процесса;

-          4 блок — организация физкультурно-оздоровительной работы, организация работы спортивных секций;

-          5 блок — просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью и ведению здорового образа жизни;

-          6 блок — просветительско-методическая работа с педагогами и родителями (организация встреч со специалистами, разработка рекомендаций, размещение информации на сайте и стенде колледжа);

-          7 блок — профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья студентов (взаимодействие с городской клинической больницей, своевременное прохождение медицинских осмотров в соответствии с графиком, предоставление необходимой документации).

Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья студентов в Технологическом колледже является физкультурно-оздоровительная работа. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья подростков является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.

На пропаганду здорового образа жизни, формирование физической культуры, улучшение физического здоровья студентов направлены мероприятия, проводимые в колледже по разным спортивным направлениям: спартакиады, олимпиады, первенства. В колледже действуют секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, настольному теннису, футболу. Студенты Технологического колледжа принимают активное участие в спортивных мероприятиях колледжа, района, города, области и занимают призовые места.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива коледжа стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

-          учет периодов работоспособности студентов на занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

-          учет возрастных и физиологических особенностей студента на занятиях (количества видов деятельности на занятиях, их продуктивность);

-          наличие эмоциональных разрядок на занятиях.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс колледжа способствует решению сложившихся проблем в образовании;способствует становлению и развитию психически -, соматически -, физически -, нравственно — здоровой личности.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья студентов и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования, укрепления здоровья студентов и воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

В настоящее время воспитательная работа в колледже делает акцент на сохранение здоровья студентов в современных условиях, поэтому главная задача — создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье студентов, но и в целом изменить психолого-педагогическую среду колледжа.

При постановке целей и задач воспитательной работы и с целью создания здоровьеформирующего образовательного пространства в колледже можно руководствоваться результатами анкетирования родителей и студентов, которые показывают не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Среди студентов Технологического колледжа было проведено анкетирование о здоровом образе жизни, результаты которого приведены в таблице 1. В анкетировании приняли участие студенты 1, 2 и 3 курса, всего 135 человек, из них 110 девушек и 25 юношей.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов Технологического колледжа

Вопрос

Ответы

Что такое на ваш взгляд здоровый образ жизни?

60 % студентов ответили, что это образ жизни, направленный на сохранение здоровья, остальные затруднились с ответом

Является ли ваш образ жизни здоровым?

19 % студентов ответили «да»; 60 % — «частично»

Для чего вы ведете здоровый образ жизни?

Девушки: 33 % — «чтобы не беспокоили болезни»; юноши 51 % — «чтобы выглядеть красиво»

Вы встаете и ложитесь в одно и то же время?

51 % ответил утвердительно, 49 % ответили — «не всегда»

Сколько раз в день вы питаетесь?

Девушки — 49 % 3–4 раза в день; юноши — 37 % больше 5 раз в день

Занимаетесь ли вы спортом или танцами?

Девушки — 40 % 2–3 раза в неделю, 14 % «почти никогда»; юноши — 34 % «каждый день», 2 % «почти никогда»

Употребляете ли вы табак, алкоголь?

Девушки — 20 % «да», 70 % «нет», 6 % «пробовала», 4 % «же отказалась»; юноши — 44 % «да», 15 % «нет», 37 % «пробовал», 4 % «уже отказался»

Как вы справляетесь со стрессом?

Девушки — 70 % «слушаю классическую музыку», 20 % «иду в спортзал», 5 % «обливаюсь холодной водой», 5 % «хватаюсь за сигарету и банку пива»; юноши — 39 % «слушаю классическую музыку», 39 % «иду в спортзал», 10 % «обливаюсь холодной водой», 12 % «хватаюсь за сигарету и банку пива»

 

Мониторинг результатов физического и эмоционального самочувствия студентов, обучающихся в Технологическом колледже выявил взаимосвязь между половозрастным признаком и состоянием здоровья (у студентов наблюдаются разность приоритетов в ведении здорового образа жизни, девушки более склонны к вредным привычкам).

В колледже создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о влиянии табачной, наркотической и алкогольной зависимостях, о правонарушениях, о нормах поведения в общественных местах. Регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Систематически проводится индивидуальная работа со студентами, состоящими на педагогическом учете (относящимися к группе-риска): акции, лекции, беседы, практические занятия, консультации, работа со специалистами. Кураторами спланирована работа на часах группы по формированию здорового образа жизни.

Для того, чтобы процесс создания здоровьесберегающего пространства в колледже был эффективным, необходимо отслеживать промежуточные результаты, которые характеризуются следующими показателями:

-          состоянием физического и психологического здоровья студентов и преподавателей;

-          личностным развитием студентов;

-          повышением профессиональной компетентности педагогов;

-          удовлетворенностью качеством образовательных и медицинских услуг субъектов образовательного процесса.

Таким образом, предложенная системы комплексной работы по формированию культуры здоровья студентов способствует развитию его физических, интеллектуальных и духовных возможностей, совершенствованию психофизиологических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы обучающегося, что, в конечном итоге, дает возможность выпускнику Технологического колледжа быть полноправным, здоровым гражданином нашего общества.

 

Литература:

 

1.                  Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004. — 100 с.

2.                  Халемский, Г. А. Школа — территория здоровья [Текст] / А. Г. Халемский// Педагогика. — 2005. — № 3.- C. 42–46.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Технологический колледж, студент, укрепление здоровья студентов, блок, воспитательная работа, сохранение здоровья, образовательное пространство, образовательный процесс, физкультурно-оздоровительная работа.


Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как средство формирования информационной культуры студентов

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении качества воспитательного процесса

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Формирование результативной самостоятельной работы студентов в образовательном процессе ресурсного центра

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как средство формирования информационной культуры студентов

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении качества воспитательного процесса

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Формирование результативной самостоятельной работы студентов в образовательном процессе ресурсного центра

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Задать вопрос