В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это сильно влияет на мотивацию учащихся к обучению, снижает творческий потенциал и задерживает физическое и умственное развитие. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья и воспитание у учащихся культуры здоровья и норм здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая технология, студенческая молодежь, образование.
Состояние здоровья подрастающего поколения считается главным критерием благополучия социума и страны, который не только отражает текущую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. За последнее десятилетие увеличилось количество неблагоприятных факторов, способствующих ухудшению психического и физического здоровья детей и взрослых. В частности, из года в год увеличиваются академические нагрузки, все больше свободного времени уделяется просмотру видео и компьютерных игр, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и ухудшению зрения. В свою очередь, это создает проблемы с проявлениями эмоционально-волевой, когнитивной и коммуникативной сфер и т. д. [1].
Говоря о понятии здоровья, следует выделить несколько подходов. В частности, здоровье может рассматриваться с биологической, биомедицинской, медицинской точки зрения. Эти подходы относятся к традиционным наукам, таким как биология, медицина. В частности, биологический подход изучать роль микроорганизмов, генетических, иных биологически обусловленных факторов заболеваний, биомедицинский подход говорит о здоровье с точки зрения отсутствия медицинских патологий, медицинский — с точки зрения организации системы здравоохранения [6].
- Так, согласно определению Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. При этом состояние здоровья слагается из антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей человека, возраста, социальных, климатических, географических условий [4].
Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения — территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики. Образовательное учреждение, в котором удается создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной неустанной заботы о здоровье субъектов образовательного процесса. Благодаря этому 17 обеспечивается не только защита здоровья субъектов образовательного процесса от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья [2].
Как полагают Г. С. Лисицкая, А. С. Захаров, Е. Ю. Сизов, под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность разнообразных методов, приемов, инструментов, позволяющих поддерживать и улучшать здоровье человека [5].
Образующаяся в последнее время концепция «здоровьесберегающих образовательных технологий» предполагает объединение всех усилий образовательных учреждений, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся и студентов. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья современных учеников, что даст возможность им продолжить традицию воспитания и развития здорового следующего поколения [1].
Здоровьесберегающая образовательная технология — функциональная концепция организационных способов управления учебной и практической деятельностью обучающихся, позволяющая сохранять и улучшать здоровье учеников и педагогов. Данная технология соединяет в себе все сферы деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья [3].
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учеников в учебно-воспитательном процессе, принимающую во внимание специфику этого процесса, главные характеристики образовательного пространства и особенности учащихся [7].
Выделяют целевые установки здоровьесберегающих образовательных технологий:
— пробуждение у учащихся желания жить и быть здоровым;
— научить их находить плюсы здорового образа жизни каждый день;
— прививать здоровые привычки;
— показать личным примером, что соблюдение здорового образа жизни, важный фактор полноценной жизни;
Таким образом, можно сделать вывод, что качество обучения напрямую связано с состоянием здоровья учеников. Поэтому одной из главных задач в образовании считается сбережение и укрепление нравственного, физического и психического здоровья учеников, формирование у них ценностного здоровья, прививание здорового образа жизни, выбор образовательных технологий, ликвидирующих перегруженность и сохраняющих их здоровье.
Литература:
- Белоус О. В., Василенко В. Г., Тютюнникова Е. Б., Арушанян Ж. А. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства // Управление образованием: теория и практика. — 2022. — Т. 12. — № 4. — С. 86–92
- Гараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессиональнопедагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.
- Здоровьесберегающие технологии в образовании обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https: // infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii2544768.html (дата обращения: 01.03.2023)
- Как ВОЗ определяет здоровье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/frequently-asked-questions (дата обращения: 10.02.2024).
- Лисицкая Г. С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Г. С. Лисицкая, А. С. Захаров, Е. Ю. Сизов // Инновационная наука, 2023. — № 11–1. — С. 123–128.
- Попова Е. В. Здоровье как объект управления: роль университетов. Обзор литературы / Е. В. Попова, О. В. Устюжанцева // Вестник Томского государственного университета, 2021. — № 465. — С. 155–163.
- Стукаленко, Н. М. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве. / Н. М. Стукаленко, И. А. Просандеева, Д. В. Лепешев // Наука и реальность. — 2023. — № 1 (13). — С. 121–123.