В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно учащейся молодёжи [3]. Выявление факторов риска и создание благоприятных условий для реализации принципов социальной программы здорового образа жизни на учебных местах должны способствовать повышению уровня здоровья в студенческих коллективах.
Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. Ведь он помогает человеку учиться, работать, совершенствовать мир вокруг себя; отдыхать и укреплять, восстанавливать и оздоравливать свой организм; совершенствовать и развивать свои физические возможности и качества. Как модель поведения ЗОЖ не возникает сам собой, а формируется с ранних лет. В контексте этого, одной из приоритетных задач высшей школы становится задача поддержания у студентов позитивного отношения к здоровому образу жизни.
В современных условиях большое значение придается личной оценке своего состояния здоровья, которая позволяет более точно интерпретировать роль условий жизни, работы, учебы и влияние заболевания на качество жизни данного человека. С целью изучения образа жизни и здоровья студентов нами было проведено социально-гигиеническое исследование здоровья и образа жизни первокурсников Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Для оценки состояния здоровья, образа жизни, факторов, влияющих на их формирование, было проведено анонимное анкетирование. Из 76 опрошенных нами студентов 25 (32,9%) юношей и 51 (67,1%) девушка. Средний возраст студентов составил 19 лет.
Среди опрошенных студентов оценивают свой образ жизни, как здоровый 39,5%, 21% – как нездоровый. У остальных (32,9%) этот вопрос вызвал затруднение в ответе.
Большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди молодых людей и, как следствие, к снижению уровня здоровья. В этой связи большой интерес представляет система физических упражнений — аэробика, фитнесс и др., и в особенности метод контроля состояния организма, при помощи которого осуществляется обратная связь в ответных реакциях организма на положительные и отрицательные воздействия. Для этого должны быть разработаны простые и доступные инструментальные и неинструментальные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма. Пользуясь ими, студенты смогли бы воочию убедиться, к чему приводит неправильный и что даёт правильный образ жизни [8].
По нашим данным большинство опрошенных респондентов (84,2%) посещают уроки физкультуры, 5,3% освобождены по медицинским показаниям.
Соблюдение режима дня также является одним из элементов здорового образа жизни.
Данные же нашего опроса свидетельствуют, что лишь каждый пятнадцатый студент (6,6%) соблюдает режим дня, не соблюдает 18,4%, стараются по возможности его придерживаться 46%.
На недостаточную продолжительность своего ночного сна указали 46% опрошенных. Только 18,4% считают свой ночной сон достаточным.
Внеучебная жизнедеятельность современного студента педагогического вуза отличается большим разнообразием. В это время можно отчетливо увидеть, как проявляется восстановительно-оздоровительная, созидательно-преобразующая и развивающее – поддерживающая функции здорового образа жизни [1]. Занятое время студента не должно быть бесконечным, поскольку основная цель заключается в том, чтобы в сжатые и разумные сроки проделать неотложные и жизненно важные задачи, а дальше у студента может остаться немного свободного времени, которые он может потратить по своему усмотрению. По тому, как человек тратит своё свободное время, можно судить о том, ведёт ли он здоровый образ жизни или нет.
В качестве основных форм организации досуга студенты предпочитают занятие любимым делом (32,9%), просмотр телепередач (17,1%), чтение книг (17,1%).
Важным и обязательным условием естественного здорового образа жизни студента, как и для любого другого человека, является добровольный отказ от вредных привычек, таких как пьянство, табакокурение, наркомания и токсикомания.
Из опрошенных нами студентов регулярно курили 2,6%, эпизодически – 6,6%, не курили и не курят(57,8%), курили, но бросили(17,1%).
Настораживает тот факт, что среди опрошенных нами студентов есть те, которые пробовали наркотики, их процент составляет 1,3%, 82,9% не употребляли наркотики никогда, однако 15,8% воздержались от ответа на данный вопрос.
Ежемесячно (17,1%), а некоторые студенты и еженедельно употребляют спиртные напитки, отдавая предпочтение вину (29%) и пиву (18,4%). На употребление алкоголя «по праздникам» указали 47,3% опрошенных, 7,9% выпивают «за компанию», 6,6% студентов употребляют алкоголь как средство от депрессии. Только 23,7% респондентов признались, что ведут трезвый образ жизни, что возможно трактовать как попытку приукрасить себя, представить более взрослым, который уже всё попробовал: и пить и курить [7].
Более половины студентов (56,6%) отрицательно относятся к вступлению в брак в студенческие годы и к рождению детей в этот период (59,2%).
Как идеальное количество детей в семье большинство студентов называют двух (44,7%) и трех (35,2%) детей. Сами же студенты предполагают ограничиться рождением двух детей – 46%, одним ребенком – 10,5%, трех детей 28,9%, четырех и более – 2,6 %. Наши данные подтверждают тот факт, что современная молодежь имеет достаточно низкие репродуктивные установки и крайне низкий уровень репродуктивного потенциала, что позволяет сделать неутешительный прогноз в отношении рождаемости и демографической обстановки в обществе в целом.
Практически треть (36,8%) респондентов оценивают свое здоровье как удовлетворительное, как хорошее – 35,5% и очень хорошее – 11,8%.
Более половины первокурсников (52,6%) занимаются самолечением. Среди проблем студентов можно выделить: материальные проблемы (35,5%), проблемы с учебой (21%), со здоровьем (14,5%), с трудоустройством (3,9%).
В наших исследованиях было установлено, что в педагогическом вузе, большую часть знаний о здоровье, методах его сохранения и укрепления студенты (58%) получают путем самообразования [4,11].
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что здоровый образ жизни обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Основными методами педагогической практики здоровьесбережения могут стать методы выявления, анализа и формирования ценностных ориентаций [9,10]. Мы полагаем, что проблема может быть решена в педагогическом вузе за счет комплекса мероприятий, направленных на изменение существующих форм подготовки учителя, создания новых программ обучения, имеющих здоровьесберегающую направленность, иного структурирования учебной информации, возможности применения [2,6]. Умение осуществлять личностно ориентированное здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса несомненно оказывает существенную помощь в работе будущего педагога по здоровьеформирующей ориентации учащихся.
Литература:
1. Борисов А. А. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.
2. Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 375-377.
3. Mухаметова Г.Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов – будущих педагогов: Автореф. канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 24с.
4. Сыромятникова Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 201-204.
5. Сыромятникова Л.И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л.И.Сыромятникова, М.Г.Романцов, И.К.Шац // Профилактическая и клиническая медицина. – 2009. – №1. – С.195-197.
6. Сыромятникова Л.И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 24с.
7. Сыромятникова Л.И.Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.
8. Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496.
9. Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеоогического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете [Текст] / Л.И.Сыромятникова, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова, В.П. Соломин // Молодой ученый. — 2012. — №6. – С.372-375.
10. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности/ Л.И. Сыромятникова, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2013г. В 18 ч. Часть 17; Министерство обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2013. – С. 157-159.
11. Хуснутдинова З.А. Образ жизни и здоровье студентов – будущих педагогов /
З.А. Хуснутдинова, Г.Р. Мухаметова, С.Н. Горбушина //
Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 13. — С. 25-31.