Для государства и общества важным правовым институтом, характеризующим озабоченность органов власти вопросами материнства и детства, является институт усыновления/удочерения детей, оставшихся в силу различных обстоятельств без попечения родителей. Усыновление — самая приоритетная для государства форма устройства детей, которые остались без попечения родителей, а также самый эффективный способ защиты прав несовершеннолетних в рамках гражданского процессуального законодательства. Итогом является устройство ребенка в такие условия, когда его новые законные представители могут в полной мере защитить права несовершеннолетнего до наступления его совершеннолетия, то есть полной гражданской и правовой дееспособности.
Вопросы усыновления, как форма заботы о детстве, относятся к числу важных международных правовых институтов и их принципы закреплены в ряде международных правовых актов, например в Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принятой 3 декабря 1986 г. Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН, и в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [1].
Российское законодательство в этом вопросе также представлено широким спектром нормативных актов (федеральных законов и подзаконных ведомственных актов), которые применяются при данной процедуре. Наличие широкого спектра нормативных актов по данному вопросу необходимо для того, чтобы процедура усыновления была не слишком громоздкой, но могла объективно оценивать потенциальных усыновителей с точки зрения их статуса, возможностей содержания и воспитания несовершеннолетнего, а также создавало определенные барьеры для недобросовестных граждан, которые желают взять детей «напрокат».
Вопрос усыновления по отечественному законодательству регулируется Семейным кодексом Российской Федерации. В нем предусмотрено обязательное участие прокурора в данной категории дел (ч. 1 статьи 125 СК РФ) [3]. Кроме того, нормативные акты прокуратуры также обязывает прокуроров участвовать в рассмотрении дел об усыновлении.
Вместе с прокурором, органами опеки и усыновителями в суде может участвовать несовершеннолетний в возрасте от 10 до 14 лет. Решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от 10 до 14 лет, следует исходить из положений ст. 57 СК РФ, согласно которой ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интерес [3]. Если суд имеет достаточные основания полагать, что судебный процесс по той или иной причине окажет негативное воздействие на ребенка, суд пользуется мнением органов опеки и попечительства.
Если несовершеннолетний по состоянию здоровья не может явиться в суд, его мнение относительно факта усыновления можно установить непосредственно по месту его нахождения.
Вступлению прокурора в процесс по таким делам всегда должна предшествовать тщательная подготовка, ключевой момент которой состоит в изучении материалов назначенного к рассмотрению дела. Необходимо убедиться в том, что в материалах дела имеется заключение органа опеки и попечительства об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.
В данном случае прокурор не находится на стороне обвинения или защиты усыновителей, даже не находится на стороне защиты формального закона, но представляет законные интересы несовершеннолетнего, в силу полномочий и компетенций, которыми наделен. Органы опеки и попечительства не могут по своей инициативе принуждать усыновителей предоставить те или иные документы, которые им были бы важны при согласие на усыновление. Несмотря на то, что это приоритетная форма устройства детей, государство в лице органов опеки и прокурора стремится максимально обеспечить и защитить права ребенка в текущей ситуации, когда сам ребенок не в силах что-либо полноценно осознать и предпринять в свою защиту.
Прокурору следует также обратить внимание на документы о состоянии здоровья усыновляемого ребенка. В ходе ознакомления с материалами дела прокурору необходимо убедиться в том, что лица, обратившиеся с заявлением об усыновлении, отвечают требованиям, предъявляемым к ним ст. 127 СК РФ, обратив особое внимание на наличие документов и иных доказательств, характеризующих усыновителей, в том числе документов о состоянии их здоровья.
Во время самого судебного процесса прокурор должен мотивированно высказывать мнение по любым вопросам процессуального и материального права, которые на его взгляд нуждаются в обсуждение. Это может касаться наличия или отсутствия определенных документов, отдельные подозрения прокурора относительно мотивов усыновителей, установления экспертиз, факта наличия или отсутствия отдельных лиц на заседании суда, допроса свидетелей и так далее. По факту прокурор в процессу является ключевой фигурой, гарантирующий законный порядок досудебного и судебного процесса по усыновлению.
Также во время процесса прокурор пользуется базовыми гарантированными правами, которые ему предоставляются на общих основаниях участия прокурора в процессе. После исследования всех доказательств в целях осуществления возложенных на него полномочий, в соответствии со ст. 189 ГПК РФ, прокурор дает по рассматриваемому судом делу правовое заключение о законности усыновления [2].
Заключение является мотивированным выводом прокурора по факту законности оснований усыновления, достаточности этих оснований, а также мотивированное мнение относительно удовлетворения или отказа в усыновление ребенка судом.
В целом можно отметить, что прокурор в данной категории дел принимает обязательное участие по отечественному законодательству и его главная функция в процессе — обеспечение и защита прав несовершеннолетнего в условиях того, что сам несовершеннолетний в силу возраста не может самостоятельно выступить в свою защиту и полноценно и осознанно использовать процессуальные права и гарантии в гражданском процессе.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16
- Бахарева О. А. Некоторые вопросы участия прокурора в гражданском судопроизводстве // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 2 (23). С.43–47.