Зарождение университетского образования в Западной Европе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Зарождение университетского образования в Западной Европе / Е. Г. Огольцова, А. А. Теплищева, П. С. Шуликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 246-252. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47096/ (дата обращения: 16.12.2024).



Все мы прекрасно знаем, что в наше время университетское образование играет очень важную роль. Так как именно в университете есть возможность получить высшее образование. Как в России, так и в Западной Европе высшее образование очень ценится. В будущем оно дает хорошие перспективы. Мало кто знает, как зарождались первые университеты. Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Следует отметить, что перевод этого слова сохранил свое значение и в наши дни. Первые университеты были разработаны по двум моделям. Немецкую модель разрабатывали Вильгельм Гумбольдт и Фридрих Шлейермахер. Во французских университетах господствовала жесткая дисциплина, администрация контролировала все жизненные аспекты.

«Первые университеты имели несколько названий: помимо «universitas», которое не сразу стало главным, основным и единственным определением университета, их называли «stadium generale». Первые университеты обучали ремеслу врачей, юристов и теологов, выполняя функции городских гильдий, и в этом они были подобным другим гильдиям, также обучавшим какому-либо ремеслу, например гильдии каменщиков» [2,184с]. Университеты отличаются тем, что обучение в них с многопрофильным уклоном. Появляются факультеты свободных искусств, по окончанию которых имеется возможность учиться на медицинском, правовом и теологическом факультете. Существует устоявшаяся позиция, что проблема возникновения университетов в Западной Европе возникла как институт европейской культуры. Как отмечают многие ученые, образование началось с желания познать Библию, библейскую истину. Поэтому средневековые учебные заведения открывались именно с целью чтения и толкования церковных книг. Ведь главным источником воспитания считалось Божественное начало. Позже главной целью университетов было развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Появляется обучение интеллектуальной профессии. Университет как ценность культуры гарантирует сохранение интеллектуальной профессии в человеческом обществе. В конце 11 — начале 12 в. несколько школ при монастырях и кафедрах в Европе стали превращаться в крупные учебные центры, в результате ставшие первыми университетами. Сами университеты и их права учреждались светской властью и имели привилегии, которые подписывались римскими папами или царствующими особами. Для открытия университета было необходимо выполнение определенных условий, так например городская община устанавливала минимальное количество учащихся. Привилегии закрепляли автономию университета, позволяли студентам не проходить военную службу и т. д. Количество университетов стремительно увеличивалось. К 13 веку в Европе числилось уже 19 университетов, затем к 14 веку к ним добавилось еще 25. Множество городов с радостью соглашались открыть новые университеты, рассчитывая таким образом улучшить свое экономическое положение. Появление университетов диктовалось временем, но церковь при этом старалась сохранить контроль над образованием. Официальным покровителем многих университетов представлялся именно Ватикан. Богословие являлось основным предметом в университетах. Преподавательский состав таких университетов составляли люди из духовного сословия. Церковь держала в университетах своих представителей — канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископов. Однако университеты раннего средневековья по своей учебной программе, организации и используемым методам обучения являлись светской альтернативой образованию, предоставляемому церковью. [1, 136с]. Основной особенностью университетов являлся их наднациональный, демократический характер. В них занимались люди разных возрастных категорий и разнообразных национальностей. Создание университетов не требовало много ресурсов, для обучения подходили практически любые помещения. Места для слушателей вместо скамьи могла представлять обыкновенная солома. Для записи в университет не было никаких правил, однако обучение было исключительно платным. Студентам из бедных семей приходилось особенно тяжело. Им приходилось снимать крошечные комнатки, перебивались случайным заработком, часто пребывали в нищете, многим приходилось странствовать. К XIV в. возникла уникальная категория студентов, вынужденных странствовать (ваганты, голиарды), которые периодически переходили из университета в университет. Так же первые университеты были весьма мобильны. Если поблизости происходили, какие-либо бедствия в виде чумы или войны, университет имел возможность передислоцироваться в другое место. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикардийское, английское и германское. Уже ко второй половине 14 века в университетах стали появляться колледжи и факультеты. Большинство первых университеты обычно имели несколько факультетов. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) вместе выбирали официального главу университета — ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Только к концу 15 в. главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени. В возрасте 13–14 лет юноша должен был записаться в университет. Студент обучался у профессора от трех до семи лет и при удачной учебной деятельности обретал степень бакалавра. Бакалавр выполнял несколько задач: посещение лекций других профессоров и помощь при обучении новоприбывших студентов. Студент обязан был посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Помимо еженедельных лекций студент был обязан посещать диспуты. Он публично докладывал научную работу, защищая ее перед студентами факультета, которые уже степень. При удачной защите бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата). Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых. Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования. Его специфику определяли три важнейших момента — автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Отличительной особенностью университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские. Выборы решали, кому будет принадлежать власть. Поэтому очень важно было завоевать авторитет на различных дискуссиях. Университет имел несколько прав, среди которых были и привилегии:

‒ право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

‒ право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

‒ право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете

‒ особая подсудность для школяров — по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа).

‒ право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.

В 15–16 веках число университетов продолжало расти, к этому времени в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии — уже около 180. Росло и число студентов в отдельных университетах. Так в Саламанкском университете в Испании в 1600-х гг. ежегодно насчитывалось уже более 6 тыс. студентов. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь. В германском государстве в 16–17 вв. работало семь университетов, контролируемых Ватиканом. Свои университеты открывал и орден иезуитов.

C:\Users\pb\Desktop\The_London_University_by_Thomas_Hosmer_Shepherd_1827-28.JPG

Первыми реформаторами в системе высшего образования в Германии стали М.Лютер и Ф.Меланхтон. Вюртембергский университет был основан в 1502 г. Данный университет, как и многие другие протестантские университеты, был освобожден от контроля Ватикана и стал подчиняться светским властям. В Англии реформация оказала наибольшее влияние на университет в Кембридже. В университетах Франции в этот период изменилась и система преподавания. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений стали обращаться к подлинной науке, так в географии стали использовать карты великих географических открытий. Центрами гуманистического образования становятся другие университеты Германии: во Фрайбурге, Вюртемберге, а также Оксфордский университет в Англии. Изложение учебного процесса происходило во время лекций. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в то время курс не велся по какому-то определенному направлению. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Так же, как и лекции, были и книги, которые считались обязательными для прочтения обучающимся и необязательные, которые могли прочитываться только по желанию. В связи с этим, преподавателей также делили на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции обычно читались в утренние часы, с тем расчетом, что обучающимся будет легче включиться в рабочий процесс со свежим умом и духом. А экстраординарные назначались в послеобеденные часы. Лекция продолжалась 1–2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой. Главная цель преподавателя заключалась в том, чтобы соединиться несколько источников материала, переработать и дать разъяснение слушателям. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Позже университеты стали копировать тексты и создавать собственные книги. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднее появились парты — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Производилось публичное обсуждение того или иного текста. Это было направленно на то, чтобы каждый обучающийся смог выразить свое мнение и свою точку зрения. С помощью этого формировалось мировоззрение, которое существенно влияло на дальнейшее обучение. Так как учеба в основном сводилась к комментированию текстов, то правила указывают на труды, которые включались в университетскую программу.

Таким образом, с каждым годом университетов становится все больше, их популярность возрастает, как и востребованность высшего образования. Уже в те далекие времена люди начали задумываться о саморазвитии, самообразовании, а также о преподавании в университетах. Высшее учебное заведение в то время являлся неким проводником, помогающим получить знания. Увеличение числа университетов способствовало ликвидации безграмотности, развитию многих отраслей науки. С развитием образования связано и развитие населения, его нравственно-духовных ценностей. Ведь основная задача образовательного процесса — воспитание в нас этических и эстетических чувств. Этика — фундамент образования, так как в педагогике все основывается на морально-нравственных принципах. А эстетика развивает в нас полное понимание и правильное восприятие прекрасного в мире. Это в свою очередь помогает нам находить и изучать новые отрасли образования. Университетские традиции, заложенные в то время, продолжают развиваться по сей день. Уже сейчас современные университеты выпускают первоклассных специалистов с самыми разными профилями.

Литература:

  1. Дружинский, А. Н. История зарубежной педагогики. Москва — ВЛАДОС, 2000. 432с.
  2. Чертовских, О. О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании, Вестник МГИМО Университета 2013, 281.
Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, Западная Европа, первое, Англия, Ватикан, Европа, интеллектуальная профессия, университет были, университет стали.


Задать вопрос