Положительное влияние транспорта на экономику:
Транспорт часто освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Ликвидация городских магистралей (превращения их в местные улицы или трассировки их под землей) уменьшает трафик и его негативные последствия, высвобождает пространства для функций, которые связаны с городом и горожанами.
Совершенствование магистральной сети улиц и дорог, что включает в себя реконструкцию и новое строительство объектов инфраструктуры внешнего и городского транспорта, в том числе мостовых переходов через реки Белая и Уфа, с целью обеспечения скорейшего выхода на автодороги федерального и регионального значений.
Строительство многоуровневых автостоянок на территории жилых микрорайонов, и в общественных центрах, уменьшит себестоимость машиноместа.
Урезание логистических операций, дает возможность форсировать оборачиваемость капитала, таким образом увеличить доход, получаемый в единицу времени, уменьшить себестоимость продукции.
Создание на основных въездах в город логистических центров, применение на транспорте современных терминальных и информационных технологий, которые будут способствовать значительному повышению скорости обработки и транспортировки грузов, сокращению складских территорий и оборотных средств.
Для Уфы сейчас (еще нет необходимости вводить строгие ограничения на использование личного автотранспорта, как это происходит в западных городах) подходит умеренное сдерживание пользования личным автотранспортом и сильную поддержку общественного транспорта, но в перспективе:
доступность всей территории обеспечивается оптимальным сочетанием различных видов транспорта. В свою очередь реконструкция и строительство транспортно-пересадочных узлов, новых подходов к крупным транспортным объектам: железнодорожным станциям, речным портам и пристаням, терминалам позволит улучшить взаимодействие между различными видами транспорта.
Аэропорты становятся прекрасными генераторами деловой активности: земли, прилегающие к аэропортам, являются ценными для любых организаций, которые работают на внешних рынках. Российский рынок авиаперевозок все еще подвержен значительному регулированию, но скоро он будет открыт и для бюджетных авиакомпаний, которые заключают соглашения с аэропортами для того, чтобы осуществлять перевозки без покрытия пассажирами всех расходов. Данные компании ориентируются на создание новых направлений в бизнесе: туризм, прокат автомобилей, гостиницы и рестораны, и т. д. Пассажир превращается в источник получения прибыли развивающихся компаний новой межгородской модели!
Очевидно, что успешные города будут привлекать финансы и бизнес, в то время как неуспешные города упускают деньги из рук! Поскольку аэропорт расположен вдали от города, с ним необходимо наладить хорошее сообщение общественным транспортом. Для Уфы это может быть: метро-поезд, использующий существующую железнодорожную линию; автобус-экспресс, использующий существующую сеть автомобильных дорог; или даже оба вида транспорта.
Отрицательное влияние транспорта на экономику:
Автомагистрали рассекают городскую ткань подобно ножу, разрезающему торт. То есть теряется связь во взаимодействующих, взаимозависящих предприятиях, фирмах и т. д. Городские магистрали соединяют удаленные точки, но разделяют территории, лежащие по обе стороны от проезжей части. Эта правило прослеживается еще сильнее при увеличении ширины шоссе, количества пропускаемого трафика и скорости транспортного потока. Шумозащитные экраны, центральные разделительные полосы, и даже специальная модернизация фасадов зданий — все эти защитные барьеры оказывают воздействие на чувствительную градостроительную, социальную и экономическую ткань города.
Выбор транспортной системы зависит от стоимости ее строительства и управления. Транспорт порождает расходы как для тех, кто пользуется транспортными услугами, так и для общества в целом. Зачастую при выборе варианта проводимых мероприятий только финансовые (денежные) расходы принимаются во внимание: инвестиционные затраты, оперативные расходы, расходы на техническое обслуживание, тарифные доходы. В процессе выбора должен рассматриваться и другой тип затрат — неденежные расходы, такие как: использование пространства (пассажир автобуса занимает в 40 раз меньше места, чем пассажир в автомобиле), загрязнение воздуха, шум, безопасность, социальное отчуждение, разорванность городских территорий.
Вместе два вида расходов составляют экономический баланс транспорта.
Как известно материальный поток, перемещаясь от первичного источника сырья по цепи производственных и транспортных звеньев к конечному покупателю, непрерывно дорожает. Исследования в Англии выявили, что полная стоимость товара, достигшего конечного потребителя, включает свыше 70 % расходов, связанных со складированием, перевозкой, упаковкой и иными операциями, отвечающими за продвижение материального потока.
В связи с планировочными особенностями города, наличием сложного рельефа и затапливаемых территорий, наличием районов с высокой плотностью застройки, в том числе промышленной, для совершенствования всего комплекса транспортных услуг требуется системное решение всего комплекса проблем развития транспортной инфраструктуры на территории городского округа.