Транспорт - важная составляющая материально-технической базы общества. Без него невозможно современное производство. Он объединяет в единое целое многочисленные удаленные друг от друга районы страны и обеспечивает ее внешнеэкономические связи. Решение крупномасштабных экономических и социальных задач тесно связано с развитием и повышением эффективности всех видов транспорта.
Особая роль в транспортной системе принадлежит автомобильному транспорту, который выполняет не только непосредственные перевозки пассажиров, но также является связующим звеном между производственными предприятиями и другими видами транспорта. Он оказывает существенное влияние на эффективность работы всей транспортной системы и всего общественного производства. Автомобильный транспорт позволяет организовать высокую регулярность перевозок и сохранность грузов, сокращает время доставки пассажиров, снижает себестоимость перевозок, обладает большой провозной возможностью, эффективно сочетается со всеми другими видами транспорта при перевозках грузов и пассажиров по единому технологическому процессу.
Автомобильный транспорт характеризуется: высокой маневренностью и скоростью; без альтернативностью при перевозках во внутригородском, пригородном и сельском сообщениях; возможностью осуществления перевозки от "двери до двери"; практическим участием во всех видах комбинированных и мультимодальных перевозок.
Из выше изложенного видно, что транспорт играет очень важную роль как в жизни каждого человека так и в экономике мира в целом. Для продуктивного функционирования транспортной системы необходимо управлять ею. В настоящее время система управления транспортным комплексом не совершенна и имеет ряд проблем, которые необходимо решать. Рассмотрим некоторые из них и попытаемся предложить меры по совершенствованию управления.
На пассажирском транспорте на данный момент существует ряд проблем, основными из которых являются:
- снижение качества обслуживания населения пассажирскими перевозками;
- сокращение государственных и муниципальных пассажирских парков;
- прогрессирующе физическое и моральное старение подвижного состава;
- повышение расходов на обеспечение работы пассажирского транспорта;
- недостаточное возмещение затрат на перевозку граждан льготных категорий;
- качество подготовки водительского состава;
- неупорядоченность условий допуска и организации работы предпринимателей на рынке транспортного обслуживания населения;
- рост аварийности при перевозках частными маршрутными таксомоторами.
Основными причинами снижения качества обслуживания населения, является:
- неудовлетворительная организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава: большие простои их в ремонте, массовые опоздания с выходом на линию и преждевременные возвраты транспортных средств в гараж из-за неисправности;
- недостаточная насыщенность маршрутной сети автобусами, а также плохая обоснованность маршрутной системы и расписаний движения, отсутствие или несовершенство оперативного управления движением, несоответствие структуры парка пассажиропотокам;
- слабое использование передовых, наиболее эффективных форм и методов организации транспортного процесса на линии, в автовокзалах и на пассажирских автостанциях.
Все это является следствием несовершенства системы управления производством. Так ряд перевозчиков принимает меры по улучшению работы пассажирского автомобильного транспорта некомплексно, без системного подхода решает стоящие перед ними задачи. Нельзя, например, добиться высокой регулярности движения автобусов на маршрутах, если не решены положительно вопросы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, укомплектования его водителями, организации технической помощи на линии, создания резерва автобусов при диспетчерских станциях, внедрения систем диспетчерского управления движением автобусов. По всем вопросам организации перевозок существуют четкие правила, положения, инструкции и нормативы, но они для многих перевозчиков в управлениях перевозок все еще не стали направляющими и регламентирующими документами по обеспечению качества перевозок на уровне, соответствующем требованиям сегодняшнего дня. Существенной проблемой является то, что общественный транспорт практически во всех странах мира остаётся убыточным. Причины заключаются в следующем:
- существенное увеличение количества индивидуального автотранспорта;
- рост числа служб маршрутных такси;
- работа по регулируемым тарифам, не покрывающих реальных затрат автоперевозчика;
- рост стоимости проезда на городском общественном автомобильном транспорте;
- конкуренция за перевозку пассажиров водителями частных транспортных средств и как следствие недостаточное заполнение автобусов, наличие убытков от перевозки «льготников»;
- несовершенство системы налогообложения;
- наличие нерациональной структуры транспортных средств, высокая их изношенность.
Также к косвенным причинам можно отнести низкое качество городских и междугородних автомобильных дорог, вследствие чего увеличивается износ подвижного состава (при том, что средний возраст автобусов составляет более 11 лет. По данным научных исследований низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расход горючего на 30 %. Кроме того, из-за низкого качества автодорог возрастает вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Существует проблема оптимального соотношения установления цены государственным и частным сектором, государственным регулированием и рыночными механизмами на пассажирском транспорте. Разница тарифа на проезд в автобусах и маршрутных такси в городах около 3 рублей, что снижает пассажиропоток в автобусах, особенно в межпиковое время.
Недостаток существующей тарифной системы в том, что не учитывается разница себестоимости перевозок на разных маршрутах, поездок на короткие и длинные расстояния, в часы максимальной и минимальной загрузки транспорта, а также разного уровня качества транспортного обслуживания.
В результате реформ с приватизацией предприятий пассажирского транспорта почти повсюду сложилось смешанная система общественного пассажирского автотранспорта, в которой перевозки осуществляются как муниципальными, так и частными перевозчиками. Вхождение в рынок пассажирских перевозок частных перевозчиков, особенно с автобусами малой вместимости типа «Газель» ставит муниципальное предприятие в жёсткие условия конкуренции. Рост маршрутных такси и сокращение автобусов городского типа приводит к созданию пробок на дорогах, а также к аварийности и ДТП.
В настоящее время можно добиться существенного повышения эффективности управления транспортным процессом, воздействуя только не на отдельные его звенья (эксплуатационное, техническое, экономическое и др.), а на всю их совокупность, на систему в целом. Совершенствование управленческой работой на автомобильном пассажирском транспорте должно начинаться с экономического анализа отдельных элементов управления, изучения путей взаимодействия между элементами и увязки их в единое целое.
Основными направлениями совершенствования управления работой пассажирского транспорта должно быть:
-совершенствование имеющейся и разработка новых нормативно-правовых актов по организации городских пассажирских перевозок;
- специализация перевозчиков;
- стимулирование распространения на городском пассажирском транспорте эффективных систем контроля и диспетчерского управления, основанных на современных информационных технологиях, в том числе как средств оперативного управления перевозками, так и средств получения объективной информации и регулирования рынка транспортных услуг;
- унификация организационной структуры эксплуатационной службы перевозчика и системы транспортного управления;
- централизация системы эксплуатации транспорта;
- автоматизация системы управления транспортом;
- координация работы всех видов пассажирского транспорта;
- реализация современных конкурсных механизмов регулирования допуска, технологии организации и контроля деятельности перевозчиков всех форм собственности на маршрутной сети на контрактной основе.
Управление процессом пассажирских перевозок состоит в принятии и реализации комплекса технических, технологических, экономических, организационных и других решений.
Органы муниципальной власти и структуры ими уполномоченные управлять транспортными предприятиями должны в комплексе осуществлять следующие функции:
- определение условий доступа на рынок, с соблюдением условий добросовестной конкуренции, антимонопольного законодательства и обеспечения свободного доступа на рынок всех перевозчиков, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также пресечение несанкционированных перевозок;
- планирование развития и разработка критериев оптимизации маршрутной сети;
- координация и регулирование работы городского транспорта общего пользования, осуществляющего пассажирские перевозки, независимо от форм собственности;
- разработка муниципальной нормативно-правовой базы по вопросам перевозки пассажиров и багажа, а также обеспечению безопасности перевозочного процесса;
- осуществление контроля за работой городского пассажирского транспорта всех форм собственности, за культурой и качеством обслуживания пассажиров;
- обеспечение функциональной обратной связи с потребителями транспортных услуг, в том числе информационное обеспечение пассажиров в реальном режиме времени;
- разработка и участие в инвестиционных программах по приобретению нового подвижного состава, развития производственно-технической базы транспортного комплекса, материально-ресурсного обеспечения пассажирской транспортной отрасли;
-поэтапного введения повсеместного лицензирования и сертификации всех видов перевозок и услуг, включая транспортно экспедиционную деятельность;
- централизованное диспетчерское управление транспортом общего пользования с применением электронных систем в реальном режиме времени и внедрением научно обоснованных методов контроля на линии;
-обеспечение выполнения социальной политики государства в части транспортного обслуживания льготных категорий граждан;
- формирование рациональной системы перевозок, предусматривающих сокращение транспортных издержек и расходов городского бюджета на содержание муниципального пассажирского транспорта, разработка и осуществление мероприятий, направленных на сокращение непроизводственных расходов и использование ресурсосберегающих технологий.
- повышение регулярности и точности прибытия пассажирского транспорта;
- пересмотр городских маршрутов в сторону увеличения их количества;
- создание конкурентной среды и минимизация тарифа;
- сокращение протяженности городских маршрутов;
- оптимизация деятельности пассажирских предприятий;
- повышение охвата маршрутами кварталов города и повышение доступности остановок городского пассажирского транспорта.
Также необходимо рассмотреть вопрос о привлечении работы маршрутных такси на маршрутах с небольшим пассажиропотоком, где автопредприятию невыгодно использовать автобусы городского типа. Необходимо рассматривать варианты сдачи в аренду таких маршрутов частным перевозчикам.
Пассажирские перевозки относятся к тем видам услуг, стоимость на которые должна поддерживаться государственным регулированием.
Основами тарифной политики должно быть:
- единые тарифы по видам перевозок для всех перевозчиков, независимо от форм собственности;
- установление предельного уровня рентабельности;
- расчёт и формирование тарифов должно осуществляться из принципа обязательного раздельного учёта объёмов перевозок, доходов и расходов по видам регулируемой транспортной деятельности.
Выше изложенные проблемы регулярно рассматриваются, решаются, вносятся поправки в связи с чем можно ожидать улучшений связанных с управлением на транспорте.