В статье исследуются методологические основы транспортной телематики, основные принципы транспортной телематической системы
Ключевые слова:телематика, транспортная телематическая система, безопасность дорожного движения, пассажирский транспорт
Kеywоrds: tеlеmаtiсs, trаnspоrttеlеmаtiсssystеm, trаffiс sаfеty, pаssеngеrtrаnspоrt
На сегодняшний день массовая автомобилизация влечет за собой перенасыщение городских магистралей транспортом, в связи с этим задача совершенствования и оптимизации методов и средств оперативного управления перевозочным процессом становится наиболее актуальной. Полное удовлетворение требований к работе автомобильного транспорта обеспечивается созданием современных транспортно-телематических систем. В России данные системы внедряются при поддержке Правительства РФ в рамках Федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения» и «Глобальные навигационные системы». [1]
Россия, хотя и приблизилась по уровню обеспеченности населения легковыми автомобилями к развитым странам, все же пока отстает от них более чем в 2 раза. Если сохранятся существующие тенденции роста парка автомобилей, то через 10 лет интенсивность движения на магистральных дорогах может практически удвоиться [2].
В связи с чем вопрос о целесообразности использования транспортных телематических систем на сегодняшний день как никогда актуален. Проблему использования транспортных телематических систем рассматривали многие авторы. Так, Сысоева С. [6], Мироненко С. [3], Комаров В. [1] в своих статьях были схожи во мнениях, что применение телематических систем обеспечит надлежащий уровень безопасности и экономичности перевозок как в России, так и за рубежом. Кроме того, постоянно растущее количество транспорта и возрастающая интенсивность дорожного движения являются серьезной проблемой –особенно в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и др. Пути ее решения комплексны и многовариантны. Однозначно можно утверждать лишь то, что решение данной проблемы невозможно без коренного совершенствования транспортной инфраструктуры через внедрение телематических систем в государстве в целом и крупных «узловых» в городах и подъездов к ним в частности [7].
В городах и регионах России существуют автоматизированные системы диспетчерского управления пассажирским транспортом на базе спутниковых навигационных технологий, однако это только разрозненные технические решения в области транспортной телематики, которые необходимо интегрировать в единый комплекс для взаимодействия друг с другом. [1]
Вопросы, которые решают транспортные телематические системы:
- взимание платы за проезд транспортных средств по дорогам, на которых установлена такая плата;
- дистанционный контроль и надзор в осуществлении перевозок опасных и ценных грузов;
- контроль времени работы отдыха водителей и пресечение нарушений установленного режима;
- обеспечение безопасности транспортного средства;
- формирование оптимальных маршрутов движения транспортных систем, прогнозирование продолжительности поездки;
- оптимальное управление дорожным движением;
- информирование пользователей ТТС (водителей и пассажиров);
- экстренное реагирование на аварийные ситуации;
- розыск угнанных транспортных средств;
- использование поступающих в ТТС данных о транспортных средствах для решения задач правоохранительных органов. [2]
Анализ показывает, что внедрение таких систем способствует повышению эффективности автотранспортного комплекса в целом, что влечет за собой повышение эффективности экономики. На сегодняшний день актуальными проблемами являются:
- Перенасыщение городских магистралей транспортом, низкая пропускная способность дорог;
- Низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние производственной базы транспортной системы, недостаточное развитие дорожной сети;
- Минимальные инновации в структуре паркингов или их отсутствие;
- Несовершенство нормативной и регламентирующей базы;
- Некомпетентность транспортных служб, обеспечивающих безопасность водителей и комфортабельность езды.
Внедрение транспортных телематических систем позволит:
- Обеспечить социальное и экономическое развитие региона, благодаря развитой транспортной инфраструктуре;
- Повысить эффективность и безопасность транспортного процесса;
- Сократить затраты на ликвидацию последствий ДТП и лечение пострадавших;
- Увеличить популярность городского пассажирского транспорта, сделав его более удобным, чтобы скорость перемещения на общественном транспорте была как минимум не меньше, чем на индивидуальном;
- Обеспечить условия для бесперебойного движения общественного транспорта.
Анализ показывает, что на сегодняшний день транспортные телематические системы позволяют решить следующие проблемы:
- Предоставление пользователям общественного транспорта достаточной безопасности не только путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий, но и обеспечение личной безопасности во время пользования транспортом. Применяется видеоконтроль, автоматическая регистрация нахождения транспортного средства на маршруте и различные виды связи с городским центром управления.
- Управление работой систем обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта на перекрестках, оборудованных светофорами, для обеспечения условий соблюдения заданных графиков движения транспортных средств и для их контроля в системах городского общественного транспорта.
- Реализация проекта ЭРА ГЛОНАСС — системы экстренного реагирования при авариях, по которой можно определить характер ДТП, положение транспортного средства до и после аварии, скорость и направление удара. Эти данные позволяют предсказать тяжесть ДТП и осуществить немедленное реагирования машин скорой помощи. [6]
Для реализации мер по внедрению транспортных телематических систем необходимо:
1. Организовать взаимодействие между Минтрансом России и регионами по реализации «Модернизации транспортной системы России»;
2. Создание и развитие системы оперативного взаимодействия, планирования и диспетчерского регулирования в транспортных узлах и законодательное обеспечение функционирования такой системы на региональном уровне;
3. Повышение качества и доступности услуг городского пассажирского транспорта и повышение его способности оперативно реагировать на изменения транспортных потребностей населения;
4. Регулирование использования автомобилей при решении проблемы ликвидации заторов с помощью средств транспортной телематики;
5. Создание системы транспортного обслуживания населения «от двери до двери», используя транспортную сеть как единую систему.
Анализ проведенной работы доказывает целесообразность использования транспортных телематических систем с целью мониторинга транспортных процессов, оптимизации маршрутов, контроля соблюдения графиков движения и обеспечения максимума безопасности. Так как основной задачей является обеспечение безопасности, удобства и экономичности перевозок с наименьшим воздействием в окружающую среду, то проведенная оценка позволяет сделать вывод, что выполнение этих требований возможно только на основе широкого применения на транспорте современных систем телематики. [3]
1. Комаров, В. В. Архитектура и стандартизация телематических и интеллектуальных транспортных систем. Зарубежная и отечественная телематика [Текст]/ В. В. Комаров, С. А. Гагаран. — Москва: НТБ «Энергия», 2012. — 352 с.
2. Лазарев Ю. Г. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры [Текст]/ Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына// Технико- технологические проблемы сервиса. — 2013. — № 4 (26). — с.71–74.
3. Мироненко, С. В. Опыт работы с телематическими системами за рубежом и перспективы использования на Украине [Текст]/ С. В. Мироненко, С. А. Лавренчук// Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. — 2013. — № 60. — с.154–158.
4. Плющ, А. А. Обоснование применения систем телематики в автотранспортном комплексе [Текст]/ А. А. Плющ, С. В. Филимонов// Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». — 2010. — с.1. — 1т.
5. Пржибыл П. Телематика на транспорте. Перевод с чешского Бузека О. и Бузковой В. Под редакцией проф. Сильянова В. В. [Текст]/ П. Пржибыл, М.Свитек. — Москва: МАДИ (ГТУ), 2003. — 540с.
6. Сысоева С. Максимум безопасности и надежности беспроводных сервисных услуг [Текст]// Компоненты и технологии. — 2007. — № 9. — с.29–38.
7. Лазарев Ю. Г. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры [Текст]/ Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына// Технико- технологические проблемы сервиса. — 2013. — № 2 (24). — с.92–93.