В статье рассматриваются системы навигации автомобильного транспорта, выявляются недостатки и предлагаются мероприятия по её совершенствованию.
Ключевые слова: технологии, система навигации, спутниковая навигация, грузовой транспорт, автотранспорт, безопасность, качество.
С развитием технологий передачи данных с использованием спутниковой связи дало положительный эффект на развитие автомобильного транспорта. Данные технологии позволили улучшить качество обслуживания граждан, наладить связь в пути следования водителя и диспетчера, производить контроль за перемещением транспорта, выявлять аварии на дорогах и перенаправлять транспортные потоки, ускорять процесс доставки путем прокладывания оптимального маршрута и т. д. Стоит отметить, что все больше применяются различные спутниковые системы в организации работы автомобильного транспорта. В настоящее время современные автомобили оснащаются системами слежения о состоянии и местоположении автомобиля, что позволяет более быстро и качественно определить степень повреждений, узнать у водителя о необходимой помощи даже вне дорог, скоординировать работу спасательных и экстренных служб.
Навигационная система — совокупность приборов, алгоритмов и программного обеспечения, позволяющих произвести ориентирование объекта в пространстве (осуществить навигацию).
Она обеспечивает работу путем: карт разных проекций, использование датчиков и приемников и спутниковой связи. Существует спутниковая и инерциальная навигационные системы. Спутниковая связь направлена на получение точных данных в пространстве и времени о конкретном объекте, с помощью электронно-технических средств космического и наземного оборудования, применяется в различных сферах деятельности. Принцип работы данной системы построен на измерении расстояния между спутником и объектом в действующее время с высокой точностью и передачей точных данных обратно на землю. Действующие и создаваемые системы спутниковой связи:
– GPS — принадлежит министерству обороны США . Этот факт, по мнению некоторых государств, является её главным недостатком. Устройства, поддерживающие навигацию по GPS, являются самыми распространёнными в мире. Также известна под более ранним названием NAVSTAR.
– ГЛОНАСС — принадлежит министерству обороны РФ . Разработка системы официально началась в 1976 г., полное развёртывание системы завершилось в 1995 г. После 1996 года спутниковая группировка сокращалась и к 2002 году пришла в упадок. Была восстановлена к концу 2011 г. В настоящее время на орбите находится 27 спутников, из которых 22 используется по назначению. К 2025 году предполагается глубокая модернизация системы.
– « Бэйдоу » — китайская глобальная спутниковая система навигации, основанная на геостационарных , геосинхронных спутниках и спутниках со средними орбитами. Реализация программы началась в 1994 году . Первый спутник вышел на орбиту в 2000 году. По состоянию на 2015 год система имела 14 работающих спутников: 5 на геостационарных орбитах, 5 — на геосинхронных и 4 — на средних околоземных. 23 июня 2020 года был запущен 55 спутник системы «Бэйдоу», тем самым было завершено создание глобальной спутниковой системы навигации. 31 июля 2020 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил о начале эксплуатации системы «Бэйдоу».
– DORIS — французская навигационная система. Принцип работы системы связан с применением эффекта Допплера . В отличие от других спутниковых навигационных систем основана на системе стационарных наземных передатчиков, приёмники расположены на спутниках. После определения точного положения спутника система может установить точные координаты и высоту маяка на поверхности Земли. Первоначально предназначалась для наблюдения за океанами и дрейфом материков.
– Galileo — европейская система, находящаяся на этапе создания спутниковой группировки. По состоянию на ноябрь 2016 года на орбите находится 16 спутников, 9 действующих и 7 тестируемых. Планируется полностью развернуть спутниковую группировку к 2020 году [1].
Особо получившее распространение и вошедшее в обиход каждого водителя системы навигации в портативных устройствах в виде карт для определения локации и построения оптимальных маршрутов. Рассмотрим самые распространенные карты с навигацией для водителей в России: Яндекс навигатор, Google карты, Сервис Прогород, Google Maps, Автоспутник, OsmAnd, 2ГИС.
Данные сервисы облегчают каждый день поездки миллионов водителей, но каждая из них имеет ряд недостатков (зависание, медленная передача данных, недостаточная точность расположенных объектов, несвоевременное обновление приложений и т. д.). При более детальном изучении самых распространенных карт, можно обратить внимание, что отсутствует система навигации для грузового автотранспорта. Есть навигация для движения:
– на легковом автомобиле с указанием улиц и домов, стоянок, заправок, скорости движения, камер фото и видео фиксаций, о наличии заторов и средней скорости движения потока, время маршрута, пометки других пользователей, отображение платных участков, ремонтные работы, ограниченное или запрещенное движение и т. д.
– на общественном транспорте с указанием навигации общественного транспорта, поиском подходящего маршрута, наличие остановок и их наименование, расстояние пешеходного пути и время полного маршрута, возможность рассчитать стоимость поездки на такси
– для пешеходов указываются короткие маршрута и длительность прогулки.
Недостаток был найден в данных системах — невозможность прокладывания маршрутов для грузового транспорта. В некоторых навигаторах есть такая возможность, но и там слишком много «минусов»: платный контент, неточности в разметках карт, маленький перечень городов (Москва и Санкт-Петербург). Например, Яндекс карты просят помочь в организации данных сервисов, самих автовладельцев, указывая размещение запрещающих знаков, мест, имеющих ограничения по высоте, ширине и грузоподъемности, мест парковок и кемпингов для грузового транспорта и т. д. Но сложность в том, что очень много городов не изучено и водителям просто некогда заниматься данными работами.
В настоящее время наблюдается необходимость в организации бесплатных сервисов для навигации грузовых автомобилей. Особенно в самых распространенных навигационных приложениях. В ходе изучения данного вопроса можно предложить мероприятие по взаимодействию органов занимающихся организацией дорожного движения и контроля каждого региона с разработчиками карт навигации, для своевременной передачи информации о действующих и планируемых разрешениях, запретах и ограничениях для грузового транспорта.
Данное мероприятие позволит:
– повысить безопасность на автомобильных дорогах с участием грузового транспорта. Путем повышения осведомленности водителя о возможных остановках, проездах и сервисов, снижения риска ДТП по причине нарушений габаритного несоответствия, снижения экологического ущерба из-за построения более рациональных маршрутов;
– Ускорить процесс транспортировки грузов, за счет более точного маршрута и минимум простоев в поиске разрешенных участков в незнакомых городах;
– Снижение материального ущерба от повреждения транспортных средств, грузов, людей, транспортной инфраструктуры.
Благодаря данной системе навигации водитель грузового автомобиля будет чувствовать себя более комфортно и уверенно даже в незнакомой местности, искать более короткие пути объезда, избегать непреодолимых препятствий (мостов, эстакад, туннелей, путепроводов и других опасных участков), меньше нарушать ПДД и не создавать аварийных ситуаций. Что в свою очередь повысит качество работы УДС для всех её участников.
Литература:
1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D0 %BF %D1 %83 %D1 %82 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %8F_ %D1 %81 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B0_ %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B8 %D0 %B3 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8