В статье анализируется роль, методы и меры обеспечения безопасности цепей поставок со стороны государства.
Ключевые слова: логистика, безопасность, цепи поставок, стратегия, транспортный комплекс.
Проблемы обеспечения безопасности цепей поставок, а также предупреждение потерь и убытков от чрезвычайных событий в процессе взаимодействия различных видов транспорта, как отмечают специалисты [2; 3; 6], приобретают важнейшее значение для эффективного функционирования транспортной отрасли любой страны. Это престиж страны, инвестиционная привлекательность и защита активов. Современные вызовы ставят перед государствами задачу по обеспечению безопасности на первые места.
Самый яркий тому пример пандемия коронавируса 2019–2020 года. По данным Всемирного Банка спад мировой экономики в 2020 году составил 4,3 %, а прогноз роста на 2021 год составляет всего 4 %. Одной из главных причин стал паралич мировой транспортной системы из-за закрытия границ между государствами. Из-за невозможности перемещения товаров по миру прокатилась волна банкротств, многие компании остались на рынке только благодаря дотациям от государств. В такой ситуации особенно актуальным становится вопрос эффективности и результативности деятельности организаций, в которых присутствуют обширные цепи поставок.
Государство со своей стороны заинтересовано в крепкой транспортной системе. Одну из главных ролей в ней занимает безопасность, в том числе и безопасность цепей поставок. При бурной международной торговле, особенно в послекризисное время, как отмечают специалисты [1; 4; 5], важно иметь прочные и эффективные цепи поставок, а так же самое время учесть опыт предыдущих лет и выработать новые стратегии, меры и инструменты для предотвращения таких ситуаций. Государство не участвует в логистических операциях лично, но выступает в роле регулятора, составителя норм и заказчика. Основополагающим документом в данном направлении является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».
Стратегия развития показывает основной вектор развития страны на период до 2030 года. Она охватывает огромным спектр направлений в транспортной сфере, в которых будет вестись работа. В своем основании она имеет огромный аналитический труды прошлых документов этого же уровня, сотни аналитических данных, труды сотен людей и организаций. При составлении стратегий развития оно ориентируется на нужды населения, бизнеса и страны в целом, с учетом особенностей регионов, населения, условий и т. п. Одно из ключевых направлений является безопасность, согласно определению рассмотренным в пункте 1.2. данной работы.
В разделе стратегии «Повышение уровня безопасности транспортной системы» определяются задачи транспортной стратегии в рамках цели 5 «Повышение уровня безопасности транспортной системы», цели 6 «Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду». В данной работе вызывает интерес цели 5, так как они больше всего влияют на цепи поставок.
Задачами транспортной стратегии по реализации цели 5 «Повышение уровня безопасности транспортной системы» являются: обеспечение безопасности движения, полетов и судоходства; обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с МЧС на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса; обеспечение безопасности перевозок грузов, требующих особых условий; обеспечение профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования или декларирования (уведомления); развитие средств и систем надзора в сфере транспорта; обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.
Исходя из задач по 5 цели можно сказать, что обеспечение безопасности: ведется по 4 направлениям — морской, автодорожный, железнодорожный и воздушный транспорт; касается в первую очередь перевозок грузов, в том числе и опасного, крупногабаритного и с особенными условиями хранения; будет достигаться, в том числе за счет обеспечения потребности транспортного комплекса в высококвалифицированных специалистах и профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования.
Далее в Транспортной стратегии приведены меры и мероприятия по повышению безопасности и устойчивости транспортной системы по каждому виду транспорта. Если проанализировать эти меры и сравнить с менеджментом безопасности цепи поставок, то можно заметить, что у их много общего. По каждому направлению предложено: выявление угроз; выявление уровня готовности к ним; разработка мер по предотвращению угроз; разработка требований к допуску водителей (капитанов и пр.); разработка нормативных актов в области безопасности.
Можно сказать, что стратегия развития транспорта Российской Федерации до 2030 года во многом опирается на международные стандарты. Если суммировать, то итогом реализации транспортной стратегии до 2030 года, в том числе и те меры, цели, ожидания, которые не рассмотрены в данной работе, должно стать единое транспортное пространство России, конкурентная среда перевозок, высококачественная, эффективная и инновационная инфраструктура, в которой организации будут осуществлять свою транспортную деятельность.
Безусловно, это далеко не единственное, что предпринимает государство, для строительства и развития системы безопасности страны и в частности её цепей поставок. Существует большое количество Федеральный проектов, таких как «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ), «международная кооперация и экспорт», «цифровая экономика Российской Федерации» и многие другие, в которых безопасность имеет огромное значение.
За последнее время многие компании стали активно учувствовать и развивать проекты совместно с профильными и смежными министерствами России, например «беспилотные перевозки», «высокоскоростные железные дороги», «единое цифровое пространство транспортного комплекса». Так же не обошло стороной и технический прогресс. Огромное количество новых технологий поступает на одобрение и экспертизу в министерства, начиная от модулей связи для грузовых машин и заканчивая роботизированными и автоматизированными средствами охраны стоянок воздушных судов. Например, Минтранс России оказывает активную помощь для инновационных и импортозамещающих технологий для транспортного комплекса путем приема заявок, экспертного рассмотрения, внесение в реестры, рекомендациями к использованию (внедрению) и созданием госзаказов для новых технологий.
Государство активно участвует в развитии транспортного комплекса, так как оно как никто заинтересовано в безопасной и эффективной транспортной системе. Именно транспортная система обеспечивает движение грузов всех производств, подвижность населения, движение транзитных, импортных и экспортных товаров, что в свою очередь обеспечивает позицию страны на международной арене.
Литература:
- Байгельдин, Р.Р., Калина, М.В., Охотников, И. В. Анализ структуры и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг в национальной экономике России // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 3).
- Охотников И. В., Сибирко И. В. Безопасность логистических систем и цепей поставок: монография. — Саратов: Амирит, 2020.
- Охотников И. В., Платоненко Е. И., Сибирко И. В. Комплексная безопасность цепей поставок: учебное пособие. — Саратов: ИНИРПК, 2020.
- Реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе развития международных коридоров: колл. монография / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019.
- Развитие международных транспортных коридоров на основе транспортно-логистических технологий: монография / [коллектив авторов]; Под обще. ред. Т. М. Степанян. — Саратов: Амирит, 2020.
- Stepanyan, Tamara M., Okhotnikov, Ilya.V., Spektor, Asiya A., Yashkova, Natalya V., Tumanov, Eldar V. (2019) Institutional and Legal Problems of Economic Safety // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — Vol 10. — No 5(43). — 2019. — Р. 1561–1569.