Влияние внешнеэкономических санкций на логистическую деятельность предприятий Астраханской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Харин, С. С. Влияние внешнеэкономических санкций на логистическую деятельность предприятий Астраханской области / С. С. Харин, А. П. Мешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77731/ (дата обращения: 16.12.2024).



Научная статья посвящена анализу выполнения агропромышленным комплексом Астраханской области программы импортозамещения в 2015–2017 годах. Актуальность исследования обусловлена высокой степенью влияния правильно выстроенных цепочек поставок на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: логистика, импортозамещение, транспорт, интеграция цепей поставок, логистический центр.

The Scientific article is devoted to the analysis of the implementation of the import substitution program by the agro-industrial complex of the Astrakhan region in 2015–2017. The relevance of the study is due to the high degree of influence of well-established supply chains on ensuring food security in the Russian Federation.

Keywords: logistics, import substitution, transport, integration of supply chains, logistics center.

Программа импортозамещения в Астраханской области на 2015–2020 годы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной экономической политике государства» от 08.06.2014 N 560. «О применении отдельных специальных экономических мер по обеспечению безопасности страны Федерации» и долгосрочных приоритетах Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.

По данным Минэкономразвития Астраханской области, российские бизнес-предприятия активно развивают сотрудничество с производителями Астраханской области. Астраханскую продукцию продают более 3,2 тысяч крупных торговых центров и небольших розничных компаний. Уже в 2014 году рост объемов производства по отношению к показателям предыдущего, досанкционного, года в Астраханской области превысил 1,5 процента.

Рост обеспечили, в первую очередь, сельхозтоваропроизводители, производители в сфере добычи полезных ископаемых. Кроме того, благодаря введенным санкциям российские рынки стали более открытыми для других производственных предприятий региона.

К 2016 году проекты импортозамещения представили следующие предприятия:

– «Технология магнитных материалов» (производство ферритовых изделий для силовой электроники),

– «Астраханский станкостроительный завод»,

– «Астрахим» (производитель медицинских пробок),

– «Астратекс» (швейная фабрика),

– «Дюна-АСТ» (обувное производство),

– ООО «Некст» (производство полимерных изделий),

– «Астраханьстекло» (стекловолокно и изделия из него),

– «Карон» (пищевое производство) и т. п.

Компании модернизируются, внедряют новые проекты по расширению производства и производству сырья на собственных мощностях, чтобы полностью исключить зависимость от импорта. Традиционно важную роль в экономике Астраханской области играют агропромышленные предприятия. В хозяйствах в 2015 году поголовье птицы увеличилось на 134,4 тыс. голов, или на 9,2 %. Это связано с вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей на птицефабриках Астрахани.

В 2015 году завершено строительство цеха по выращиванию ремонтных цыплят на 60 тыс. птицеводческих мест на Харабалинской птицефабрике, а также двух корпусов по выращиванию кур-несушек на птицефабрике «Владимировской». Вместимость каждого из них — 80 тыс. птицеводческих мест.

В 2015 году поголовье птицы в хозяйствах Астраханской области всех категорий увеличилось на 126,7 тыс. голов, то есть на 107,8 % от показателей 2013 года. На 1 января 2016 года поголовье птицы составляло 1,7 миллионов. Предложение картофеля у населения в Астраханской области в три раза превышает спрос. Так, в 2016 году было собрано около 330 тысяч тонн отборного картофеля (103,3 % на уровне 2015 года).

Доля астраханской товарной продукции в объёме производства по ЮФО составляет около 60 %. В 2014 году 98 % томатной пасты было импортировано в Россию. К концу 2016 года новые заводы в Харабалинском и Черноярском районах достигли производства 28 тысяч тонн томатной пасты в год. Резкое сокращение поставок сельхозпродукции из Евросоюза в РФ дает астраханским производителям возможность выхода на новые рынки сбыта, чему способствует удобное географическое положение региона.

В радиусе полутора тысяч километров от Астрахани расположены крупные потребители продукции, «города-миллионники» Москва, Самара, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Донецк, Киев, Баку. Основная причина наличия значительного объема импорта растительной продукции — недостаточно развитая сеть овощных магазинов и распределительных центров в Астраханской области. Таким образом, импортеры обеспечивают круглогодичные поставки растительной продукции в объемах, необходимых розничным сетям.

В Астраханской области фермеры могут поставлять значительные объемы только в сезон сбора урожая, поскольку объемы существующих овощехранилищ (140 000 тонн — производственные склады при производстве более 1300 000 тонн) не могут гарантировать хранение всей продукции. Потребление фруктовых и овощных консервов в России намного ниже, чем в других странах, активно осваивающих этот рынок. Таким образом, на одного гражданина России приходится всего 4 кг плодоовощных консервов в год. Для сравнения: в Европе это 10–16 кг, в Канаде — 13, а в США — 50. Заключение: Необходимо создание логистических центров, которые будут проводить не только предпродажную подготовку, но и распределять транспортные потоки, оказывать брокерские услуги, иметь свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, оборудованные специализированными стоянками для грузовых автомобилей, в том числе грузовых. Развитая система логистических центров позволяет сократить этапы доставки, оптимизировать товаропоток и повысить эффективность доставки.

По сути, логистические центры создаются для решения проблемы доставки товаров от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с минимальными финансовыми затратами. Максимального эффекта от оптимальной организации товаропотока можно добиться только при правильной интеграции логистических центров в логистические сети. Можно рассмотреть создание такой сети на границе с Казахстаном с целью минимизации прохождения таможенных процедур, а также учета ввозимой и экспортируемой продукции.

Данное направление перспективно в рамках реализации политики импортозамещения, т. к. в конечном итоге системы овощехранилищ и логистических центров позволят снизить стоимость и улучшить качество продукции, поставляемой в регионы России. Общее снижение транспортных тарифов, вызванное насыщением рынка логистики из-за сокращения грузопотока, позволяет региональным производителям резко сократить логистические затраты при освоении рынков в центральной и западной частях Российской Федерации.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» / Российская Газета от 07.08.2014 г. № 176.
  2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ / Парламентская газета № 29 от 14.08.2014 г.
  3. Эмбарго и санкции: проигрывают все [Электронный ресурс]. URL: https://customsexpert.ru/articles/embargo-i-sanktsii-proigri.htm (дата обращения: 29.04.2020).
  4. http://astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/astrastat/ru/statistics/ astrStat/ [Электронный ресурс] (дата обращения 30.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): Астраханская область, поголовье птицы, Российская Федерация, производитель, растительная продукция, Россия, томатная паста, центр.


Ключевые слова

транспорт, логистика, импортозамещение, логистический центр, интеграция цепей поставок

Похожие статьи

Современные подходы к управлению затратами в логистике предприятий России

Научная статья посвящена исследовательскому обзору методов и инструментов, направленных на управление затратами в логистике российских предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что расходы на логистическую деятельность бизнеса в России ...

Импортозамещение как стратегия устойчивого развития: анализ производственной деятельности компании в условиях изменяющейся экономической среды

В статье рассматривается вопрос импортозамещения продукции на уровне компании в условиях глобальных экономических изменений и санкционного давления. Проведен анализ особенностей производственной деятельности компании, оценены ключевые факторы, влияющ...

Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов

В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний

Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развити...

Перспективы реализации политики импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке

В статье проанализированы фундаментальные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности страны в области лекарственного обеспечения, посредством реализации политики импортозамещения. Выявлены ключевые проблемы снижения зависимости от импор...

Особенности проектной деятельности в гражданской авиации

В настоящее время очень остро стоит вопрос возможностей развития высокотехнологичных отраслей промышленности в короткие сроки. Состояние отрасли авиации и темпы ее развития способны оказать влияние на развитие ряда других отраслей промышленности, кот...

Учетно-аналитическое обеспечение управления трансакционными издержками: проблемы и перспективы

Раскрыты проблемы и перспективы учета и оценки трансакционных издержек для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, а также уменьшение уровня тенизации экономики.

Влияние реализации кластерного подхода на конкурентоспособность ВЭД Ростовской области

В статье анализируется кластерная политика Ростовской области и ее влияние на развитие внешнеэкономической деятельности данного региона. Приводятся планируемые количественные показатели реализации стратегий развития инновационных кластеров.

Анализ обеспечения безопасности цепей поставок со стороны государства, государственных и частных компаний

В статье анализируется роль, методы и меры обеспечения безопасности цепей поставок со стороны государства.

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Похожие статьи

Современные подходы к управлению затратами в логистике предприятий России

Научная статья посвящена исследовательскому обзору методов и инструментов, направленных на управление затратами в логистике российских предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что расходы на логистическую деятельность бизнеса в России ...

Импортозамещение как стратегия устойчивого развития: анализ производственной деятельности компании в условиях изменяющейся экономической среды

В статье рассматривается вопрос импортозамещения продукции на уровне компании в условиях глобальных экономических изменений и санкционного давления. Проведен анализ особенностей производственной деятельности компании, оценены ключевые факторы, влияющ...

Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов

В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний

Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развити...

Перспективы реализации политики импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке

В статье проанализированы фундаментальные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности страны в области лекарственного обеспечения, посредством реализации политики импортозамещения. Выявлены ключевые проблемы снижения зависимости от импор...

Особенности проектной деятельности в гражданской авиации

В настоящее время очень остро стоит вопрос возможностей развития высокотехнологичных отраслей промышленности в короткие сроки. Состояние отрасли авиации и темпы ее развития способны оказать влияние на развитие ряда других отраслей промышленности, кот...

Учетно-аналитическое обеспечение управления трансакционными издержками: проблемы и перспективы

Раскрыты проблемы и перспективы учета и оценки трансакционных издержек для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, а также уменьшение уровня тенизации экономики.

Влияние реализации кластерного подхода на конкурентоспособность ВЭД Ростовской области

В статье анализируется кластерная политика Ростовской области и ее влияние на развитие внешнеэкономической деятельности данного региона. Приводятся планируемые количественные показатели реализации стратегий развития инновационных кластеров.

Анализ обеспечения безопасности цепей поставок со стороны государства, государственных и частных компаний

В статье анализируется роль, методы и меры обеспечения безопасности цепей поставок со стороны государства.

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Задать вопрос