Научная статья посвящена анализу выполнения агропромышленным комплексом Астраханской области программы импортозамещения в 2015–2017 годах. Актуальность исследования обусловлена высокой степенью влияния правильно выстроенных цепочек поставок на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: логистика, импортозамещение, транспорт, интеграция цепей поставок, логистический центр.
The Scientific article is devoted to the analysis of the implementation of the import substitution program by the agro-industrial complex of the Astrakhan region in 2015–2017. The relevance of the study is due to the high degree of influence of well-established supply chains on ensuring food security in the Russian Federation.
Keywords: logistics, import substitution, transport, integration of supply chains, logistics center.
Программа импортозамещения в Астраханской области на 2015–2020 годы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной экономической политике государства» от 08.06.2014 N 560. «О применении отдельных специальных экономических мер по обеспечению безопасности страны Федерации» и долгосрочных приоритетах Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.
По данным Минэкономразвития Астраханской области, российские бизнес-предприятия активно развивают сотрудничество с производителями Астраханской области. Астраханскую продукцию продают более 3,2 тысяч крупных торговых центров и небольших розничных компаний. Уже в 2014 году рост объемов производства по отношению к показателям предыдущего, досанкционного, года в Астраханской области превысил 1,5 процента.
Рост обеспечили, в первую очередь, сельхозтоваропроизводители, производители в сфере добычи полезных ископаемых. Кроме того, благодаря введенным санкциям российские рынки стали более открытыми для других производственных предприятий региона.
К 2016 году проекты импортозамещения представили следующие предприятия:
– «Технология магнитных материалов» (производство ферритовых изделий для силовой электроники),
– «Астраханский станкостроительный завод»,
– «Астрахим» (производитель медицинских пробок),
– «Астратекс» (швейная фабрика),
– «Дюна-АСТ» (обувное производство),
– ООО «Некст» (производство полимерных изделий),
– «Астраханьстекло» (стекловолокно и изделия из него),
– «Карон» (пищевое производство) и т. п.
Компании модернизируются, внедряют новые проекты по расширению производства и производству сырья на собственных мощностях, чтобы полностью исключить зависимость от импорта. Традиционно важную роль в экономике Астраханской области играют агропромышленные предприятия. В хозяйствах в 2015 году поголовье птицы увеличилось на 134,4 тыс. голов, или на 9,2 %. Это связано с вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей на птицефабриках Астрахани.
В 2015 году завершено строительство цеха по выращиванию ремонтных цыплят на 60 тыс. птицеводческих мест на Харабалинской птицефабрике, а также двух корпусов по выращиванию кур-несушек на птицефабрике «Владимировской». Вместимость каждого из них — 80 тыс. птицеводческих мест.
В 2015 году поголовье птицы в хозяйствах Астраханской области всех категорий увеличилось на 126,7 тыс. голов, то есть на 107,8 % от показателей 2013 года. На 1 января 2016 года поголовье птицы составляло 1,7 миллионов. Предложение картофеля у населения в Астраханской области в три раза превышает спрос. Так, в 2016 году было собрано около 330 тысяч тонн отборного картофеля (103,3 % на уровне 2015 года).
Доля астраханской товарной продукции в объёме производства по ЮФО составляет около 60 %. В 2014 году 98 % томатной пасты было импортировано в Россию. К концу 2016 года новые заводы в Харабалинском и Черноярском районах достигли производства 28 тысяч тонн томатной пасты в год. Резкое сокращение поставок сельхозпродукции из Евросоюза в РФ дает астраханским производителям возможность выхода на новые рынки сбыта, чему способствует удобное географическое положение региона.
В радиусе полутора тысяч километров от Астрахани расположены крупные потребители продукции, «города-миллионники» Москва, Самара, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Донецк, Киев, Баку. Основная причина наличия значительного объема импорта растительной продукции — недостаточно развитая сеть овощных магазинов и распределительных центров в Астраханской области. Таким образом, импортеры обеспечивают круглогодичные поставки растительной продукции в объемах, необходимых розничным сетям.
В Астраханской области фермеры могут поставлять значительные объемы только в сезон сбора урожая, поскольку объемы существующих овощехранилищ (140 000 тонн — производственные склады при производстве более 1300 000 тонн) не могут гарантировать хранение всей продукции. Потребление фруктовых и овощных консервов в России намного ниже, чем в других странах, активно осваивающих этот рынок. Таким образом, на одного гражданина России приходится всего 4 кг плодоовощных консервов в год. Для сравнения: в Европе это 10–16 кг, в Канаде — 13, а в США — 50. Заключение: Необходимо создание логистических центров, которые будут проводить не только предпродажную подготовку, но и распределять транспортные потоки, оказывать брокерские услуги, иметь свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, оборудованные специализированными стоянками для грузовых автомобилей, в том числе грузовых. Развитая система логистических центров позволяет сократить этапы доставки, оптимизировать товаропоток и повысить эффективность доставки.
По сути, логистические центры создаются для решения проблемы доставки товаров от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с минимальными финансовыми затратами. Максимального эффекта от оптимальной организации товаропотока можно добиться только при правильной интеграции логистических центров в логистические сети. Можно рассмотреть создание такой сети на границе с Казахстаном с целью минимизации прохождения таможенных процедур, а также учета ввозимой и экспортируемой продукции.
Данное направление перспективно в рамках реализации политики импортозамещения, т. к. в конечном итоге системы овощехранилищ и логистических центров позволят снизить стоимость и улучшить качество продукции, поставляемой в регионы России. Общее снижение транспортных тарифов, вызванное насыщением рынка логистики из-за сокращения грузопотока, позволяет региональным производителям резко сократить логистические затраты при освоении рынков в центральной и западной частях Российской Федерации.
Литература:
- Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» / Российская Газета от 07.08.2014 г. № 176.
- Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ / Парламентская газета № 29 от 14.08.2014 г.
- Эмбарго и санкции: проигрывают все [Электронный ресурс]. URL: https://customsexpert.ru/articles/embargo-i-sanktsii-proigri.htm (дата обращения: 29.04.2020).
- http://astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/astrastat/ru/statistics/ astrStat/ [Электронный ресурс] (дата обращения 30.04.2020)