Одной из важнейших задач в развитии городов России является создание надежно работающей, безопасной, экономичной и экологичной системы городского пассажирского транспорта, ориентированной на интересы каждого участника системы.
В настоящее время городской транспорт является одной из общественно значимых отраслей городского хозяйства. Работа городского пассажирского транспорта и меры по ее обеспечению рассматриваются государством как имеющие особую социальную значимость, что и обосновывает актуальность исследования.
Система городского пассажирского транспорта представляет собой структурированную экономическую систему, состоящую из совокупности предприятий и фирм, организующих потоки услуг и управляющих ими в процессе осуществления пассажирских перевозок, а также систему, сопутствующих им потоков информации и финансов, обеспечивающих обслуживание данного рынка [1].
Функционирование системы городского пассажирского транспорта направлено на удовлетворение спроса населения в перевозках общественным транспортом.
Основными видами городского пассажирского транспорта являются троллейбус, трамвай, автобус и маршрутное такси. Автобусный транспорт обладает большой провозной способностью и маневренностью, но значительно загрязняет окружающую среду. Выбросы вредных веществ в атмосферу одним автобусом в 5–6 раз, а уровень шума в 1,5–2 раза больше, чем у легкового автомобиля. Троллейбусный транспорт экологически чистый, имеет большую провозную способность и использует дешевое энергоснабжение. Его недостаток — большие капитальные вложения в организацию пути, малая маневренность, снижение пропускной способности уличной сети в зависимости от частоты движения. Трамвай характеризуется большой провозной способностью, однако для организации движения трамвая требуется обособленное земляное полотно, которое занимает значительную часть улицы и затрудняет движение автомобильного транспорта. Маршрутное такси имеет низкую провозную способность, но более высокую скорость движения, большую маневренность [2].
На основе всестороннего изучения различных взглядов на роль общественного транспорта в инфраструктуре мегаполисов установлено, что деятельность городского пассажирского транспорта охватывает практически все слои населения Российской Федерации. Несмотря на то, что в последние годы увеличилось количество личных легковых автомобилей, все же в России огромная часть горожан зависит в своих ежедневных передвижениях от работы общественного пассажирского транспорта. В то же время, большинство пользующихся услугами системы общественных пассажирских перевозок недовольны его работой из-за постоянной переполненностью транспортного средства, длительными интервалами в движении, стоимостью проезда.
В нынешних экономических условиях для обеспечения функционирования системы городских пассажирских перевозок рекомендуется совершенствовать управление городским общественным транспортом с помощью введения логистического подхода. Структура системы городского пассажирского транспорта представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура системы городского общественного транспорта
Поскольку основной организационной единицей логистической системы городского пассажирского транспорта является маршрут, а перевозка пассажиров транспортом общего пользования осуществляется по заранее составленным постоянным маршрутам, то вся организация движения сводится к обеспечению регулярности и бесперебойности обслуживания населения на них, следовательно, грамотному определению маршрутной системы города.
Маршрутная система общественного городского транспорта представляет собой увязанную территориально и во времени совокупность маршрутов всех и отдельных видов городского пассажирского транспорта, обслуживающих городские пассажирские перевозки в пределах заданной транспортной сети. При этом под территориальной увязанностью маршрутной системы понимается согласованное с осваиваемыми пассажироперевозками размещение на плане города маршрутов какого-либо одного или разных видов городского пассажирского транспорта, их конечных станций, остановочных пунктов и других линейных сооружений; под увязанностью во времени — согласование режимов работы маршрутов во времени и расписаний движения транспортных средств, обслуживающих разные маршруты.
Основная задача логистики на рынке пассажирских перевозок состоит в максимально возможной адаптации потенциальных возможностей рынка к желаниям потребителей посредством грамотного выстраивания потоков информации, услуг и т. п. Выявлено, что пассажиры городского пассажирского транспорта предъявляют следующие требования к услугам, оказываемым им перевозчиками:
– стоимость перевозки;
– надежность перевозок;
– минимальная продолжительность поездки;
– регулярность движения транспорта;
– гарантированность движения по расписанию либо с соблюдением указанных интервалов;
– безопасность перевозок;
– наличие различных уровней транспортного обслуживания (муниципальные и коммерческие перевозки) и др.
Проанализировав рынок городских транспортных услуг, были выявлены следующие преимущества и недостатки в работе транспортной системы города Челябинска.
Преимущества общественной транспортной системы:
- Общественный транспорт движется по утвержденной маршрутной карте города.
- Транспорт движется по определенному расписанию, если нет пробок на дороге или неполадок с транспортным средством во время движения.
- Хорошая вместительность подвижного состава транспортного средства, что обеспечивает умеренное количество пассажиропотока. Нет давки внутри транспортного средства даже в «час-пик», что повышает комфортность перевозки.
- Надежность перевозки, доставка пассажиров в целости и сохранности в нужное место.
- Приемлемая стоимость перевозки пассажиров. Стоимость проезда в городе Челябинск по сравнению с другими городами Уральского региона самая низкая.
- Возможность безналичной оплаты за проезд транспортной картой, для любой категории населения: школьников, студентов, для людей среднего и пенсионного возраста.
- «Единый бесплатный пересадочный билет», с помощью которого, владельцы транспортных карт могут в течение часа ездить в общественном транспорте, делая неограниченное количество пересадок.
- Система льготного проезда в общественном транспорте, для определенной категории людей: пенсионеры, студенты, школьники и др.
- Наличие электротранспорта в городе (троллейбус и трамвай), это — экологично, как следствие абсолютное отсутствие вредных выбросов в атмосферу; пониженный уровень шума; низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии и др.
Недостатки общественной транспортной системы:
- Маршрутная карта города недостаточно развита. Есть отрезки дорог, где нет прямого маршрута до пункта назначения, без пересадок что было частично разрешено введением единого бесплатного пересадочного билета, который, однако не введен в маршрутных такси, которые часто являются единственным транспортом на маршруте.
- Нет комплексного использования различных видов транспорта (взаимозаменяемых транспортных средств с одинаковым маршрутом, но разными преимуществами).
- Нерегулярные отправления городского пассажирского транспорта (длительные ожидания на остановке).
- Недостаточное количество единиц транспортных средств на линии (частота прибытия).
- Из вышеперечисленных недостатков вытекает следующий — не оправдано дорогое ожидание транспорта, как говорится «время — деньги». В данном случае высока вероятность задержаться или опоздать в назначенное место.
- Высока вероятность не доехать на определенном виде транспорта. Это в большинстве случаев касается такого вида транспорта, как троллейбус и трамвай. Потому как подвижной состав транспорта очень старый, следовательно, часто требует выполнения ремонтных работ в пути.
- Низкая проходимость транспортного средства в «час-пик», когда ремонтируют дороги или аварийная ситуация на дороге. Это касается в основном электротранспорта (троллейбус и трамвай), потому что данный вид транспорта не в силах объехать все преграды на своем пути, и, как следствие, преумножает при этом размер препятствия на пути других транспортных средств.
- Отсутствует доступная актуальная информация о передвижении транспортного средства в режиме реального времени. Если транспортное средство где-то остановилось из-за неисправности подвижного состава или приостановилось движение из-за транспортной аварии или ремонта дорожного полотна, об этом потребитель может либо узнать, полагаясь лишь на так называемое «сарафанное радио» либо увидеть причину задержки транспорта на пути из окна другого, более маневренного, транспорта, что сопряжено чаще всего с движением с пересадками и прибытию в пункт назначения позже планируемого времени. Несмотря на то, что в интернет-источниках выкладывают информацию о предстоящих изменениях в работе общественного транспорта, не у всех потребителей транспортных услуг (пассажиров) есть возможность узнать об этих изменениях.
В Челябинске общественный городской транспорт считается убыточным, слишком затратным социальным благом. Есть категории льготников, которые платят лишь часть стоимость за проездной билет, а вторую часть компенсирует бюджет города. Однако, на сегодняшний день бюджет города не может в полном объеме компенсировать эти расходы и поэтому челябинский общественный транспорт терпит убытки.
На данный момент городской общественный транспорт представляет собой замкнутый круг: снижение количества пассажиров приведет к снижению выручки, снижение выручки приведет к уменьшению транспортного парка (то есть, поддерживать на ходу транспорт будет весьма тяжело), снижения выпуска машин на линию сократит количество потребителей и выручку. И все это приведет к постепенной деградации общественного транспорта как части инфраструктуры.
С каждым годом пассажиропоток в Челябинске снижается. Например, по данным ООО «ЧелябГЭТ» в 1975 году годовой пассажиропоток достигал 120,3 млн человек при населении города почти 1 млн. человек. К 2012 году эта цифра снизилась до 50 млн. А по прогнозу к концу 2017-го года эта цифра достигнет 22 млн человек [3].
Уже сейчас наблюдается быстрый рост числа независимых перевозчиков, возникающих в форме предприятий малого и среднего бизнеса, совместных и арендных предприятий. На сегодняшний день, стоимость в маршрутном такси равняется стоимости в классическом общественном городском транспорте, и не исключено что город в скором времени может остаться без троллейбусов, автобусов и трамваев. На лицо видны преимущества маршрутных такси — высокая скорость перемещения по городу, даже в «час-пик», что позволяет сэкономить время; количество единиц транспортных маршрутных такси на линии (частота прибытия).
Одной из существенных причин неудач многих программ и попыток в направлении оптимизации работы городского пассажирского транспорта является слабое использование на практике развивающейся методологии, стратегии и тактики логистики.
Для более эффективного удовлетворения потребностей населения в повседневных поездках предложены основные направления развития городского пассажирского транспорта, а именно:
- Увеличение числа транспортных единиц, работающих на линии.
Приобретение новых единиц транспорта для поддержания пассажиропотока или модернизация старого подвижного состава. Например, модернизировать троллейбусы радикально, то есть «отвязавшись» от проводов. На остановках установить специальные приборы, подъезжая к которым, троллейбус будет заряжаться. Или же приобрести электробусы — экологически чистый транспорт, который работает на аккумуляторах. Конечно, такая машина дороже, чем те, что эксплуатируются сейчас в городе. Для сравнения: электробус стоит — 20 млн. руб., российский автобус на метане — 10 млн. руб., автобус на дизеле — 6–7 млн. руб., маршрутка — 2 млн. руб. Но электробус менее затратен с точки зрения организации движения. Строительство контактной сети (для классического электротранспорта) в новые микрорайоны стоят дороже, чем электробус [4]. А загрязнение экологии вследствие использования маршрутных такси и автобусов приводит к снижению трудового потенциала мегаполиса.
- Усовершенствование маршрутной системы (маршрутной карты города), для обеспечения перевозки пассажиров в любую точку города быстро и без пересадок.
Маршрутная система городского пассажирского транспорта (маршрутная карта) должна соответствовать, следующим основным требованиям [1]:
– должна соответствовать пассажиропотоку по направлениям и обеспечивать такое принудительное распределение его по сети, при котором наилучшим образом обеспечивалась бы прямолинейность пассажиропоездок, беспересадочность, минимальное транспортное время и полное соответствие интенсивности движения всех участков транспортной сети;
– должна быть оптимально координированной в пространстве и времени с системой городского, пригородного и междугороднего транспорта (железнодорожного, водного, воздушного и т. д.);
– не должна требовать больших капитальных затрат и эксплуатационных расходов, связанных с ее корректировкой и оптимизацией, необходимость в которых неизбежно возникает при территориальном развитии города, например, при постройке нового микрорайона, открытии или закрытии предприятий, торговых центров и других действий, вызывающих изменения пассажиропотоков. Подразумевается не полный отказ от троллейбусов и трамваев в пользу электробусов, а лишь рациональное использование средств. То есть, если на этом участке выгоднее электробус — то его и надо использовать, но троллейбусы и трамваи должны ездить, может и не везде, но полностью отказываться от них нельзя;
– необходимо также, чтобы маршрутная система допускала возможность корректировки в кратчайшие сроки и связанные с ней работы оказывали минимальное мешающее влияние на жизнедеятельность города;
– обеспечивать максимально равномерное распределение пассажиропотока по длине маршрутов и во времени (в разные периоды движения) и требуемое саморегулирование распределения пассажиропотоков по маршрутам, районам движения и видам транспорта;
– допускать оптимизацию по критерию максимальной эксплуатационной экономичности, т. е. требовать максимально простой системы организации движения с применением, по возможности, средств автоматизированных систем управления движением, минимального штата линейных работников;
– обеспечивать минимальные нерентабельные пробеги и максимальное использование подвижного состава по вместимости в пределах, допускаемых требованиями комфортабельности транспортного обслуживания пассажиров.
- Предоставление актуальной доступной информации о передвижении транспортного средства на остановочном пункте в режиме реального времени.
В процессе изучения проблемы и поисков ее решения было выявлено, что для предоставления информации о передвижении городского общественного транспорта можно использовать систему ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система), которая помогает отслеживать перемещение транспортного средства. Челябинский транспорт уже начали подключать к этой системе, но отследить движение можно только через сайт управления транспорта города, ресурс Marsruty.ru и мобильное приложение «Транспорт Челябинска Online». Это приложение позволяет видеть общественный транспорт города на карте в режиме реального времени. Отображаются маршруты в черте города: трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутки. Покрытие — примерно 80 % официального общественного транспорта [5].
В заключении можно сказать, что в процессе изучения рынка городских пассажирских перевозок было установлено, что с применением логистического подхода задачи городского пассажирского транспорта будут сведены к достижению таких целей, как максимизация прибыли каждого отдельного транспортного предприятия при наиболее полном удовлетворении спроса пассажиров, эффективное использование транспортных средств предприятий за счет оптимального распределения их на маршруте, поведение фирм на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.
С применением логистики возможно повышение технической оснащенности пассажирского транспорта и частоты движения, уменьшение максимальной наполняемости подвижного состава в «час-пик», использование современных компьютерных систем и изучение информационных потоков, что должно привести к совершенствованию организации перевозок пассажиров.
Таким образом, суть реализации логистической концепции на рынке пассажирских перевозок состоит в разработке и внедрении логистических систем управления, то есть таких систем синхронного управления потоками услуг (перевозки пассажиров), сопутствующими им финансовыми и информационными потоками, которые основываются на логистических принципах и методах.
Использование логистического подхода при организации движения городских пассажирских перевозок позволяет повысить эффективность перемещения населения в нужное время в нужное место при минимальных издержках всех видов.
Литература:
- Мальчикова, А. Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок / А. Г. Мальчикова. — СПб, 2000.
- Перепелица, Н. М. Логистический подход при организации городских пассажирских перевозок / Н. М. Перепелица // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах. Сборник научных трудов ТвГТУ. — 2014. — С. 293–299.
- Агентство новостей Челябинск.ру. От деревянных машин к беспроводным зарядкам: как изменился Челябинский троллейбус за 75 лет. –http://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/372554485518336.html.
- Комсомольская правда. На дорогах Челябинска испытают электробус. — https://www.chel.kp.ru/daily/26741/3770302/.
- Челябинцы смогут узнать о ближайшей маршрутке через интернет. –http://chelyabinsk.74.ru/text/transport/370706559025152.html.