Современные люди желают не только здоровья и красоты, но и бессмертия. Всемирная организация здравоохранения предлагает в 2018 году внести поправку в формулировку термина «естественный процесс старения» и толковать понятие старение как болезнь [1]. Основную ставку она делает на продвижение человечества в сторону бессмертия при помощи научных открытий, в области продления и улучшения качества жизни, в том числе улучшения экологических условий. В нашей статье мы проанализируем, как идея бессмертия влияет на развитие научных парадигм, способствует развитию новых мировоззренческих направлений в культуре, философии и медицине.
Ключевые слова: идея бессмертия, продление жизни, долголетие, преждевременное старение.
Во все века люди искали рецепт бессмертия. Человеческий век краткосрочный, но большинство современного населения не проживает и половины этого срока. Мифы и легенды о бессмертии или о долгой жизни человека, можно обнаружить во всех культурах мира. Согласно ветхозаветным свидетельствам первые люди, жившие в раю, вообще не знали смерти. Их изгнанные из рая потомки: праведный Ной, Сиф — сын Адама, его внук Енос и их внуки и правнуки жили в среднем более 900 лет [5, Быт. 5:32], [5, Быт. 11]. В древних священных текстах мировых религий неоднократно упоминалось как о долгожительстве, так и о большой награде для человека — о возможности его бессмертия после воскрешения. Если ранние христиане ещё верили в реинкарнацию, то развитое христианство считало смерть результатом греха, а вера в спасение выражалась посредством жертвенного преодоления смерти Иисуса Христа. В религиозной философской традиции считается, что люди сами утратили дар вечной жизни, потеряв связь с Творцом этого мира, взамен получив конечность бытия в виде смерти. В христианстве для ныне живущих бессмертие возможно только после воскрешения.
Вопрос о бессмертии решался посредством реинкарнации в Древнем Египте. В буддизме существует два пути продления жизни, постоянное перерождение после смерти тела, либо уход в сладостную нирвану через аскезу и внутриличностный рост. Будучи освобождённым от мирского, человек сможет перейти в состояние бессмертия. К достижению долголетия стремились китайские даосы, создавая целебные пилюли со свинцом и ртутью, не подозревая о их негативном воздействии на организм. В дальнейшем они стали использовать медитативную практику, дыхательную гимнастику, правильное питание и аскезу и т. д. В Китае и Японии умершие предки живут в каком-то другом мире до тех пор, пока их помнят и почитают родственники. Так, умершие по приглашению присутствуют среди живых людей в различных обликах, будь то растение, животное, явление природы, хотя обычно для них создавались специальные резервуары — куклы, мумии и статуи.
Идея бессмертия опредмечивается не только в религии, а в виде веры в бессмертную душу прослеживается в философских трудах. Древние греки верили, что когда бессмертная душа исходящая от божественного начала освобождается от плоти — она возносится в вечный мир богов. Люди верили в более совершенных антропоморфных бессмертных богов, живущих на горе Олимп. Греческий философ Гераклит утверждал, что и в обычном человеке есть бессмертное начало в виде Бога. Пифагор, Платон и Аристотель признавали частичное бессмертие, на которое способна человеческая душа. В средневековье наряду с верой в единого вечного Бога, о личном бессмертии осмелился мечтать врач, философ и алхимик Парацельс, и несколько его современников, даже римский папа Иннокентий VIII [8].
Философы эпохи Возрождения и Нового времени Д. Бруно и Б. Спиноза избегают идеи личного бессмертия, а уделяют внимание бессмертию как непрерывности жизни сознания, как части единой духовной субстанции. Спиноза видит бессмертие человека в соединении с Божественным началом посредством содействия божественному плану. Для Бруно бессмертие представляет собой поток непрерывного энергообмена, который обновляет сознание и позволяет совершать человеку великое путешествие в мирах. Достижение бессмертия прямо зависит от духовного развития человека. Нравственный разум открывает бесконечно полноценное существование, при котором обязательна духовная целостность, гармония чувств, мыслей, воли человека.
Немецкий философ Гегель видел идею бессмертия в Абсолютном Духе и утверждал, что он вечен и способен опосредоваться в материи. Этого же мнения придерживался и его коллега философ Л. Фейербах. Если Бог есть любовь, рассуждал совсем по-христиански философ, то любящий человек причастен к Богу, значит и к его бессмертию [11]. Рассуждая о том, каков будет сверхразвитый человек, Ницше вывел термин «сверхчеловек», идея которого была подхвачена и в России.
Главным признаком нового уровня самосознания, русские философы-антропологи считали состояние сверхчеловека. Фёдоров, Соловьёв признают наличие бессмертия для развитых личностей, которое издавна приписывалось лишь богам, ангелам, духам. Новый человек, способный взять на себя ответственность за этот мир, постоянно должен стремиться к состоянию бессмертия, чтобы управлять своей биологической природой. У русского философа Н. Ф. Фёдорова идея бессмертия раскрывается через понятие сверхчеловечества, предложенное Ф. Ницше, но так он называет бессмертных в будущем людей. Жизнь есть добро и рассуждая о таком положении сверхчеловека Фёдоров видит проблему с двух сторон. Если только некоторые люди станут бессмертными, то они получат привилегированное превосходство над смертными, что он называет для такого общества, пороком нравственным и умственным. Положительным моментом могло бы стать всеобщее воскрешение, которое он называет величайшей безусловной добродетелью, естественным долгом всех разумных существ, сумевших обратить неразумную природу в управляемую при помощи разума. Он предполагал также возможность выплаты человеком долга делом «воскрешения отцов», как необходимость бессмертия для живых, всеобщего воскрешения для умерших. Эта реализация новой Федоровской идеи супраморализма достижима средствами науки [10].
Совершенно безумная на первый взгляд идея философа, находит свою реализацию в современной процедуре криозаморозки человека для будущего его оживления. Такая операция в России сейчас обходится примерно в 36 тысяч долларов. В криокамере будет поддерживаться температура от минус 130–196С. Аргументы против скептиков — письмо в поддержку криозаморозки, заверенное 69 учёными. Потомки, любящие родные мечтают, имея в распоряжении генетический материал или целиком тело умершего человека, разморозить и вновь воскресить его однажды не смотря на то, что тело поражено раком [3]. Предложенный, американцем Робертом Эттинджером, метод криогенизации (замораживание) также пока не увенчался успехом. Идея бессмертия через признание в качестве самостоятельной субстанции души, была обоснована посредством натуралистической метафизики и подвергалась критике Бердяевым за отказ от идеи смерти дающей смысл нынешней жизни человека. Бесконечность жизни, не окрашенная этически, для него равносильна дурной бесконечности. Бердяев видит в христианской борьбе со смертью во имя вечной жизни особое экзистенциальное отношение как к самому себе, так и к иному человеку. В этом нравственное значение смерти, как наличия некоей смысловой значимости жизни на фоне конечности бытия в этом мире [4]. Человеческая жизнь так приятна, но конечна, именно поэтому мы верим в то, что нас ждёт другая, высшая жизнь. Необходимо философски подходить и понимать, что в жизни каждого наступает момент, когда смерть будет более необходима, чем жизнь. Неправильно говорить о смерти как о наказании или вознаграждении.
Современная наука о возможности достижения бессмертия — иммортология (термин предложен учёным Игорем Вишевым), шагнула далеко вперёд, но большинство её исследований крайне небезопасны. Так, например, пересадка головного мозга — фантастический эксперимент, который возможен лишь в литературных произведениях («Собачье сердце» М.Булгаков, «Голова профессора Доуэля» А. Беляев), пока не увенчался успехом. Учение 1908 года предложенное А. Максимовым о стволовых клетках, совершило прорыв в медицине, но оказалось, стволовые клетки спасают ни от смерти, ни от старости организма, а оказывают кратковременный эффект его омоложения [7]. Не показало положительных результатов клонирование знаменитой овечки Долли, и хотя этот метод заинтересовал весь мир, учёным запрещено проводить аналогичные исследования на человеке.
Проблема идеи бессмертия имеет сегодня и практический аспект в объективной реальности. Весной 2016 г. американские ученые руководителю биомедицинского стартапа BioViva — Элизабет Перриш произвели наращивание теломер — «кощеевых» участков хромосом, функция которых состоит в защите ДНК от повреждений в момент деления клетки. Полгода испытуемый получал препарат, стимулирующий образование теломеразы — фермента, способствующий наращиванию теломер. В результате средняя длина теломер из 6 700 базовых пар увеличилась до 7 300. При удачном разрешении исследования испытуемый продлит себе жизнь на 20 лет. Существуют и другие направления в разработке идеи бессмертия в реальной действительности [9].
Природа создала систему ферментов, преобразующих радикалы в стабильные молекулы; открытый в 1931 г. антиоксидант — токоферол (витамин Е), оказался способным связывать свободные радикалы и защищать белки от окисления, тем самым предотвращать отрыв значащих фрагментов ДНК и преждевременное старение. Возможно, когда-нибудь действительно можно будет запустить процесс омоложения чтобы сохранить нас молодыми навсегда, либо, по крайней мере, учёные смогут замедлить определенные аспекты процесса старения [12].
Этой весной ученые из УКА Беркли обнаружили лекарственное вещество, названное «ингибитором киназы Alk5», которое помогает восстановить мозг и мышечные ткани до молодого состояния возобновляя надежду на то, что будет возможно сохранять людей более здоровыми в зрелом возрасте, тем самым увеличивая качество жизни и сокращая медицинские затраты. Оптимальные ингибиторы TGF бета — лозартан и телмисартан, участвуют в иммунном ответе болезни Паркинсона и сердечно-сосудистой системы, в настоящее время он находятся на стадии испытаний как противораковый агент. Также современные учёные тестируют следующие препараты — ресвератрол, рапамицин, дазатиниб, кверцетин, метформин, способные, по их мнению, замедлить старение или даже увеличить среднюю продолжительность жизни. [2].
В 2014 году американскими исследователями Института стволовой клетки был открыт совсем молодой раздел медицины — регенеративная медицина, принцип которой состоит в способности стволовых клеток, производить подходящие (донорские клетки) для пересадки клетки крови, либо для пересадки костного мозга. Но это не единственный успех в исследовании стволовых клеток. В этом году ученые из Института Солка обнаружили тип стволовой клетки, идентичность которой связана с их местоположением в развивающемся эмбрионе, это даст возможность в ближайшем будущем, восстанавливать изменённые в процессе старения части тела.
С появлением прогрессивных компьютерных нанотехнологий, современное общество стремится к развитию и внедрению в человеческую жизнь наномедицины. Технологии способны не только находить, благодаря виртуальному воспроизведению человеческого организма, участки тела с высоким риском появления тех или иных заболеваний в органах, системах органов. Также они способны производить нанобиороботов, управляемых компьютерным программным обеспечением, для защиты каждой клетки организма от болезней и травм. В будущем, наномедицина обещает устранить повреждения организма, и поможет отменить уже нанесенный телесный ущерб. Тогда, молодые смогут не стареть, а пожилые — помолодеют. Наноустройства, внедряемые в организм человека, наполненные данными по токсинам и инфекционным агентам, могут использоваться, чтобы повысить человеческую иммунную систему, признавая и разрушая инвазивное вещество. Остаётся надеется, что вся эта наноробототехника не даст сбоя прямо внутри организма.
Человеческие память, эмоции, сознание, согласно высказываниям нейробиолога и нейроинженера Рендела Коена, являются ничем иным как просто сумма сигналов от электрохимических реакций, спрыгивающих от синапса к синапсу. Это значит, что программисты в будущем смогут копировать человеческое сознание на персональный компьютер для проведения разного рода операций, в том числе анализ и восстановление памяти [6]. Киборгизация может казаться самым научно-фантастическим сценарием, хотя она уже часть наших жизней. Список технологий киборгизации реального мира бесконечный. В современности широко используются искусственные сетчатки, кардиостимуляторы и даже глубоко-мозговые внедрения, чтобы облегчить симптомы болезни Паркинсона, парализации, как осложнение инсульта мозга, последствий травм ЦНС.
Древняя мечта человечества о бессмертии жива до сих пор. Исходя из современных достижений в омоложении, регенеративной медицине, наномедицине, цифровом бессмертии и киборгизации, представленные методы которыми частично опредмечивается идея бессмертия, могут сосредотачиваться только лишь на продлении жизни в данный момент. Поэтому такое понятие как «бессмертие», следует отличать от других, характеризующих возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нём, или дольше обычных сроков существования для подобных организмов, т. е. долгожительство.
Таким образом, идея бессмертия — опредмечивается не только в человеческой культуре. У неё есть шанс внести свой вклад в медицину будущего. Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это не останавливает ученых всего мира искать новые и новые методы, открывая неизведанное, и двигаться шаг за шагом к познанию идеи бессмертия.
Литература:
- Forecast / Moving from extreme life extension to immortality: Future of human population P6 // QUANTUMRUN. URL: http://www.quantumrun.com/prediction/moving-extreme-life-extension-immortality-future-human-population-p6 (дата обращения: 1.12.2017).
- Ling LE, Lee WC.. Tgf-beta type I receptor (Alk5) kinase inhibitors in oncology // Текущая Фармацевтическая Биотехнология.. — 2011. — № Том 12, Выпуск 12. URL: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21619541 / (дата обращения: 3.12.2017).
- Башарова С. В России 51 человека криозаморозили для оживления в будущем. // Информационный портал life.ru. URL: https://life.ru/t/здоровье/933514/v_rossii_51_chielovieka_kriozamorozili_dlia_ozhivlieniia_v_budushchiem (дата обращения: 3.12.2017).
- Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. /Н. А. Бердяев, — М; Изд. «Республика», 1993.-338с.
- Библия. Синодальный перевод. /Бытие, Глава 5–11, Изд-во Свет на Востоке, 2010, 292с.
- Коен Р. Субстрат-независимый разум // Россия 2045. URL: http://www.2045.ru/news/29824.html (дата обращения: 3.12.2017).
- Мяделец О. Д., Кичигина Т. Н., Грушин В. Н., Мяделец Н. Я., Мяделец М. О.. А. А. Максимов и его революционное учение о мезенхимных стволовых клетках // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2007. — № Т.6, № 3. — С. 139–147.
- Пономаренко Н. В. Идея бессмертия: онтологический и гносеологический аспекты. Вестник ОГУ № 7 (156)/июль`2013, С. 29–36
- Смирнов Р. Достичь бессмертия: основные теории старения и механизмы, позволяющие их преодолеть // Проект Fleming. URL: https://www.fleming.pro / (дата обращения: 3.12.2017).
- Федоров Н. Ф. Сочинения. Издательство: Мысль, Москва. Серия: Философское наследие. 1982. -711 с. (С. 421)
- Фейербах Л. Мысли о смерти и бессмертии. / Избранные философские произведения, Госуд. изд-во полит. лит.- М. –в 2-х тт., 1955 Т.1 [С.371–396]
- Чухрова О. С. Биологические аспекты старения человека. Теломерная теория // Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по материалам XXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 4(22) / [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/mnf_nature/4(22).pdf / (дата обращения: 3.12.2017).