В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для молодежи. В статье также обсуждаются преимущества, вызовы и риски, связанные с использованием цифровых технологий, а также стратегии, которые могут помочь молодым предпринимателям эффективно использовать эти инструменты. В заключении отмечается, что предпринимательские тенденции активно способствуют научно-исследовательской деятельности, научно-техническим инновациям и расширяют применение технологий в производстве и жизни молодого поколения.
Ключевые слова: цифровая экономика, Россия, молодежь, предпринимательство, трансформация, технологии, безработица, инновации, внутренняя политика, шестой технологический уклад, технология 4.0, бизнес-стратегии.
Понятие «цифровая трансформация» используется в России с 2016 года, когда федеральное правительство издало указ президента о реализации программы «Цифровая экономика» [1]. На Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость углубленного рассмотрения вопросов цифровой трансформации для достижения цифровой экономики, а российские деловые журналы назвали развитие науки и технологий, направленное на создание цепочек создания стоимости для коммерциализации технологий в рамках «шестого технологического уклада», «экономикой цифровой трансформации» [2, С. 58–59]. Технологии, связанные с шестым технологическим укладом, включают, например, био- и нанотехнологии, а также искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей и робототехнику.
В России, в частности, цифровая трансформация означает модернизацию и внедрение передовых технологий, чтобы уйти от ресурсо- и сырьезависимой экономики. Россия вышла за рамки расплывчатого понятия «цифровые технологии» и начала ориентироваться на примеры других стран, которые внедрили их на практике. В исследовании Российской высшей школы экономики подчеркивается, что в первую очередь необходимо «цифровое преобразование» бизнес-мировоззрения и социального восприятия, а также активное внедрение зарубежных передовых технологий путем разделения технологической зрелости на сектора [3]. Кроме того, важно также сместить акцент с поставщика на потребителя. В период с 2010 по 2017 год цифровой ландшафт России рос на 17 процентов в год, а в 2018 году рост удвоился [4].
Цели российского правительства по развитию цифровых технологий (по состоянию на 2023 год) включают трехкратное увеличение капитальных вложений и финансовой поддержки в цифровую экономику и создание сверхскоростной информационной и технологической инфраструктуры, а также разработку органами государственной власти местного программного обеспечения в области сбалансированного развития регионов [5]. Программа построения цифровой экономики потребует государственного бюджета в размере около 2,6 млрд долларов США к 2024 году. На сегодняшний день в число компаний и организаций, участвующих в программе «Реализация цифровой экономики в России», входят Яндекс, Mail.ru, Rambler & Co, Ростех, Росатом, Сбербанк, Ростелеком и Фонд «Сколково». Они создали государственно-частные платформы цифрового диалога и работают над конкретными задачами, такими как создание бизнес-моделей для взаимодействия промышленности и академии и научных исследований, а также поддержка стартапов и малых и средних предприятий. Например, Росатом будет использовать большие данные, виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и квантовые технологии в своей новой производственной линии, а Ростех развивает биотехнологии, ИИ, робототехнику и технологии 5G для повышения квалификации частного сектора, начиная с оборонной промышленности [6, С. 63].
Экономическое воздействие цифровой трансформации России пока сложно подсчитать, но в последние годы экономическая ценность ИКТ оценивалась в 2,6 процента ВВП. В Южной Корее экономический уровень ИКТ в два-три раза выше, чем в России. В результате, международный индекс цифровой экономики и общества (I-DESI) России составляет 45,8, опережая Мексику и Турцию, но уступая Китаю, Чили и Бразилии. Для сравнения, средний индекс для стран ЕС составляет 61,5 [7, С. 102].
Преимущества цифровой трансформации для человечества не вызывают сомнений. Содержание цифровой трансформации чрезвычайно богато, включая цифровое правительство, цифровую экономику, цифровое общество и цифровую трансформацию в ключевых отраслях (сельское хозяйство, туризм, электроэнергетика, транспорт, медицинское обслуживание и образование) [8, С. 109].
Предпринимательские тенденции активно способствуют научно-исследовательской деятельности, научно-техническим инновациям и расширяют применение научно-технических технологий в производстве и жизни молодого поколения. Кроме того, это также хорошая возможность для молодого поколения России быстро освоить технологию 4.0, чтобы внести свой вклад в индустриализацию и модернизацию страны и ее интеграцию в глобальную экономическую интеграцию.
Занятость связана, с одной стороны, со светом в каждом доме, а с другой — с экономическим развитием. В отчете о работе правительства за этот год подчеркивается, что содействие занятости молодежи, особенно выпускников высших учебных заведений, должно занимать более заметное место. В последние годы распространение различных цифровых предприятий вывело занятость далеко за пределы традиционных промышленных и торговых предприятий [9, С. 18]. Электронная коммерция, логистика и дистрибуция, онлайн-образование, информационные услуги и дизайн цифровой сцены вобрали в себя большое количество молодых людей, и цифровая экономика становится важной позицией для решения проблемы занятости молодежи в новую эпоху [10, С. 112].
Согласно анализу данных Национального Исследовательского Института Развития Коммуникаций (НИИРК), по мере роста цифровой экономики в России создается почти 30 % новых рабочих мест и 60 % рабочих мест, привнесенных цифровой экономикой, в третичной промышленности. К 2025 году число людей, занятых в цифровой экономике, достигнет 379 миллионов, а нехватка цифровых талантов в России уже приближается к 11 миллионам.
Цифровая экономика тесно связана с молодежью, она совместима с ее интересами, ценностями и личными увлечениями, соответствует природе молодых людей — инновации и свобода, гибкая занятость, подчеркивающая концепцию индивидуальности и автономии в работе, а быстрые изменения в цифровой индустрии соответствуют духу молодых людей, склонных к исследованиям и риску. Можно сказать, что цифровая экономика все больше становится важным выбором для трудоустройства молодежи и «инкубатором» для молодых талантов, чтобы начать свой собственный бизнес, и что цифровая экономика играет важную роль в качестве стабилизатора занятости молодежи [11, С. 46].
К числу цифровых инструментов, которые могут помочь молодым предпринимателям в их деловой деятельности, можно отнести, например, социальные сети, такие как Facebook, Instagram, LinkedIn и другие, которые позволяют продвигать продукты и услуги, осуществлять маркетинговые кампании, узнавать мнение клиентов и взаимодействовать с ними. Также в этот список можно включить краудфандинг — интернет-платформы, такие как Kickstarter, Indiegogo, Boomstarter и другие, которые позволяют привлекать финансирование для своих проектов. А для продажи товаров и услуг в Интернете можно использовать электронную коммерцию.
Согласно докладу Международной организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области занятости молодежи за 2022 год: инвестирование в преобразование будущего для молодежи», целевые инвестиции в цифровые технологии могут существенно способствовать созданию рабочих мест для молодежи. Достижение всеобщего охвата широкополосной связью может привести к чистому увеличению числа рабочих мест на 24 миллиона во всем мире, из которых 6,4 миллиона будут приходиться на молодежь [12].
Кроме того, МОТ указывает, что инициативы по электронной формализации, которые становятся все более актуальными в мире, должны способствовать модернизации путей к формализации, включая такие аспекты, как производительность, стимулы, стандарты и надзор [13].
В последние годы цифровая экономика России быстро развивается: в 2021 году доходы от Интернета и сопутствующих услуг выросли на 93 %, от программного обеспечения и услуг в области информационных технологий — на 75,2 %, от телекоммуникационного бизнеса — на 34,5 %, а от розничных онлайн-продаж физических товаров — на 16,6 % [14].
Бурное развитие цифровых предприятий привело к появлению целого ряда возможностей для трудоустройства. Аналитический отчет за последние три года, проанализированный в работе Головенчика Г. Г. показывает, что третичная промышленность является основной опорой спроса на таланты, среди которых индустрия передачи информации/компьютерных услуг и программного обеспечения занимает второе место по спросу на таланты после обрабатывающей промышленности, а молодежь среднего возраста 24–40 лет является основной силой занятости в цифровой экономике, составляя более 70 % [15, С. 32].
Более того, технологические инновации, происходящие в мире бизнеса, также стимулируют научно-исследовательскую деятельность и научно-технические инновации. Это в свою очередь стимулирует развитие молодежной предпринимательской сферы, что увеличивает ее привлекательность для новых игроков. Таким образом, цифровые технологии становятся неотъемлемой частью предпринимательских и инновационных процессов, что помогает создавать основу для устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни молодого поколения.
Таким образом, цифровая экономика способствует стабилизации занятости молодежи, а надежная и полная система защиты является важным условием для облегчения трудностей практиков в целях повышения стабильности занятости. Государство должно активно готовить и поставлять таланты, необходимые для развития цифровой индустрии, пропагандировать и продвигать внедрение цифровых талантов с практическим опытом в университеты для участия в преподавательской и учебной деятельности, чтобы улучшить практические навыки и способности студентов, а также усилить обучение рабочим навыкам и снизить порог для приобретения цифровых знаний и навыков, создать надежную систему регулирования новых рабочих мест в цифровой сфере, ориентированную на перспективу, например, защиту интеллектуальных продуктов для лиц, предоставляющих услуги в области цифровых технологий. Повышая цифровую грамотность работников и улучшая защиту их прав и интересов, молодые люди смогут найти возможности и «рассекать волны в голубом океане цифровой экономики».
Литература:
- Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Российская академия наук URL: https://new.ras.ru/upload/iblock/deb/y0hs30v4g40corvlx464r96ijjt32ed6.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
- Овечкина А. И., Петрова Н. П. К вопросу о цифровой трансформации российской экономики //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — №. 2 (128). — С. 57–62.
- Цифровая трансформация: ожидания и реальность // НИУ ВШЭ URL: https://conference.hse.ru/files/download_file_ex?id=DA458685-A271–5E1E-4599-E6934A16D664&hash=D90919A0767CED16C123C74E50DBB0B5 (дата обращения: 30.03.2023).
- Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере // Государственная Дума URL: http://duma.gov.ru/media/files/ONpz3AjFkualqgKS9lsgtqckucXiScBP.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
- Цифровая трансформация в России: итоги 2022 года и планы на 2023 год // НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС URL: https://www.garant.ru/article/1605871/ (дата обращения: 30.03.2023).
- Lowry A. Russia’s Digital Economy Program: An Effective Strategy for Digital Transformation? //The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies. — 2021. — С. 53–75.
- Bilan Y. ICT and economic growth: Links and possibilities of engaging //Intellectual Economics. — 2019. — Т. 13. — №. 1. — С. 93–104.
- Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования //Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. — 2019. — №. 2 (28). — С. 108–113.
- Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы //Педагогическое образование в России. — 2020. — №. 4. — С. 16–26.
- Гордеева Е. В., Мурадян Ш. Г., Жажоян А. С. Цифровизация в образовании //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — №. 4–1. — С. 112–115.
- Lombana-Bermudez A. Youth and the digital economy: Exploring youth practices, motivations, skills, pathways, and value creation //Berkman Klein Center Research Publication. — 2020. — P. 45–59.
- La recuperación del empleo juvenil sigue produciéndose a un ritmo lento, según la OIT // Organización Internacional del Trabajo URL: https://www.ilo.org/sanjose/sala-de-prensa/WCMS_853796/lang--es/index.htm (дата обращения: 30.03.2023).
- E-formalización en América Latina: acelerando en una región llena de brechas // Organización Internacional del Trabajo URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---americas/---ro-lima/documents/publication/wcms_854208.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
- Индикаторы цифровой экономики: 2022 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://issek.hse.ru/news/780811313.html (дата обращения: 30.03.2023).