Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя политика нацелена на создание эффективной конкурентоспособной экономики, улучшение и обновление производственной сферы, которая значительно пострадала в период пандемии. Данные решения смогут поспособствовать повышению уровня жизни граждан, в основе которого заложены динамика и стабильность роста экономики. В статье рассмотрены не только актуальные проблемы для малого предпринимательства, но также проводится их анализ и пути решения, которые предлагает государство.
Ключевые слова: малое предпринимательство, внутренняя политика, бизнес, предпринимательство, малый бизнес, государственная помощь.
В настоящее время, внутренняя политика Российской Федерации осуществляет своё направление в сторону создания таких условий, которые окажут плодотворное влияние на развитие и поддержку малого бизнеса, что в конечном итоге скажется положительно на экономике государства и уровне жизни своих граждан.
Актуальность данной работы проявляется в том, что большое количество стран, невзирая на различные пути направления политики и устройство государства, преследую одну цель — осуществляют поддержку малого бизнеса, поскольку он «придает рыночной экономике необходимую гибкость, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка» [1, с. 16].
Раскрытие основных проблем малого предпринимательства, а также выявлением основных путей решения, которое предлагает государство, является целью данной работы.
Для того, чтобы достигнуть заданной цели, необходимо решить следующие задачи :
– провести анализ наиболее распространённых проблем малого бизнеса;
– исследовать причины возникновения данных проблем;
– изучить, какие меры предпринимает государство для предотвращения и устранения выявленных проблем.
Малые предприниматели, осуществляя свою деятельность, попадают под влияние таких факторов, которые препятствуют или значительно тормозят их развитие. Данные факторы проявляются в следующем:
Ограниченность финансов и низкий размер капитала является одним из ярко выраженных недостатков малого бизнеса. Ограниченные финансы отражается на маркетинговом бюджете, объемах производства, инвестициях и т. п. Эксперты сделали оценку в потребности малого предпринимательства в кредитных средствах и пришли к выводу, что к ним относится лишь 30 %, то есть, малая часть. Важно отметить, что начинающим предпринимателям получить кредит гораздо сложнее.
С чем это связано? В большинстве случаев, предприниматели просто не отвечают требованиям, установленных банком для заемщиков. Причины могут быть следующие
Во-первых, короткий срок существования бизнеса. Как правило, предпринимательская деятельность должна составлять как минимум 6 месяцев. Важно уточнить, что некоторые банки приняли решение увеличить срок от 1до 3 лет. Тем самым, данные ужесточения делают получение займа для начинающих предпринимателей затруднительным и почти невозможным.
Во-вторых, низкий уровень доходов. Для того чтобы снизить или избежать налогов, установленных государством, некоторые предприниматели сдают «нулевые» декларации, из-за чего получают отрицательный ответ банка. Обслуживание запрашиваемых обязательств должно осуществляться с помощью чистой прибыли, при этом, не привлекая денег из оборота. Это называется достаточная платежеспособность.
Следующая проблема связана с административными барьерами. Крупным фирмам предоставляется больше возможностей на получение патента, лицензии или согласия на различные виды деятельности, нежели малым предприятиям. Это связано в какой-то степени с конкуренцией, поскольку крупные компании уже закрепились на рынке и их продукт является более известным и продаваемым, нежели появившееся недавно предприятие. При этом начинающие предприниматели испытывают на себе чрезмерный государственный контроль, осуществляемый в виде множества проверок, чтобы в конечном итоге получить необходимое разрешение на осуществление той или иной деятельности.
В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [2]. Для того, чтобы осуществлять данную конституционную обязанность, у предпринимателя есть два варианта:
1) нужно иметь квалифицированные знания;
2) нанять специалистов по бухгалтерскому учёту.
Дело в том, что отчеты, которые требуют от индивидуальных предпринимателей, становятся все более сложными. Следовательно, при неправильном заполнении в расчетах возникают ошибки, за которые предусмотрен штраф. Следовательно, возникает потребность в кадрах по учёту и налогам. Однако, на сегодняшний день, цена данных услуг возрастает. Поэтому, предприниматель становится перед выбором: осуществлять расчеты самостоятельно или заключить договор со специалистами в данной отрасли.
И вроде бы государство пошло навстречу малому бизнесу: в сфере налогообложения вводится более упрощённая система, а для единого налога на вменённый доход принимают специальный режим уплаты. И хотя это помогло снизить нагрузку на малые предприятия, но вместе с тем, всё равно имеются некоторые недочёты и ограничения.
Всем известно, что одним из важных факторов осуществления предпринимательской деятельности является помещение, в котором будет находиться та или иная организация. Проблема нехватки жилых помещений является актуальной для всех отраслей предпринимательства. Причины могут быть абсолютно разные: нехватка денежных средств на аренду подходящего помещения или, например, потребность в более большой площади, поскольку необходимо расширение по причине роста клиентов или же увеличения ассортимента.
На основании подобных ситуаций, государство разработало ещё форму поддержки для предпринимателей. Так называемые «бизнес-инкубаторы» — это организации, которые оказывают поддержку начинающим предпринимателям. Данная организация позволяет воспользоваться такими услугами как профессиональная помощь в обучении работников необходимым навыкам, составление и корректирование бизнес-плана, советы по созданию и ведению бизнеса.
Также, для начинающих организаций и предприятий это удобно тем, что бизнес-инкубаторы предоставляют возможность на начальном этапе становления бизнеса по небольшой цене арендовать помещение и в случае возникновения вопросов у сотрудников, они имеют возможность воспользоваться помощью профессионалов из центра.
Например, в Белгороде, бизнес-инкубатор осуществляет свою деятельность от государственного технологического университета имени В. Г. Шухова.
Так называемый «бизнес-центр», предоставляет обратившимся предприятиям, которые занимаются в направлении наукоёмких технологий возможность получить материально-технические и другие источники информации в данной отрасли.
Инкубатор генерирует и устанавливает стандарты для малых предприятий в сфере профессионального бизнеса. А также оказывает помощь для новых предприятий, которые только начали развиваться, и вышли на рынок.
Таким образом, происходит развитие новых малых предприятий, которым помогают внедрять их новые технологии и указывать путь дальнейшего развития [3].
На сегодняшний день на рынке большой выбор товаров и предлагаемых услуг.
Еще одним важным аспектом в успешной деятельности предпринимателя является должный уровень квалификации персонала. Мы живём в то время, когда информационная среда постоянно меняется, следовательно, руководитель должен наблюдать за изменениями и развитием своей сферы деятельности. Таким образом, он должен повышать не только собственную квалификацию, но и квалификацию своего персонала.
Несмотря на быстро изменяющиеся условия и требования для предпринимателей, именно малый бизнес, который также быстро приспосабливается к ним, к сожалению, в большинстве случаев исчезает с рынка первым. Поэтому, государство создало ещё один способ, который помогает сократить ликвидацию таких предприятий — государственные и муниципальные заказы для малого бизнеса. Это оказывает хорошее материальное обеспечение в социальном и экономическом плане развития областей и муниципалитетов. Процедура проведения торгов, заключения сделок и подписания документов строго установлена в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3]. На специальной электронной торговой площадке проходит аукцион. Все ставки осуществляются анонимно, тот, чью цену никто не перебил за 10 минут, становится победителем.
Государство при правильном подходе и решении проблем, может поспособствовать тому, что малый бизнес может стать опорой для крупных предприятий и выровнять основные отрицательные проявления экономического кризиса.
Нужно обратить внимание на то, что малый бизнес может поспособствовать не только созданию устойчивой экономики в России в целом, но и поможет развитию таких местностей нашей страны, как районы Крайнего Севера. Поскольку Российская Федерация является многонациональной страной, поддержка и помощь со стороны государства не только окажет повышение уровня жизни, но и восстановление традиций хозяйства народов, которые проживают на таких территориях.
Таким образом, можно сделать вывод, если государство и дальше будет
шаг за шагом внедрять вышеперечисленные положения, то через несколько лет можно будет говорить о благоприятных результатах и дальнейших планах совершенствования, защиты и оказания правовой и финансовой помощи субъектам малого бизнеса в Российской Федерации.
Литература:
- Адаменко А. А. Ресурсы субъектов малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики. Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2016. С. 16 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.03.2021)
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова». URL: https://www.bstu.ru/structure/subdivisions/centres/itc/incubator (дата обращения: 24.03.2021).
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
- Морозова, И. М. Основные проблемы предпринимательства / И. М. Морозова // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 1 (53). — С. 72.