Как часто, заметив, что ребенок развивается по особому пути, не так, как другие дети, мы стремимся получить помощь специалистов, полагая, что она является главным и необходимым условием полноценного развития ребенка. К сожалению, педагоги и родители часто недооценивают собственную роль в воспитании; не придавая значения социальным и личным перспективам их «особенных» детей; а также часто оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Между тем при наличии необходимых знаний, можно оказать решающее влияние на результативность педагогической работы с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Важнейшая задача воспитания – подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству.
Нарушения в развитии имеют различные причины и проявляются по-разному. Ребенок может страдать психическим недоразвитием. Его развитие может быть задержано или искажено. Если ребенок имеет недостатки слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, то его психическое развитие также осложняется. В каждом случае нарушения развития ребенок нуждается в особой помощи как специалистов, так и родителей.
Задержка психического развития
Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем умственная отсталость. Замедление темпа развития обнаруживается, как правило, при поступлении ребенка в школу и выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, в ограниченном запасе представлений, повышенной отвлекаемости.
Но, при условии посещения ребёнком дошкольного учреждения и наличия в его штатном расписании учителя-логопеда, на пятом году жизни выявляются проблемы развития такой категории малышей. Но родители часто пугаются, а поэтому иногда выходят на конфликт, не соглашаясь с доводами специалиста. Часто пытаются найти того, кто бы сказал, что проблем нет, но это оказывается не возможным. Родители могут впадать по этому поводу в депрессию, забывая о ребёнке и его проблемах. И, только осознав их наличие, обращаются за помощью. Для такой категории детей в нашем городе предусмотрены группы компенсирующей направленности, в которых работает команда специалистов с опорой на созданную ими адаптированную программу для данного ребёнка, но родителей часто пугает отлучение ребёнка от его друзей и определение, даже на 1-2 года в детский сад компенсирующей направленности. Они начинают искать выход из создавшейся ситуации своими силами, обращаясь за помощью к логопедам детских центров, не осознавая, что, исправив звукопроизношение, невозможно решить проблемы этого ребёнка, так как они носят более глубокий серьёзный характер, нежели проблемы звукопроизношения. Здесь необходима совместная работа дефектолога, психолога и учителя-логопеда в комплексе. У детей с задержкой психического развития преобладают игровые интересы. В отличие от умственно отсталых детей эти дети значительно успешнее используют помощь в решении учебных задач.
Задержка психического развития может иметь разные причины и проявляться в различных формах.
Дети с инфантилизмом производят впечатление детей более младшего возраста. Во время учебных занятий они предпочитают играть, не умеют подчиняться требованиям дисциплины.
У детей с астеническими и церебрастеническими состояниями задержка психического развития проявляется как в нарушениях познавательной деятельности, так и в признаках повреждения нервной системы. У таких детей может наблюдаться расторможенность, дурашливость, агрессивность.
Дети, у которых задержка развития возникла или усугубилась в результате неправильного воспитания, в том числе и дети-сироты, отличаются особым формированием личности.
Сенсомоторная сфера детей с задержкой психического развития характеризуется неполноценностью пространственной ориентировки, связанной с недостаточным развитием зрительных, слуховых и двигательных функций. Из-за недостаточности, истощаемости внимания и памяти их умственная работоспособность ослаблена. Отстает развитие речи. Часто наблюдаются дефекты произношения, несформированность звукобуквенного анализа, иногда: грубые нарушения грамматического строя речи, а также скудный словарный запас и недостатки в развитии связной речи, что проявляется в последствии в трудностях овладения письмом и чтением.
Формирование словесно-логического мышления задерживается, в то время как наглядно-действенное мышление сохранно. Часто у таких детей познавательная деятельность страдает от двигательной расторможенности, повышенной возбудимости.
Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью. Эмоции детей с инфантилизмом соответствуют эмоциям ребенка более младшего возраста: яркие, непосредственные. Дети с церебрастенией могут иметь как повышенный фон настроения с импульсивностью и психомоторной расторможенностью, так и пониженный эмоциональный фон со склонностью к страхам.
Астеничного ребенка характеризуют робость, боязливость, неуверенность в своих силах. При неблагоприятных условиях воспитания может формироваться патологическое развитие личности с отсутствием чувства долга и ответственности, с эгоцентрическими установками, неспособностью к волевому усилию и труду.
Депривация – это утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и др.
Сенсорная депривация возникает, когда человек испытывает так называемый сенсорный голод: не получает достаточного количества впечатлений – зрительных, слуховых, осязательных и др. В психологии подобные жизненные условия обозначаются понятием «обедненная среда». Такая среда губительна для развития ребенка. Для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте необходимо достаточное количество внешних впечатлений. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которая наблюдается в домах ребенка, яслях, больницах и других учреждениях закрытого типа, то своевременно не развиваются движения, не возникает речь, тормозится умственное развитие.
У Щербаковой описывется подобный случай:
Гриша К. был усыновлен в возрасте 8 месяцев. Мать отказалась от ребенка сразу после родов. До приема в новую семью Гриша ни разу не был на прогулке. Он постоянно находился в кроватке, глядя в белый потолок. Его общение со взрослыми ограничивалось несколькими встречами за день — для кормления и переодевания. Такие условия сказались на развитии младенца. По всем показателям оно было ниже нормы.
В приведенном примере видно, что, кроме сенсорной депривации, ребенок испытывал пагубное влияние ограничения двигательной активности. У детей одно из последствий двигательной депривации – повышение тревожности, могут наблюдаться состояния депрессии, эмоциональной вялости. У ребенка, лишенного возможности нормально двигаться, возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т.п.
Если не проводить специальную педагогическую работу, последующее интеллектуальное развитие «покачивающихся» детей оказывается нарушенным, так как состояние моторной недостаточности само по себе не проходит. Необходимо создавать ребенку условия для развития двигательной сферы. Это тем более важно, что развитие движений в раннем детстве тесно связано с формированием чувства и образа Я – основ самосознания.
Серьезные нарушения личности и общения возникают в результате социальной депривации – дефицита или отсутствия контактов с окружающими (социальной изоляции). Общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью любви и внимания. При этом со временем у них устанавливается потребительское отношение ко взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка.
Максима А. мама часто оставляла со своей престарелой бабушкой с раннего возраста. Бабушка в силу здоровья и возраста не могла поднять и обнять грудного ребёнка, и мальчик много времени проводил в своей кроватке. Когда в пятилетнем возрасте Максим поступил в группу компенсирующей направленности с задержкой психического развития, мальчик вёл себя вызывающе: на занятиях он садился на стульчик, отвернувшись от дефектолога, свесив свои худенькие ножки через спинку стула, раскачивался вперёд-назад и постоянно нарушал порядок своим параллельным комментарием деятельности дефектолога.
Самый значимый для ребенка контакт – это контакт с матерью. Недостаток материнского тепла и заботы может приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди, голос матери, возможность сосания для грудного ребенка не менее важны, чем создание необходимых гигиенических условий (наличие пищи, определенная температура воздуха и т.п.). Присутствие матери, сенсорная связь с ней необходимы для формирования у ребенка способности переносить различные жизненные трудности, помогает ему быть более активным в сложных или угрожающих ситуациях. Постоянство и интенсивность материнской заботы являются обязательным условием для появления у ребенка раннего возраста базового чувства доверия к внешнему миру. Самое тяжелое последствие материнской депривации – отсутствие такого доверия к окружающему, что порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе. Для того, чтобы познавать новое, ребенку нужно справиться со страхом перед неизвестным. В раннем возрасте это возможно только в присутствии матери. Поэтому ограничение контактов с матерью тормозит познавательную активность малыша.
Любые искажения взаимодействия с родителями приводят к нарушениям развития ребенка.
Максим М. был избалован вниманием родителей только в присутствии посторонних людей. В обычной жизни он находился в своей комнате в окружении массы дорогих игрушек. Поступив в группу компенсирующей направленности, мальчик изо всех сил старался привлекать к себе внимание любыми, даже неблаговидными поступками: во время тихого часа он мог проснуться и закричать во всё горло, осознавая, что дети спят; во время прогулки он стремился забежать туда, куда воспитатель просил не ходить, потому, что там полили цветы; спешил пройти в грязной обуви по свежевымытой лестнице и т.п. Когда же за ним приходили родители, то мальчик спекулировал их «показательной» любовью, привлекая к себе внимание окружающих, мог грубить, нецензурно выражаться, убегать, заставляя уделять ему ещё больше внимания.
У большинства таких детей возникает чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, тормозится интеллектуальное развитие. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Отмечаются пониженная любознательность, неразвитие речи, слабое внимание, задержки в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности.
В дальнейшем специфические отклонения в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах психики не сглаживаются. Задерживается (или отсутствует) формирование образного мышления, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Дети не могут отвлечься от наглядной ситуации и действовать в сфере образов и представлений. Родители, должны учитывать его особенности и возможности ребёнка при предъявлении к нему требований.
Родители Серёжи М. долгое время старались не замечать проблем своего ребёнка. Очень длительное время кормили мальчика протёртой блендером пищей, чаще через трубочку. В результате у ребёнка к пяти годам хорошо был развит сосательный рефлекс, но практически отсутствовал жевательный. Мальчик пытался разминать хлеб мышцами языка, с некоторыми трудностями пил компот из бокала. Передние зубы ребёнка стали портиться, так как не были задействованы в приёме пищи и, пища не соответствовала возрастным нормам. Соответственно у ребёнка были проблемы со стулом. Он боялся посещения туалета, так как стул подолгу отсутствовал и, мама часто вызывала его медикаментозными средствами. В одевании и раздевании также были проблемы. Навыки самообслуживания Серёжи соответствовали трехлетнему возрасту, как и поведение ребёнка. Его речь носила «лепетный» характер.
Видя отставание ребенка в развитии, родители стали уделять ему внимание: водили на специальные занятия. Со временем по внешним признакам физического и психического развития ребенок догнал сверстников. Он, правда, быстро уставал, был несколько замедленным в своих реакциях. С началом школьного обучения появились серьезные проблемы: мальчик не успевал усваивать школьную программу, плохо адаптировался к условиям школы. Родители ожидали совсем другого: ведь внешне мальчик не отличался от сверстников. Неуспехи мальчика родители и учителя объясняли нерадивостью, ленью.
Обращение к психологу и дефектологу было началом нового осмысления проблем. На этой основе совместно с дефектологом родители проводили специальную работу, которая принесла свои плоды. Сергей нуждался в медикаментозной поддержке, сглаживающей проявления церебральной недостаточности.
Из приведенного примера видно, какую негативную роль могут сыграть завышенные ожидания родителей, которые, не осознавая до конца проблему, ставят его в не досягаемые условия. Учитывая последствия раннего развития ребенка в неблагоприятных условиях депривации, можно избежать подобных ситуаций. Кроме того, необходимо доверие к ребенку, понимание того, что если он не справляется с предложенным темпом и объемом обучения, то виной этому, как правило, не лень, а проблемы или нарушения в развитии. Чем раньше будет оказана такому ребенку помощь специалистов, тем меньше опасность, что у будущего ученика, находящегося в постоянных условиях неуспеха и стресса, сформируются негативные черты личности и характера.
Таким образом, наиболее существенными направлениями в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития будут следующие:
обеспечение его вниманием и заботой;
помощь в выявлении и осознании мотива деятельности;
обучение детей использованию речи для контроля своих действий;
эмоциональное обучение с опорой на игровые ситуации;
объяснение учебного материала с помощью наглядных средств (возможно использование ИКТ);
дозирование объема учебного материала и темпа его изучения;
моделирование для ребенка ситуации успеха (в учебной, трудовой,
бытовой деятельности);
учет состояния здоровья ребенка при предъявлении требований к нему
(при необходимости желательно наблюдение невролога и психиатра).
Прогноз развития.
При своевременном начале коррекционной работы задержка психического развития может быть преодолена, у детей вырабатываются те необходимые качества, умения и навыки, формирование которых было замедлено. Такие дети могут успешно приобретать социальный опыт. В неблагоприятных условиях жизни, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи (сопровождения), в ситуации стойкой неуспешности черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения.
При неблагоприятных условиях воспитания может формироваться патологическое развитие личности с отсутствием чувства долга и ответственности, с эгоцентрическими установками, неспособностью к волевому усилию, труду.
Литература:
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
- Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Канд. дис. – М., 1986.
- Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 4.
- Лубовский В. И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М., 2003.
- Лубовский В. И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1983.
- Щербакова М. С. Задержка психического развития. – М., 1984.