Использование канистерапии с элементами ездового спорта в коррекции боязни собак у детей с РАС (расстройство аутистического спектра) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.08.2020

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Ионкина, Т. В. Использование канистерапии с элементами ездового спорта в коррекции боязни собак у детей с РАС (расстройство аутистического спектра) / Т. В. Ионкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5478/ (дата обращения: 22.12.2024).



Расстройства аутистического спектра (РАС) — это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократностью повторений однообразных действий).

В детстве мы все чего-то боялись. Кто-то боялся темноты, кто-то оставаться дома один, а кто-то вечером, укладываясь спать, видел на рисунке обоев страшное чудовище. В детстве у каждого малыша возникают самые разные страхи. С возрастом эти страхи проходят сами собой.

Мир ребёнка с РАС также наполнен страхами. Однако страхи аутичного ребёнка значительно отличаются от страхов обычных детей. Репертуар страхов ребёнка с РАС значительно разнообразен и в то же время индивидуален. Кто-то боится воды, темноты, замкнутого пространства, общественного транспорта и скопления людей, а кто-то панически боится звуков салютов и фейерверков, кто-то боится всего синего и практически все испытывают дискомфорт, когда сталкиваются с чем-то новым.

У детей с РАС, в отличие от здоровых детей, наблюдается высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них. Возникнув однажды, страх впоследствии не исчезает и продолжает оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни.

Одним достаточно часто встречающимся у детей с РАС страхом является боязнь собак. Боязнь собаки у ребенка с РАС может быть обусловлена как внутренними, так и внешними факторами.

К внутренним факторам относятся гиперчувствительность ребенка к звуковым, световым, тактильным, вестибулярным и другим сенсорным воздействиям. Например, у большинства людей прикосновение к шерсти животного не вызовет неприятных ощущений, в то время как для ребенка с РАС они могут оказаться чрезмерно неприятными, громкий веселый лай маленькой собачки у многих вызовет умиление, однако для ребенка с РАС он может стать просто невыносимым.

Внешние же факторы страхов у детей с РАС условно можно разделить на две группы:

  1. Сверхценные — если объект страха действительно является источником определенной опасности, но она чрезмерно переоценивается ребенком (вспомните слова из сказки: «А почему у Вас бабушка такие большие зубы?»). Такие страхи у здоровых детей при повторном взаимодействии с пугающим объектом уменьшаются, а у детей с РАС, напротив, каждое последующая встреча с объектом страха может усилить его и сделать более устойчивым.
  2. Страхи, связанные с реальным пугающим событием (прививка, после которой любой человек в белой одежде у ребенка с РАС становится причиной проявления страха, или если, услышав лай, пробегающей мимо собаки, малыш споткнулся и упал, то впоследствии при звуке лая и виде собаки он испытывает страх). [1, с. 225–226]

Мы не можем контролировать страх. Страх — естественная реакция организма, которая как помогает нам оставаться в безопасности, так и мешает нам жить, вызывая негативные эмоции. Нельзя просто взять и перестать бояться, поэтому нельзя игнорировать даже самые нелепые детские страхи.

Чтобы помочь ребенку с РАС справиться со страхом, прежде всего, необходимо понять, как он проявляет это чувство.

Внешние формы проявление страхов у детей с РАС:

– повышение мышечного тонуса;

– немотивированные крики;

– замирание или внезапное «бегство» от предмета;

– закрывание глаз, затыкание ушей;

– искажение лица и пр.

Казалось бы, проще всего не бороться со страхом перед собакой, а просто исключить любой контакт с ней, в том числе и зрительный. Однако это невозможно в современном обществе. И угроза для ребенка с РАС действительно очень серьезная, так, например, при виде собаки не редки случаи, когда ребенок с РАС, лишь увидев собаку, вырывает руку и стремглав бежит куда глаза глядят, в том числе и на проезжую часть.

Чтобы помочь ребенку с РАС справиться со страхами в первую очередь необходимо дать ощущение безопасности, найти пути для взаимодействия, проявить терпение и понимание.

Начиная с 2014 г. на базе ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» ДТСЗН г. Москвы спортивным клубом инклюзивного типа «Шалопаи Севера» реализуется программа по реабилитации и социальной адаптации детей, подростков и молодых инвалидов средствами адаптивной физической культуры, спорта и канистерапии (реабилитации при помощи специально подготовленных собак). Огромная команда канистерапевтов, кинологов, дефектологов и психологов на протяжении многих лет помогает ребятам с ОВЗ, в том числе и детям с РАС.

Рассмотрим пример работы команды канистерапевтов Спортивного клуба инклюзивного типа «Шалопаи Севера» по коррекции боязни собак у детей с РАС. Егор К., мальчик с РАС, 9 лет, занятия проводятся регулярно, 1 раз в неделю на улице, на территории ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», ребенок участвует в программе 3 года.

Запрос родителей . У многих знакомых есть дома собаки, реакция Егора К. на собак значительно сужает социальные контакты не только его, но и всей семьи.

Уточнения дефектолога:

  1. Не дотрагивается до скользкого, влажного, мягкого и липкого (тесто, глина, пластилин). Не дотрагивается до острых предметов (иголка, даже пластиковая). С опасением трогает неизвестные для него объекты (развивающие игрушки).
  2. Любит бегать, зачастую от стены к стене или по кругу. Бег по кругу приводит к уменьшению диаметра и переходит в аутостимуляцию. Не отказывается бегать по заданной траектории.

Первичные наблюдения канистерапевта :

С мамой за руку может наблюдать за собакой на расстоянии более 20 метров, при постепенном сокращении дистанции на незначительное расстояние начинает пятиться, отворачиваться и закрывать глаза, при тактильном настаивании мамы с криком вырывается и убегает.

Этапы коррекционной работы.

1 ЭТАП — В сопровождении мамы или педагога наблюдение за игрой и общением детей из группы Егора с собакой. Расстояние около 20 метров.

Результат: Егор К. около 15 мин. непрерывно следит за передвижением собаки, крепко держась за руку взрослого, позднее истощается, бросает руку взрослого, теряет контроль над собакой.

2 ЭТАП — В сопровождении мамы или педагога наблюдение за общением детей из группы Егора с собакой. В процессе наблюдения не Егора пытаемся продвинуть ближе к собаке, а в игру детей с собакой постепенно передвигаем ближе к Егору, постепенно сокращая расстояние.

Результат : Егор К. через 10 мин -15 мин истощается от пристального наблюдения за объектом опасности находящимся на условно безопасном для него расстоянии, начинает отвлекаться, что позволяет канистерапевту постепенно сокращать дистанцию. Со временем дистанция сокращается до 10 метров.

3 ЭТАП — С помощью канистерапевта и педагога установление контакта с собакой с помощью предмета посредника.

  1. Используется спортивное снаряжение для ездового спорта (пояс[1], потяг[2]). На ребенка надевается спортивный пояс с потягом. Организуется направленное движение в сцепке. Канистерапевт тянет за потяг и организует направленное движение, в комфортном для ребенка темпе в непосредственной близости от собак.

Результат: получение положительных эмоций от бега в непосредственной близости от собак.

  1. Используется спортивное снаряжение для ездового спорта (пояс, потяг, шлейка[3]). На ребенка надевается спортивный пояс с потягом около 5 метров. Организуется направленное движение в сцепке. К потягу за шлейку пристегивается собака, управляемая канистерапевтом. Собака тянет за потяг и начинает движение в комфортном для ребенка темпе, контролируемом вожатым-собаки. Безопасность и эмоциональное состояние ребенка контролирует канистерапевт, сопровождающий ребенка за руку или страховочные элементы пояса.

Результат: Установление взаимодействия с собакой на расстоянии. Закрепление и минимизация дистанции. Собака движется в направлении от ребенка, а он за ней. Ребенок не видит морды собаки, она как бы убегает от него. В этот момент нет принуждения со стороны взрослого (не бойся, иди погладь или потрогай). Ребенок получает положительные эмоции от бега и связывает их с движением с собакой.

  1. Используется спортивное снаряжение для ездового спорта (пояс, потяг, шлейка). На ребенка надевается спортивный пояс длина которого со временем уменьшается до 1,5 метров. Организуется направленное движение в сцепке собака-ребенок.

Результат: Со временем у ребенка пропадают проявления страха в непосредственной близости от собаки, преобладает желание бегать вместе с ней. Егор К., приходя на занятие, сам пытается надеть пояс, чтобы бежать с собакой.

4 ЭТАП — Установление тактильного контакта с собакой.

  1. Канистерапевт строит занятие таким образом, чтобы собака в процессе работы иногда задевала ребенка боком или хвостом.
  2. Канистерапевт просит поблагодарить собаку за работу и погладить ее. Зная особенности Егора К., первое тактильное общение происходит в перчатках, что не кажется странным ни для него, ни для окружающих, т. к. происходит зимой.

Результат: Со временем и приходом весны отпала необходимость в перчатках. Егор К. самостоятельно теперь может погладить собаку, пусть только по спине, а не по морде, но для него это огромная победа — победа над собственным страхом.

В настоящее время существует большое количество методов коррекции страхов в детском возрасте. Опыт нашей работы показал достаточно высокую эффективность групповых занятий канистерапией с элементами ездового спорта для коррекции страхов у детей с РАС, связанных с боязнью собак.

Литература:

  1. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. — СПб: «Речь», 2007. — 288 c.

[1] пояс – часть снаряжения для человека, движущегося вместе с собакой. К поясу крепится потяг.

[2] потяг для собак – это хитросплетенный полиэтиленовый трос (плавающий шнур) со встроенным амортизатором, соединяющий собаку и человека.

[3] шлейка - разновидность собачьего снаряжения, состоит из нескольких ремней, проходящих по телу и груди собаки.

Похожие статьи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы)

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями посредством игр с пуговицами (из опыта работы)

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Похожие статьи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы)

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями посредством игр с пуговицами (из опыта работы)

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Задать вопрос