Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колмыкова, И. Г. Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности / И. Г. Колмыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46614/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев [1, 3].

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике [1, 7].

В требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему ФГОС ДО обозначает, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социальнокоммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

В организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности мы опираемся на программу «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Программа включает основные разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице». По данной программе организуется непосредственно образовательная деятельность 2 раза в месяц.

В ФГОС ДО отмечается, что образовательная деятельность осуществляется в формах:

- непосредственно образовательной деятельности (НОД, не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

- совместной деятельности педагога и детей;

- образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);

- взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанников.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования [5, 3].

На протяжении последних 4-х лет в ДОУ реализовываются летние коллективные проекты различной направленности. Лето – 2017 прошло под девизом «Безопасность детей – забота общая!». Силами педагогов и родителей был успешно осуществлен летний коллективный проект ДОУ «Летнее путешествие с Сашей и Машей».

Цель проекта: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (ОБЖ) и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) в процессе совместной деятельности детей и взрослых на основе сюжетно-событийного принципа.

Задачи проекта:

1. Формирование, уточнение и закрепление представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Передача, уточнение и закрепление знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

3. Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе интеграции ОО, регионального компонента.

Проект состоит из единого сюжета, который представляет собой целостный, содержательно-завершенный фрагмент воображаемой жизни (путешествие по разным местам), носителями которой являются персонажи, педагоги, дети, родители. Материал для планирования готовят временно создаваемые творческие микрогруппы для всех возрастных групп на 2 недели (подтемы, краткосрочные проекты) в соответствии с планом проекта. В завершение каждой подтемы проводится итоговое тематическое мероприятие (развлечение, театрализованное представление, конкурс, викторина и др.), оформляется выставка, дополняется характерными элементами центральная стена. Каждой группой ведется фотолетопись проекта.

План проекта:

  1. «Погружение в тему» (создание условий: организация пространственной среды в группах, оформление центральной стены в музыкальном зале).

Развлечение «Отправляемся в летнее путешествие с Сашей и Машей».

2. «На даче» (растения сада, огорода; польза витаминов; укусы насекомых, первая помощь при укусах (осы); закаливание (солнце, воздух, вода); первая помощь при солнечных ожогах; трудовая деятельность; ЧС). Итоговое мероприятие.

3. «В деревне» (домашние животные, обращение с ними; природные явления – гроза, град; водоемы (реки, озера, ерики, пруды); незнакомые люди; первая помощь при ушибах, травмах и порезах; ЧС). Итоговое мероприятие.

4. «На речке (море)» (поведение на воде; обитатели водоемов; первая помощь при солнечном, тепловом ударе; пищевые отравления; незнакомые люди; ЧС). Итоговое мероприятие.

5. «В лесу» (ядовитые и съедобные растения и грибы; дикие животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся; первая помощь при укусах насекомых, змей, отравлениях ядовитыми растениями и грибами; ЧС) Итоговое мероприятие.

6. «В городе» (устройство проезжей части, «Зебра», светофор; дорожные знаки; правила езды на велосипеде; о работе ГИБДД; правила поведения в транспорте; если ребенок потерялся на улице; ребенок и другие люди; ЧС). Итоговое мероприятие.

7. Развлечение – «Путешествие закончилось – возвращаемся домой вместе с Сашей и Машей». Подготовка презентации проекта.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

Младшая группа

- развитие интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

- обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Средняя группа:

- обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- овладение знаниями о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях;

- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Старшая группа:

- расширение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;

- развитие умений самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения;

- обогащение знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развитие осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Подготовительная группа:

- развитие предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них;

- закрепление знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе;

Для взрослых:

- умение решать задачи социально-коммуникативного развития детей на основе интеграции ОО;

- использовать разнообразные технологии в работе с детьми;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды (центр сюжетно-ролевых игр, центр конструирования + ПДД, центр природы).

Значительное внимание в работе коллектива уделяется вопросу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах. По статистике лишь одна из 200 ошибок ребенка при переходе дороги «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в его сознании как правильные действия. Формируются ложные навыки и привычки. В среднем одна из 4000 ошибок ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Ребенок, оставленный взрослыми без помощи в изучении скрытых опасностей дорожного движения, ставит эксперимент на себе. При самообучении ребенка его знания и навыки целиком и полностью зависят от случайных факторов.

Второй год, с детьми групп старшего дошкольного возраста, в нашем ДОУ реализуется технология по безопасности дорожного движения «Минутка безопасности» [4, 22].«Минутка» по безопасности дорожного движения это попытка заменить плачевный опыт проб и ошибок квалифицированной помощью в постижении скрытых опасностей, неявных закономерностей современного городского дорожного движения. Она призвана показать детям, что на дороге не все так просто и очевидно, как им кажется в силу возраста. «Минутка» настраивает детей на внимательное наблюдение за дорогой, предупреждает их о таких «ловушках» для пешехода, о которых, к сожалению, почти не имеют представления многие взрослые. Занятия по ОБЖ не могут заменить ежедневные «минутки» по безопасности движения во 2 половине дня. В отличие от занятия, игры или викторины по правилам дорожного движения, «минутка» не требует от педагога специальной подготовки, либо каких-то особенных знаний. «Минутку» по безопасности дорожного движения проводит воспитатель во 2 половине дня, за 1,5 – 2 часа до ухода детей домой.Одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми, – настроить их по дороге домой на мысли об опасностях и «ловушках» в движении транспорта. «Минутку» надо проводить каждый день. В этой непрерывности залог того, что у детей появятся спасительные навыки и привычки в результате организованной деятельности, а не риска на мостовой.

Техника проведения «минутки»: детям задается один вопрос, выслушиваются ответы, в случае необходимости вносятся поправки. Можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.

Вот лишь малая часть наших минуток:

Вопрос. Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Ответ. Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

Вопрос. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

Ответ. Когда для пешехода включен «красный» свет, для водителя горит «зеленый». Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти, и подождать «зеленого» света.

Вопрос. Почему опасно переходить улицу бегом?

Ответ. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Все прыгает, и сил уходит много. А при переходе улицы главное – внимательно наблюдать и влево, и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно, и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.

Вопрос. Почему опасно переходить улицу наискосок?

Ответ. Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам, и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

Вопрос. Как видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ. Водитель наблюдает за посадкой и высадкой и за пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему и не надо поворачивать голову, чтобы увидеть, что делается сзади.

Каждый день с «минуткой» безопасности – и в памяти детей накапливаются правильные ответы на «ребусы», которые загадывает улица.

Целенаправленная работа педагогического коллектива по формированию основ безопасности жизнедеятельности способствует созданию в ДОУ безопасной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, комплексному решению задач образовательных областей.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., программа Безопасность. – СПб: «Детство-пресс», 2014.
  2. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду (современные подходы). – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
  3. «Детство», примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.»: Детство-пресс», 2014.
  4. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград, 1994.
  5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии «Метод проектов в ДОУ». – СПб: «Детство-пресс», 2013.
  6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, итоговое мероприятие, качество пешехода, образовательная деятельность, осмотрительное отношение, транспортное средство, улица, правило безопасности.


Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Приводит к данной ситуации незнание правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге. Формирование безопасного поведения у детей...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

3. Непосредственно-образовательная деятельность по ПДД «Дети на улицах города».

- Папки – передвижки: «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»; - Памятки для родителей «Если ты пешеход»

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

Итоговое мероприятие: детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории». Проблема: высокий процент несчастных случаев, гибель детей в ДТП.

‒ познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»...

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

Приводит к данной ситуации незнание правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге. Формирование безопасного поведения у детей...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

3. Непосредственно-образовательная деятельность по ПДД «Дети на улицах города».

- Папки – передвижки: «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»; - Памятки для родителей «Если ты пешеход»

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

Итоговое мероприятие: детско-родительский досуг «Путешествие в страну Светофории». Проблема: высокий процент несчастных случаев, гибель детей в ДТП.

‒ познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»...

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Задать вопрос