Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новикова, Т. А. Азбука дорожного движения / Т. А. Новикова, О. А. Белоусова, Н. А. Агаркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 48-54. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49134/ (дата обращения: 06.10.2024).



Девиз: «Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы».

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Одно из важных значений в этой области имеет именно изучение Правил Дорожного Движения.

Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге и в транспорте.

Наша задача, как педагогов дошкольного учреждения, дать базовые знания по этой теме, но для дошкольников она очень сложна и тяжела своими терминами и понятиями. Ребенку трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро сможет среагировать водитель на ту или иную ситуацию. Чтобы помочь детям овладеть ПДД и подготовить к школьному периоду жизни, в своей группе мы подошли к этому вопросу творчески, формируя их знания и умения по дорожному движению в игровой форме.

Естественно, что при обучении дошкольников ПДД должна осуществляться системная и планомерная работа по формированию основ безопасного поведения у детей на дорогах и в транспорте.

В процессе обучения мы подходим к детям дифференцированно, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные возможности, используя различные формы обучения; рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, отгадывание загадок и кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры соревнования, игры-драматизации и другие интересные для детей формы и методы работы.

В нашей группе оформлен уголок по ПДД, который называется «Островок безопасности». Создавали мы его вместе с ребятами и их родителями, с учетом программных задач и возрастных особенностей детей. В нем находится игровое оборудование, наглядно-дидактические пособия, настольные обучающие игры, художественная литература, наборы иллюстраций, плакатов и многое другое, что знакомит детей с поведением на улицах, дорожными знаками, правилами поведения в транспорте.

Для самостоятельных игр детей нами изготовлены пособия: макет улиц, дидактические игры, настольные обучающие игры, напольные дорожные знаки, различные атрибуты к сюжетно – ролевым играм.

Это все помогает ребятам самим решать сложные логические задачи по безопасному движению, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке, а также самостоятельно моделировать целые улицы.

Наша работа по усвоению воспитанниками ПДД не может быть эффективной без помощи родителей. При организации данного сотрудничества нужно понимать, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли как можно больший интерес к безопасному движению, мы организуем различные виды деятельности: конкурсы, развлечения, спектакли, викторины и т.д., где они с большим удовольствием принимают активное участие.

Сценарий совместного мероприятия с родителями «Калейдоскоп безопасности»

Цель: Активизировать родителей на участие в совместных мероприятиях.

Задачи:

  1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада.
  2. Формировать знания у детей о пожарной безопасности.
  3. Воспитывать у детей правила безопасного поведения на дорогах.
  4. Развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движения.

Оборудование:

2 телефона, 2 стула, 20 игрушек-зверей, 2 обруча, дорожные знаки, сигналы светофора- красный, желтый, зеленый круги,2 коляски , 2 большие машины; CD-проигрыватель

Предварительная работа:

Знакомство с дорожными знаками, разучивание стихов с детьми, экскурсии с детьми на улицах.

Ход праздника

Дети заходят под музыку и садятся на стульчики.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие родители и уважаемые гости! У нас сегодня праздник, который называется «Калейдоскоп безопасности». Сегодня мы поговорим о правилах безопасности жизни.

Сейчас мы вспомним, как следует вести себя при пожаре. Пожар – это бедствие, причиняющее большой материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей. Но огонь, так же и добрый друг человека. Он может использоваться людьми в добрых целях, ребята, кто из вас скажет в каких? (ответы детей)

А в чём опасность пожара, ребята? (ответы детей)

Ведущий 2: Правильно, пожар может принести много зла. Во время пожара гибнут люди, животные, птицы, уничтожаются строения.

Чтоб людей спасать и тушить пожары,

Сколько нужно силы и отваги!

Работа пожарных опасна, и трудна.

Каждый ли человек может стать пожарным? Каким должен быть пожарный? (сильным, смелым, мужественным). Мы сейчас проверим, какие вы ловкие, быстрые и умелые.

Эстафета «Вызов пожарных»

(Добежать до телефона, набрать 01, называют себя и свой адрес и указать, что горит, обратно бегом, передать эстафету следующему)

Ведущий 1: Молодцы ребята, пожарных вызвали, А сейчас мы будем спасать животных от пожара.

Эстафета: «Юный спасатель»

(20 игрушек-зверей, 2 корзины 2 флажка) Дети бегут до корзины берут игрушку и возвращаются, передают эстафету и встают в конец колонны.

Ведущий 2: Сегодня вы все старались и хорошо потрудились

Чтоб от огня нам страну охранять,

Надо нам правила четко всем знать.

1 ребёнок: Правило первое касается каждого,

Правило это – самое главное,

И на улице, и в комнате

Вы о нем, ребята, помните!

Спички не тронь, в спичках огонь!

2 ребёнок: Правило второе легко запомнить можно.

С электроприборами будьте осторожны!

3 ребёнок: Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил? Проверь!

4 ребенок: Быть нельзя огня вблизи,

Там, где краски, газ, бензин;

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно!»

5 ребенок: Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

6 ребенок: Если же большой огонь,

Дымом всё объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

Ведущий 1: Ну что запомнили, как правильно обращаться с огнём?

А знаете ли вы, чем ещё можно потушить огонь?

Дети: Водой, а можно задуть, затоптать, если он маленький.

Ведущий 2: Правильно, давайте поиграем в игру «Осторожно, пожар!».

Игра «Осторожно, пожар»

Дети бегают врассыпную, а когда появляется «Огонь» – (с красной тканью), дети убегают в домик – разложенные на полу обручи.

Ведущий 1: Молодцы, ребята, Вы всё усвоили как нужно вести себя при пожаре. А сейчас поговорим о безопасности на дороге.

Ведущий 2: Дорога одно из самых опасных мест, чтобы мы себя чувствовали на дороге в безопасности нужно знать ПДД, и самое главное соблюдать эти правила.

(Звучит музыка. Вбегает Светофор Светофорыч с жезлом в руках)

Светофор Светофорыч: Торопился я, бежал. Ох, туда ли я попал? Это улица Мира?

Дети: Да.

Светофор Светофорыч: Это детский сад «Колокольчик»?

Дети: Да.

Светофор Светофорыч: Ой, извините, я не поздоровался и не представился! Здравствуйте, меня зовут (откашливается, подтягивается) Светофор Светофорыч Мигалкин, доктор наук дорожного движения. Я услышал, что у вас праздник и решил вам ещё раз напомнить, что и взрослые, и дети должны не только знать правила движения, но и строго их соблюдать и выполнять.

7 Ребёнок: Движеньем полон город, бегут машины в ряд.

Цветные светофоры и день, и ночь горят!

И там, где днём трамваи звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон!

Свернул водитель круто, вспотел, как никогда.

Ещё одна минута – случилась бы беда!

Ведущий 1: Действительно, нужно очень хорошо знать правила поведения на дороге, но ещё важнее – помнить о них и всегда выполнять. Мы с вами продолжаем конкурсную программу.

Светофор: Чтоб машины не спешили,

Чтоб шёл спокойно пешеход,

Знаки помогать решили

И дежурят круглый год.

Самый малый знак дорожный –

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак.

  1. Конкурс «Дорожные знаки»

Участники добегают до дорожных знаков, выбирают знак (запрещающий, предупреждающий и т. д.) и бегом со знаком возвращается на старт, передаёт эстафету.

  1. Конкурс «Крутой поворот» (для мальчиков)

Мальчики провозят машину от одного ориентира к другому, объезжая кегли возвращаются назад.

  1. Конкурс «Осторожно, дети!» (для девочек)

Девочка с коляской доходит до пешеходного перехода, смотрит направо, налево, выбирает разрешающий сигнал светофора для движения пешехода, показывает его, доходит до ориентира, объезжает его, возвращается обратно.

Ведущий 2: Молодцы. Отлично справились. А теперь наши ребята отдохнут, а мы приглашаем родителей на эстафету

Эстафета «Автомобилисты с рулем» (родители)

Играет музыка, участник с рулем в руках, двигается вокруг стульев (стулья стоят по кругу, стульев на один меньше чем участников игры), музыка останавливается, участники должны занять стул. Кто не успел, выбывает из игры.

Ведущий 2: Молодцы. Отлично справились.Ребята, сегодня мы с вами на нашем празднике вспомнили правила безопасности жизни, мы думаем, что вы будите выполнять их. Спасибо всем. Фото на память

Также родители помогают нам в изготовлении атрибутов, сшили детям жилеты по данной тематике, составили план – схемы безопасного маршрута от дома до детского сада.

Наши воспитанники с удовольствием занимаются творческой продуктивной деятельностью: аппликацией, рисованием, лепкой, конструированием, которая также способствует запоминанию и применению полученных знаний о дорожном движении и о ПДД.

Также в нашем дошкольном учреждении, в помощь воспитателям, родителям и детям, оборудована комната по дорожному движению «Светофорик», в которой имеются: конспекты занятий, экскурсий, развлечений по данной теме, подборка методической литературы, дорожные знаки, картотека игр по ПДД, дидактические игры, детская художественная литература, информация для родителей.

В ДОУ периодически проходят встречи-беседы с сотрудниками ГИБДД, которые рассказывают детям, как правильно действовать в сложных ситуациях, возникающих на дорогах. Ребята с большим интересом и вниманием всегда слушают гостей.

На территории нашего детского сада есть дорожная разметка с двухсторонним движением и перекрестками. Дошкольники имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения и применять полученные знания и умения.

В помощь родителям у нас оформлен уголок для родителей с информацией по ПДД, где мы размещаем различные памятки, консультации, буклеты. Регулярно проводятся групповые собрания, круглые столы, семинары по данной тематике.

Можно с уверенностью сказать, что работа по данному направлению ведется нами достаточно эффективно, так как на протяжении уже нескольких лет в нашей группе не зафиксированы какие-либо нарушения и несчастные случаи с участием наших воспитанников.

В заключении хочется отметить, что изучение ПДД в ДОУ необходимо с самого раннего возраста, так как работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице и в транспорте – это работа не одного дня. А для того чтобы были результаты, одних занятий и бесед недостаточно, детей необходимо научить применять их на практике. Теоретические знания мы даем детям в саду, а вот практическое применение целиком ложится на родителей. Именно родители являются примером для своих детей.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью каждого человека.

Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!

Литература:

  1. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет» Т.Ф. Саулина
  2. «Правила дорожного движения». Сост. Н.А. Извекова и др. М: «ТЦ Сфера» 2005г.
  3. «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» Э.Я.Стенанкова, М.Ф. Филенко
  4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2/2007 г.
  5. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  6. Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения» Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, детский сад, родитель, ведущий, знак, ребята, безопасное поведение, дошкольное учреждение, правило поведения.


Задать вопрос