В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр учитывают европейский опыт регистрации прав на недвижимое имущество и призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.
Ключевые слова: регистрация недвижимого имущества, Единый государственный реестр недвижимости, постановки недвижимого имущества на учет
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества в Российской Федерации установлены с 1 января 2017 года Федеральным Законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон). Следует отметить, что Закон призван заменить федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Новый порядок государственной регистрации недвижимости предусматривает нововведения, указанные ниже.
- Создание нового Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране подчинялся двойному регулированию. Постановка объекта на учет в Государственный кадастр недвижимости требовала предоставление одного пакета документов,
а регистрация прав на недвижимость — другого. В этой связи гражданин или юридическое лицо вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Помимо разных требований к документам и их оформлению у каждой из данных организаций был еще и свой срок совершения регистрационных действий. Это вынуждало заявителей участвовать в двух длительных процедурах.
Законом определено, что ЕГРН — это свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) о зарегистрированных объектах недвижимого имущества, учтенных правах на такое имущество, основаниях возникновения таких прав, собственниках и других правообладателях имущества. ЕГРН объединил в себе ранее существовавшие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
Росреестр осуществляет ведение государственного реестра в электронной форме, за исключением реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя.
Создание ЕГРН призвано сократить время оформления документов и привести к единообразию в требованиях.
- Законом внесены изменения в процедуру представления документов для осуществления процедуры государственной регистрации:
– Росреестр обязали самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя.
– Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме.
– С 1 января 2017 года Росреестр осуществляет прием заявлений на регистрацию прав на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе страны. Ранее заявитель должен был обращаться в территориальный орган, соответствующий расположению недвижимости.
– Упрощен порядок государственной регистрации прав, возникших из публичных отношений. В случае возникновения прав или установления обременений актами госорганов орган, принявший такой документ, самостоятельно направляет документы на регистрацию в срок не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения.
– На регистрацию передается только 1 оригинал документа, представленного на бумажном носителе, служащий основанием для возникновения, прекращения, перехода права. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде.
– При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку.
– По окончании регистрационных действий документы могут быть доставлены заявителю курьером, но данная услуга является платной.
- Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр: 5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации прав; 7 рабочих дней — для государственной регистрации прав.
В случае, если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
4. Государственная регистрация машино-мест.
С 1 января 2017 года в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей государственной регистрации, оно должно соответствовать предназначаться исключительно для размещения транспортного средства, располагаться в индивидуально-определенная части здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией, и иметь четко установленные границы.
Ранее машино-места самостоятельными объектами недвижимости по закону не были. На них регистрировалось право общей долевой собственности. Продать их было сложно: приходилось соблюдать преимущественное право покупки остальных долевых собственников.
- Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).
Кроме этого Законом уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
- Установлены более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации прав:
– 3 месяца по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
– шесть месяцев по инициативе заявителя, при этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно.
7. Государственная пошлина.
Размер государственной пошлины за совершение регистрационных действий остался не именным, однако за выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличился:
– государственная пошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составит 750 вместо 200 руб.;
– государственная пошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб.;
– государственная пошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.
- Ответственности при осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации.
Особый интерес у граждан вызывает вопрос ответственности при осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации. Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.
Государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной прав, или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.
Также нововведениями в Законе уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение. Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Однако положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу только с 1 января 2020 г.
Вышеуказанные нововведения предназначены упростить и ускорить процедуру государственной регистрации недвижимости.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Бурмакина Н. И. Основные направления совершенствования учетно-регистрационной системы недвижимости в России // недвижимость: экономика, управление. — 2015. — № 4. — С. 6–10.