В данной статье рассматривается проблематика государственной регистрации субъектов индивидуального предпринимательства на территории Российской Федерации. Затронуты актуальные практические вопросы, связанные с процедурой регистрации субъектов индивидуального предпринимательства. Рассмотрены проблемные аспекты и пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации, регламентирующем вопросы, связанные с регистрации субъектов индивидуального предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, индивидуальный предприниматель, субъект индивидуального предпринимательства, государственная регистрация
This article discusses the issues of state registration of subjects of private business on the territory of the Russian Federation. Raised important practical issues related to the registration of individual businesses. Consider the problematic aspects and gaps in the current legislation of the Russian Federation regulating the issues related to the registration of individual businesses.
Keywords: entrepreneurship, the individual entrepreneur, the subject of individual entrepreneurship, the state registration.
В современных социально-экономических, политических, рыночных условиях все более возрастает роль субъектов индивидуального предпринимательства, и обусловлено это рядом объективных причин. Экономическая ситуация в стране способствует образованию и регистрации субъектов того или иного вида предпринимательской деятельности [1]. Развитие субъектов индивидуального предпринимательства в Российской Федерации — это одно из наиболее важных направлений в вопросах решения возникающих экономических и социальных проблем как на федеральном, так и на региональном уровне [2]. Индивидуальному предпринимательству отводится особое место в экономической системе любой страны, поскольку оно является одним из наиболее высокоэффективных инструментов, способствующих продвижению экономики: решая проблему трудовой занятости населения, индивидуальное предпринимательство способствует, в том числе, устойчивому развитию как отдельного региона, так и государства в целом.
Тем не менее, в Российской Федерации индивидуальное предпринимательство развито в недостаточной степени, что также обусловлено рядом определенных причин, носящих, в частности, нормативно-правовой характер и обусловленных проблематикой правового регулирования законодательства в сфере государственной регистрации.
В частности, в контексте проблематики правового регулирования законодательства в сфере государственной регистрации индивидуального предпринимательства особое значение отводится отсутствию или неполноте правовых норм в области регулирования отношений в сфере регистрации, что может повлечь за собой некоторое снижение эффективности применения правовых норм и послужить катализатором допуска определенных правоприменительных ошибок.
Несмотря на многообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы регистрации индивидуального предпринимательства, многие вопросы в данной области на сегодняшний день на законодательном уровне недостаточно отрегулированы, имеются очевидные пробелы в законодательстве и противоречивость законодательных норм.
В частности, необходимо отметить проблематику отсутствия или неполноты правовых норм в области регулирования отношений в сфере регистрации индивидуального предпринимательства.
В качестве основных нормативных актов, регламентирующих порядок и процедуру образования и государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступают Конституция РФ [3], Гражданский кодекс РФ [4] и Федеральный закон № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [5], а также иные подзаконные нормативно-правовые акты, постановления правительства («Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей») [6].
Необходимо также отметить письма Федеральной налоговой службы — специально уполномоченного государственного органа для регистрации предпринимательской деятельности; к нормативно-правовым актам такие письма не относятся, но, тем не менее, оказывают большое влияние на принятие решений регистрирующими органами. В частности, нередко в решениях регистрирующих органов об отказе в регистрационных действиях присутствуют ссылки на письма ФНС, регулирующие тот или иной вопрос.
Так, ранее в связи с изменениями в действующем законодательстве, большинство положений о формах заявлений, используемых при государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утратили свою актуальность и перестали отвечать требованиям законодательства.
В правоприменительной практике особую актуальность приобрел вопрос о необходимости разработки и утверждения новых форм документов для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, так как сложилась ситуация, в которой по одним вопросам регистрации заверяются и сдаются в регистрирующие органы формы, утвержденные постановлением правительства, по другим — формы, рекомендованные ФНС; с точки зрения правоприменительной практики данные формы нельзя относить к официальным документам, поскольку, как указывалось ранее, письма ФНС не относятся к нормативным правовым актам.
Необходимо отметить, что принятие Федерального закона № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является одним из важных этапов в процессе снижения административных барьеров при государственной регистрации как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, поскольку данным законом процесс регистрации в значительной мере упростил процедуру их легитимации в сравнении с ранее действовавшим.
Также в контексте правоприменительной практики и в соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации для облегчения процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был введен в оборот единый информационный ресурс — Единый государственный реестр юридических лиц [7], который вобрал в себя информацию о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Данный реестр преследует различные цели, в качестве основных из которых следует назвать получение общей информации о государственной регистрации вышеуказанных субъектов посредством сети Интернет; получение официальной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Также в контексте проблематики государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в современном действующем законодательстве Российской Федерации необходима разработка процедуры тщательной проверки наименований создаваемых коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей на уникальность. На сегодняшний день по причине недостаточной разработки данной России процедуры широко распространена практика создания коммерческих организаций с дублирующими друг друга наименованиями, что логически влечет за собой нарушение прав различных лиц, так как в данном случае фирменное наименование не выполняет своей важнейшей функции — функции индивидуализации участника делового оборота.
Таким образом, вопросы обеспечения уникальности фирменных наименований в контексте проблематики государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует тщательной разработки и внедрения правовых норм, направленных на регламентацию соответствующих процедур.
Анализируя проблематику государственной регистрации индивидуального предпринимательства в контексте действующего законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, необходимо также остановиться на вопросе достаточно частых и неправомерных отказов регистрирующих органов в регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые основаны на многочисленных письмах и приказах Федеральной Налоговой Службы России.
Как уже указывалось ранее, в соответствии с п. 7 Положения «О федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, данные письма и приказы не обладают юридической силой, так как не являются нормативными правовыми актами. Необходимо отметить тот факт, что многие из этих писем не были опубликованы, тем не менее, в практике регистрирующих органов они нашли достаточно широкое применение, что влечет за собой частые и недостаточно обоснованные отказы в государственной регистрации.
Также необходимо остановиться на проблематике сферы электронной регистрации, которая также направлена на совершенствование действующего законодательства в вопросах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На сегодняшний день в сфере электронной регистрации намечаются некоторые сдвиги в вопросах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством сети Интернет. Электронное правительство ведет работу на интернет-ресурсе [8], где предоставляет обширный спектр государственных услуг; тем не менее, фактически большинство государственных услуг, предоставленных в рамках работы данного интернет-ресурса, могут быть осуществлены посредством личного присутствия заявителя: отправление заявки на регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя могут только нотариусы Москвы и Санкт-Петербурга. Данный факт нивелирует попытки, осуществляемые правительством в вопросах перехода на современный уровень обслуживания граждан.
С целью решения вопросов, связанных с созданием и государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,, необходимым представляется глобальный перевод процедуры регистрации в электронную форму, поскольку в рамках действующего законодательства, согласно Федеральному закону № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация осуществляется в срок до пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При существующем темпе современной жизни пять дней, отведенные на государственную регистрацию, представляются достаточно длительным сроком; электронная регистрация позволила бы свести время регистрации к минимуму.
Также в рамках действия вышеуказанного Федерального закона, в частности, ч.3 ст.8. гл.3, гласящей, что «государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства», представляется верным возможное внесение правок, позволяющих проводить государственную регистрацию не по месту жителя индивидуального предпринимателя, а по месту, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность.
Проанализировав проблемы, связанные с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей и возможные пути их решения, можно сделать следующий вывод: в рамках действующего законодательства, направленного на регламентацию вопросов, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, на сегодняшний день разработаны достаточно эффективные механизмы и инструменты, способствующие совершенствованию данной процедуры, но, тем не менее, в вопросах правоприменительной практике еще существуют пробелы, которые следует устранять на законодательном уровне.
Литература:
- Масленникова Л. В., Брантова Е. Г. Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей//Молодой ученый. — 2017. — № 13.
- Гурина А. В. Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 91–93.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств [Электронный ресурс] — URL: https://egrul.nalog.ru/ (дата обращения 05.04.2017)
- Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения 05.04.2017)