В данной статье рассматриваются вопросы государственной регистрации субъектов индивидуального предпринимательства. Анализируются основания регистрации, выявляются сроки и порядок регистрации индивидуальных предпринимателей. Изучаются причины отказа в регистрации. На основе подробного анализа выявляются пробелы в действующем законодательстве.
Ключевые слова: предпринимательство, индивидуальные предприниматели, субъекты малого и среднего бизнеса, государственная регистрация, единый государственный реестр
Роль индивидуального предпринимательства с каждым днем приобретает все большее значение. Экономическая ситуация в стране способствует образованию и регистрации субъектов того или иного вида предпринимательской деятельности. В данной статье рассматриваются особенности регистрации индивидуальных предпринимателей, анализируется порядок образования данной коммерческой деятельности и выявляются недостатки регулирования законодательства в области малого и среднего бизнеса.
Предпринимательская деятельность представляет собой вид экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
В настоящее время предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется различными законами и нормативными актами. Среди них большее значение имеют Конституция РФ, которая в ч.1 ст. 34 закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) дополняет это право в ч. 1 ст. 23, уточняя, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [2].
Следовательно, для занятия индивидуальной предпринимательской деятельности необходимы различные условия и требования. А они, в свою очередь, и нашли свое отражение в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ № 129-ФЗ) [3].
В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
На сегодняшний день в Российской Федерации регистрация большинства субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется в заявительном порядке. Это имеет огромное значение, поскольку позволяет заниматься предпринимательской деятельностью только с особого разрешения. Такая регистрация производится специально уполномоченным на тот государственным органом. В настоящее время в России таким органом выступает Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС РФ) и ее территориальные органы [4].
Особенностью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности выступает обязательное требование об уплате государственной пошлины. Величина такого регистрационного сбора устанавливается п. 6 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Оплата государственной пошлины осуществляется через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные такими полномочиями [5].
Следующим этапом уже регистрационного периода является направление перечня документов в ФНС РФ, перечень которых определен в ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
1. квитанция об оплате регистрационного сбора;
2. заявление о государственной регистрации;
3. копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве ИП (например, паспорт, загранпаспорт);
4. копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
5. копия документа, признаваемого в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
6. копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
7. копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в России;
8. подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации;
9. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя;
10. справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;
11. решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Важной особенностью государственной регистрации индивидуальных предпринимателей является явочный характер [6]. Это означает, что государственная регистрация должна осуществляться по месту жительства индивидуального предпринимателя. То есть закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Причем местом жительства в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Причем постоянно гражданин может проживать не только в качестве собственника, но и в качестве члена семьи, по договору найма, ренты или по иным основаниям, предусмотренным настоящим законодательством [7]. Однако сам по себе факт фактического или преимущественного проживания гражданина в определенном месте не позволяет определить его место жительства для государственной регистрации индивидуального предпринимателя. То есть, к примеру, если гражданин зарегистрирован в квартире, находящейся в городе, а фактически проживает в сельской местности, то регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя будет производится по месту регистрации. Таким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства, хотя законно не были внесены уточнения относительно зарегистрированного или фактического места жительства физического лица.
Проблемой, на наш взгляд, в данной процедуре регистрации является недостаточная проверка налоговыми органами формы представленных документов на предмет соответствия федеральных законов. Данная недоработка уполномоченных органов имеет существенное значение, поскольку очень часто порождает правовую недействительность такой регистрации, что накладывает существенный отпечаток на самих индивидуальных предпринимателей.
Кроме порядка регистрации ФЗ № 129-ФЗ регулирует и порядок отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, который допускается в следующих случаях: непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона и ряд других случаев, предусмотренных законом.
При банкротстве индивидуального предпринимателя следует учитывать утрату им статуса индивидуального предпринимателя, т. е. фактическое исключение его из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, т. к. такое последствие является одной из особенностей банкротства индивидуального предпринимателя (п. 1. ст. 216 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») [1]. Утрата статуса предпринимателя влечет определенные последствия: аннулируется действие лицензии на осуществление определенных видов деятельности, утрачивает силу определенный режим налогообложения, прекращаются иные права, которые мог иметь гражданин как субъект предпринимательской деятельности [7].
Таким образом, законодатель детально урегулировал порядок и основания предоставления отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Наличие государственной регистрации позволяет гражданам правомерно обрести статус индивидуального предпринимателя, а государственным органам вести учет, следить и контролировать их деятельность без каких-либо проблем.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СЗ РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
- Федеральный закон 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // CЗ РФ. 23.08.2001.№ 33.Ст.3431.
- Гладкова С. Г. Индивидуальный предприниматель: учет и налогообложение разных видов деятельности: практическое пособие. Изд.: Омега-Л. — 3-е изд., М., 2012. С. 194.
- Гусева Т. А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности: учебник. Изд.: Юстицинформ. — М., 2010. С. 292.
- Касьянова Г. Ю. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учёт. Изд.: АБАК.- 6-е изд., М., 2006. С. 356.
- Малькова К. Г., Масленникова Л. В. Основные проблемы заключения мирового соглашения при признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя // Молодой ученый. № 1 (135), 2017, С. 341.