Статья посвящена государственной функции в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Рассмотрены определения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета. Выявлены положительные стороны введения понятия единой учетно-регистрационной системы.
Ключевые слова: государственная регистрация, недвижимое имущество, государственный кадастровый учет, Федеральная служба, государственная услуга
The article is devoted to the state function in the field of state cadastral accounting and state registration of rights to real estate. The definitions of state registration of rights and state cadastral accounting are considered. The positive aspects of the introduction of the concept of a single accounting and registration system are revealed.
Keywords: state registration, real estate, state cadastral registration, Federal service, state service
Введением в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ознаменовано рождение в России новой учетно-регистрационной системы. Новая система представляет собой результат слияния двух ранее существовавших структур государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимого имущества в единое целое.
Образование и последующее развитие новой структуры подвело итог длительной работы, которая ориентирована на развитие и совершенствование предоставления государственных услуг в области учетно-регистрационной деятельности.
Одной из приоритетных задач при образовании новой структуры стало усовершенствование результатов оказания государственных услуг в области регистрации прав и кадастрового учета.
Государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет определены как целостная значимая функция государства по предоставлению государственных услуг в рассматриваемой сфере. Эта функция предназначена для выполнения комплексной системы мер по охране конституционно закрепленных прав обладателей недвижимости, а также по развитию современного рынка недвижимости.
Необходимо отметить, что структура государственных действий по регистрации недвижимого имущества предопределена статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ. «Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами» [1].
Фактический смысл и юридический результат регистрации прав четко установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019). Указанным законом регламентирован порядок проведения процедуры и принципы регистрации и учета недвижимого имущества.
Полное определение понятия государственного кадастрового учета дается в части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости» [2].
Отнесение процедур государственной регистрации и государственного кадастрового учета к публичной функции заложено уже в самом названием процедур как государственные.
Неоспорим тот факт, что государственная регистрация и государственный учет имеют в целом общую форму и дополняют друг друга по содержанию, несмотря на наличие различий по юридическому смыслу. В принципе, государственную регистрацию права можно рассматривать как основную функцию, а государственный кадастровый учет в качестве вспомогательной функции.
Нужно отметить, что государственная регистрация как публичная услуга квалифицируется некой правоохранительной и правоустанавливающей особенностью, а также обладает направленностью юридически властного характера. Фундаментальной основой государственной регистрации является волеизъявлении юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества» [2].
В качестве характерной черты государственного кадастрового учета можно отметить наличие особенности информационно-обеспечительного характера. Необходимо так же отметить, что государственный кадастровый учет производится вследствие прямого действия закона. Конечным результатом государственного кадастрового учета является полная идентификация и учет объектов недвижимого имущества.
С момента введения в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (начало действия 01.01.2017 год) действует единый одновременный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а также предусмотрена возможность дифференцированного проведения каждой процедуры. Эта возможность предопределена значимой целью максимального повышения эффективности и сокращения временных затрат предоставления публичной услуги по государственному учету и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества.
Реализация государственных функций по регистрации и учету недвижимого имущества производится исключительно государственными органами и учреждениями. Иными словами, передача каких либо публичных функций в рассматриваемой сфере частным структурам не представляется возможным.
При реализации своих функций, которые носят учетно-регистрационный характер, государство не взимает плату с заявителей за предоставленные сведения и проведение рассматриваемых процедур. При осуществлении учетно-регистрационных действий налоговым законодательством предусмотрена уплата государственной пошлины.
Необходимо отметить, что государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет недвижимого имущества в своей совокупности рассматриваются в качестве единого административно-правового процесса, который регламентирован юридическими правилами деятельности государства управленческого характера.
Общая структура государственной регистрации и государственного кадастрового учета состоит из определенных правил, которые по своей сути координируют все отношения органа регистрации и учета, которому делегирована государственная функция по осуществлению и реализации публичных учетно-регистрационных процессов, и заявителем, который обращается за предоставлением государственной услуги соответствующей направленности.
Основная цель государственной регистрации заключается в полной охране прав на объекты недвижимости субъектов гражданского оборота. Главная задача государственной регистрации заключается в предотвращение, а так же недопущение каких либо правонарушений в сфере отношений, которые связаны с недвижимостью.
Важно отметить то, что именно государственная регистрация представляет собой уникальную констатацию факта возникновения и наличия зарегистрированного какого-либо вида права на объекты недвижимого имущества.
Неоспоримым является факт очевидности корреляции государственной регистрации и государственного учета объектов недвижимости, несмотря на различие этих действий. Тесная взаимосвязь предопределена единством предмета регистрации и учета, а так же абсолютным сходством параметров объектов недвижимого имущества, которые применяются при реализации операций правоприменительного характера, а также применением документов, которые относятся к регистрационным, в формате проведения государственного учета, а так же применением результатов государственного учета в целях осуществления каких либо регистрационных действий.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество являются значимыми функциями государственного управления, при объединении которых и была образована единая учетно-регистрационная система.
Учетно-регистрационные функции осуществляет Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии в рамках осуществления своей деятельности, которая регламентирована актуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества недвижимости» [3].
Для сравнительного анализа изменений объемов предоставления государственных услуг в области кадастрового учета и регистрации прав, которые связаны c созданием совокупной функции учета и регистрации, рассмотрим статистическую информацию о количестве учетно-регистрационных действий, которые были проведены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области за первые шесть месяцев каждого года в период с 2016 по 2019 года (табл.1).
Таблица 1
Статистическая информация околичестве регистрационных действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по Челябинской области
Наименование показателя \ период |
6 месяцев 2016 год |
6 месяцев 2017 год |
6 месяцев 2018 год |
6 месяцев 2019 год |
Всего учетно-регистрационных действий |
543 622 |
528 196 |
488 077 |
596 526 |
регистрация сделок и обременений |
160 822 |
143 754 |
130 397 |
225 118 |
Примечание: Составлена автором на основе источника [4]. |
||||
Таким образом, сравнивая общее количество учетно-регистрационных действий, стоит отметить, что, несмотря на некоторый спад показателей в период с 2016 по 2018 года, в первом полугодии 2019 года наблюдается рост количества проведенных учетно-регистрационных действий. Этот факт свидетельствует о том, что вновь созданная учетно-регистрационная система законодательно модифицируется и постепенно поднимается на более высокий уровень своего развития.
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество рассматривается в качестве целостной функции государственного управления. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав образуют в совокупности учетно-регистрационную систему. Развитие этой системы как в принципе и государственных функций осуществляется с учетом потребностей отношений на современном рынке недвижимости государственных услуг в том числе.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): принят 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301, «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994.
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, «Российская газета», N 156, 17.07.2015, «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.
- Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 08.05.2019) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») // «Собрание законодательства РФ», 22.06.2009, N 25, ст. 3052.
- Статистическая информация о количестве регистрационных действий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/reg-deistvia/ statisticheskaya-informatsiya-o-kolichestve-registratsionnykh-deystviy/ (дата обращения: 02.09.2019)