Административно-правовой статус Росреестра в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 958 раз

Библиографическое описание:

Михайловская, С. В. Административно-правовой статус Росреестра в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / С. В. Михайловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62411/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрываются аспекты административно-правового статуса Росреестра как государственного органа исполнительной в области учета и регистрации объектов недвижимости. Выявлено отсутствие у Росреестра полномочий юрисдикционного характера в рассматриваемой сфере. Обоснована необходимость наделения юрисдикционными полномочиями Росреестр в отношении правонарушений при регистрации и учете недвижимого имущества.

Ключевые слова: государственная регистрация, недвижимое имущество, Федеральная служба, административно-правовой статус, кадастровый учет

Keywords: state registration, real estate, Federal service, administrative and legal status, cadastral accounting

В рамках динамично развивающейся модернизации и реформирования, а так же совершенствования общей системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на недвижимое имущество, проводимых на протяжении последнего десятилетия в нашей стране, Президентом Российской Федерации ранее был утвержден Указ от 25 декабря.2008 года N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [1]. Результативным итогом утверждения указанного документа стало образование нового государственного органа, который получил название Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Сокращенное наименование нового органа — Росреестр.

Создание Росреестра представляет собой ведомственное слияние нескольких различных векторов функционирования органов исполнительной власти, которые коррелированы с регистрацией различных правозначимых фактов и ведением реестров, присущих учетно-регистрационной системе.

В последующем было утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии [2], которое регламентирует деятельность вновь созданного органа, устанавливает права и обязанности. Рассматриваемый документ определяет по своей сути административно-правовой статус вновь созданного органа.

Росреестр представляет собой государственный орган исполнительной власти, которому делегированы полномочия на выполнение различные функций и действий по непосредственной реализации публичной политики в «сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» [2]

Необходимо отметить тот факт, что Росреестр был создан именно в целях полной реализации публичной учетно-регистрационной политики нашего государства. Формирование и дальнейшее развитие Росреестра как реализатора политики государства неоспоримо характеризуется весомым параметром, который заключается в слиянии различных по своей основе юридического характера функциональных векторов деятельности в области учетно-регистрационных процессов.

Неотъемлемыми частями, составляющими административно-правовой статус Росреестра, является совокупность деятельности и компетенции органа государственной власти. Росреестр подвластен Министерству экономического развития Российской Федерации. В состав структуры Росреестра входят территориальные органы, которые составляют так называемую территориальную сеть, восемьдесят три филиала, каждый из которых называется Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», двадцать четыре региональных отделения ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных».

Именно через перечисленные структуры происходит осуществление функциональной деятельности Росреестра по реализации публичной учетно-регистрационной политики государства, в том числе в рамках взаимодействия с иными органами властной структуры.

Расширенным перечнем функциональной деятельности Росреестра учетно-регистрационного характера в том числе предусмотрены следующие действия: выполнения учетно-регистрационных процессов, регистрация и выдача информации соответствующего реестра недвижимости и прав, функции координации, проверки и отслеживания, обеспечения реализации прав граждан и организаций на общий доступ к информационно-регистрационным системам.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что в широком спектре функциональных обязанностей Росреестра весомая роль отведена именно значимым функциональным действиям по оказанию услуг. Констатируемый факт однозначно предопределяет полную совокупную ориентацию непосредственной деятельности Росреестра учетно-регистрационного направления. Принимая во внимание предназначение формирования и развития нового органа исполнительной власти, необходимо отметить, что Росреестр призван своими однозначными действиями непосредственно удостоверять именно полную легитимность возникновения, а также все изменения и прекращения любого рода прав на недвижимое имущество. Если рассматривать новый орган в призме уполномоченного органа публичной власти, то невозможно отрицать тот факт, что именно Росреестр, которому делегированы полномочия на оказание услуг по полной легализации развития всех отношений, которые возникают вместе с правами на недвижимое имущество, не представляет собой исполнителя каких-либо действий административно-юрисдикционного характера, не выполняет координационных действий в части каких-либо отношений, носящих гражданско-правовой характер, присущих всем субъектам отношений гражданско-правового поля, а так же не осуществляет абсолютного надзора, ограниченного рамками соблюдения общей последовательности осуществления прав субъективного характера, а только является исполнителем, который совершает так называемое содействие в обеспечении охраны интересов лиц, обладающих правами. В целом необходимо отметить, что в структуре административно-правового статуса Росреестра в части кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество отсутствуют как таковые конкретно определенные полномочия властно-распорядительного характера. Именно полномочия, указанного характера, способны укрепить и приумножить публичную значимость реализуемой функциональной деятельности Росреестра в разрезе государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

Не смотря на то, что к непосредственным правам, которыми наделен Росреестр, помимо прочих, отнесено в том числе и право выдавать юридическим и физическим лицам предписания, требующие обязательного исполнения, с целью устранения выявленных правонарушений в рамках, ограниченных делегированными Росреестру полномочиями, составлять и рассматривать административные протоколы на правонарушения физических и юридических лиц, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [3] Росреестр не включен в перечень органов, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируемых административным кодексом в части кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.

С целью максимизации потенциала, а также повышения эффективности деятельности Росреестра, которая непосредственно характеризуется признаками, обеспечивающими публичные интересы при одновременной охране прав субъектов в пределах правоотношений гражданского характера, возникающих непосредственно в сегменте учета и регистрации прав, правомерно было бы отметить наличие необходимости формирования, фундаментально полагаемого на правоприменительную практику, максимально стандартных ситуаций нарушений участниками гражданского оборота норм учетно-регистрационного законодательства в сфере недвижимого имущество и делегировать Росреестру соответствующие полномочия в его роде деятельности, носящие характер юрисдикционного направления. Иными словами, наделить полномочиями Росреестр рассматривать и в последствие выносить решения по результатам в отношении дел об административных правонарушениях в разрезе кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 (ред. от 21.05.2012) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6366, «Российская газета», N 266, 30.12.2008.
  2. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 08.05.2019) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») // «Собрание законодательства РФ», 22.06.2009, N 25, ст. 3052.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, недвижимое имущество, административно-правовой статус, Федеральная служба, кадастровый учет, регистрация, Российская Федерация, государственный кадастровый учет, государственный орган, исполнительная власть.


Похожие статьи

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрации прав на недвижимое имущество как единая функция государственного управления

Статья посвящена государственной функции в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Рассмотрены определения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета. Выявлен...

Принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество

В статье было проведено комплексное исследование вопроса государственной регистрации прав на объекты недвижимости; определены ее правовые основы, порядок и принципы. Дано определение объекта недвижимости. Проанализированы действующее законодательство...

Государственная регистрация прав на природные объекты

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, ...

Проблемы и практика правового регулирования кадастровой оценки приватизированных земельных участков

В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования кадастровой оценки приватизированных земельных участков. Проанализировано российское законодательство в этой сфере. Показаны основные области применения кадастровой оценки. Выявлена и обосн...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года

В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки ...

Обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы государственным регистратором прав в органе исполнительной власти, осуществляющим функции по кадастровому учету и регистрации права

В статье анализируются запреты, обязательства и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службой в Российской Федерации, а также их классификация. Рассматривается понятие конфликта интересов и личной заинтересованности.

Современные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие на современном этапе развития и правоприменения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Исходя из определения природы и значения государственной р...

Реформа российского законодательства в сфере регистрации прав на недвижимое имущество: от идеи к практике реализации

Статья посвящена анализу новелл в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленных в связи с совершенствованием действующего гражданского законодательства, сформулированы идейные основы реформы, установлен проблемно-пр...

Машино-место как объект гражданских прав

Рассматриваются вопросы классификации объектов недвижимого имущества в свете реформирования гражданского законодательства Российской Федерации, исследуются проблемы отнесения машино-места к видам недвижимого имущества, определения машино-места как об...

Ограничения и обременения прав на недвижимое имущество в России

В статье рассматриваются основные понятия в области обременений и ограничений на недвижимое имущество. Проанализирована статистика Росреестра по их регистрации. Обоснована необходимость создания единого классификатора всех обременений/ограничений по ...

Похожие статьи

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрации прав на недвижимое имущество как единая функция государственного управления

Статья посвящена государственной функции в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Рассмотрены определения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета. Выявлен...

Принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество

В статье было проведено комплексное исследование вопроса государственной регистрации прав на объекты недвижимости; определены ее правовые основы, порядок и принципы. Дано определение объекта недвижимости. Проанализированы действующее законодательство...

Государственная регистрация прав на природные объекты

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, ...

Проблемы и практика правового регулирования кадастровой оценки приватизированных земельных участков

В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования кадастровой оценки приватизированных земельных участков. Проанализировано российское законодательство в этой сфере. Показаны основные области применения кадастровой оценки. Выявлена и обосн...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года

В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки ...

Обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы государственным регистратором прав в органе исполнительной власти, осуществляющим функции по кадастровому учету и регистрации права

В статье анализируются запреты, обязательства и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службой в Российской Федерации, а также их классификация. Рассматривается понятие конфликта интересов и личной заинтересованности.

Современные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие на современном этапе развития и правоприменения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Исходя из определения природы и значения государственной р...

Реформа российского законодательства в сфере регистрации прав на недвижимое имущество: от идеи к практике реализации

Статья посвящена анализу новелл в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленных в связи с совершенствованием действующего гражданского законодательства, сформулированы идейные основы реформы, установлен проблемно-пр...

Машино-место как объект гражданских прав

Рассматриваются вопросы классификации объектов недвижимого имущества в свете реформирования гражданского законодательства Российской Федерации, исследуются проблемы отнесения машино-места к видам недвижимого имущества, определения машино-места как об...

Ограничения и обременения прав на недвижимое имущество в России

В статье рассматриваются основные понятия в области обременений и ограничений на недвижимое имущество. Проанализирована статистика Росреестра по их регистрации. Обоснована необходимость создания единого классификатора всех обременений/ограничений по ...

Задать вопрос