In this frticle is analysed on the bosis a new archival and other materials the history formation judicial system in the Каракалпакстан of area in first half 30-36 x years XX century.
Ушбу мақолада янги архив ва бошқа материаллар асосида XX асрнинг 30-36 йилларнинг биринчи ярмида Каракалпогистонда суд тузимнинг вужудга келиши ва шаклланиш тарихи тахлил этилган.
1932 г. 12 мая ВЦИК и СНК РСФСР утвердил "Положение о государственном устройстве Каракалпакской АССР"1, определившее ее правовое положение в составе России. Государственное управление на территории новообразованной автономной республики осуществлялось в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. Вся полнота законодательной и исполнительской власти в пределах Каракалпакстана отныне принадлежала съезду Советов, а в промежутках между съездами - исполнительному комитету, действовавшему на основании особого Положения. В этот период еще действовали Положение о судоустройстве и постановление ВЦИК и СНК от 29 октября 1928 г., согласно которым судебная система состояла из народных судов и областного суда3.
ЦИК ККАССР в 1933 г. утвердил Положение о Народном комиссариате юстиции ККАССР;, ставшим высшим органом государственного управления всеми органами юстиции. В его подчинении находились судебно-следственные учреждения, нотариат и прокуратура, включая и Главный суд (ст.ст. 149, 173 Положения), который руководил судебной практикой и осуществлял высший судебный надзор в автономной республике (ст. 148). Наркомюсту предоставлялось также право толкования законодательства своей республики и дачи заключений по вопросам законодательства Союза ССР и РСФСР.
Функции по организации судебно-следственных учреждений и подбору их личного состава принадлежали ЦИК ККАССР.
1Ахунджанов Л.М. Создание и развитие социалистической государственности в Советской Каракал паки и.-Нукус: Каракалпакстан, 1984,СПб
2ЦГА РК, ф.229, оп.1. Д.7.Л.1-2
3Ахунджанов Л. Создание и развитие социалистической государственности в Советской Каракалпакии.-Нукус: Каракал пакстан, 1984. С.103
4 ЦГА РК, ф.229, оп.1, д.70, л.1-4
Нарком юстиции ККАССР являлся также прокурором этой республики. Избирался он ЦИКом ККАССР, его права и обязанности были аналогичны правам и обязанностям Наркома юстиции и Прокурора РСФСР (разумеется, в пределах территории автономной республики).
В ведении НКЮ АССР находилось и утверждение в должности ответственных работников. Комиссариат вел наблюдение за:
1) соблюдением революционной законности и охраной социалистической собственности;
2) проведением в жизнь законов об отделении церкви от государства;
3) деятельностью судов, специальных камер, комиссий, наделенных судебными функциями (аульные суды, третейские суды, комиссии по делам несовершеннолетних, государственный и ведомственный арбитражи);
4) подготовкой кадров для органов юстиции и ведением статистической работы.
С течением времени происходило улучшение социального и качественного состава органов юстиции ККАССР. В органах юстиции была проведена работа по борьбе с должностными преступлениями, за которые, в том числе, за грубое административное, было осуждено 64 должностных лиц1. Органами юстиции пресекались нарушения законности, заключавшиеся в незаконных и необоснованных арестах, в случаях взяточничества и т.п. Основной упор в этот период делался на борьбу с массовыми хищениями и растратами: с мая 1933г. по май 1934 г. по ККАССР было вскрыто 874 случая хищений и растрат социалистического имущества, виновные были привлечены к ответственности и наказаны 2.
Заметно изменились и методы работы органов юстиции. В 1934г. началось создание общественных судов. Так возникло 84 аульных, 80 производственно-колхозных общественных судов и 200 групп содействия прокуратуре.
1 Доклад СНК ККАССР Президиума ВЦИК.-Турткуль, 1934. С.96.
2 Там же.
Основным методом руководства районными органами юстиции со стороны Наркомюста ККАССР и Главсуда стал систематический выезд руководящих работников юстиции на места, вызов районных работников с докладами в центр. Делопроизводство в Наркомате юстиции и на местах было переведено на родной язык населения Каракалпакстана, что явилось еще одним шагом на пути развития и закрепления демократических принципов судоустройства и судопроизводства. Судебная система ККАССР строилась на основе Положения о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г. В эти годы в нее входили народные суды и Главный суд. Главный суд, как высший судебный орган на территории Каракалпакстана, являлся главным образом кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народным судом. Кроме того, он служил судом первой инстанции по делам, отнесенным законом к его ведению. Он осуществлял также надзорные функции. Главсуд включал в себя пленум, президиум, уголовную и гражданскую коллегии. В его постоянный состав входили председатель, два заместителя, возглавлявшие уголовный и гражданский отделы, и несколько членов суда. Председатель Главсуда и его заместители избирались ЦИКом ККАССР сроком на 1 год, а члены этого суда утверждались ЦИКом ККАССР по представлению НКЮ ККАССР. Президиум ЦИК ККАССР по особому списку утверждал народных заседателей для заседаний судебных коллегий Главсуда и их выездных сессий.
В соответствии со ст. 161 Положения, на председателя Главного суда ККАССР возлагалось:
а) общее наблюдение за работой Главного суда, в том числе за его канцелярией, состоянием денежной и иной отчетности по Главному суду, всеми отношениями Главного суда с Народным комиссариатом юстиции автономной республики и Верховным судом РСФСР;
б) созыв заседаний президиума и пленарных заседаний Главного суда, председательствование на этих заседаниях и внесение на обсуждение президиума вопросов, отнесенных к ведению президиума Главсуда;
в) представление отчета о деятельности Главного суда. Президиум Главсуда состоял из председателя и двух его заместителей.
Он занимался распределением членов Главного суда по коллегиям, возложением на них обязанностей председательствующих в выездных сессиях Главсуда, предварительным просмотром и обсуждением материалов, подлежащих внесению в пленум, проектов инструкций и циркуляров; рассмотрении представляемых в президиум кассационными коллегиями характеристик на народных судей на основании рассмотренных дел в порядке кассации и надзора и представлением их народному комиссару юстиции, производством очередных ревизий судов и изменениями в составе нарсудей; наконец, разрешением вопросов, отнесенных к ведению председателя, если последний признавал необходимым внести их на разрешение президиума.
На заседаниях президиума было обязательным присутствие с правом совещательного голоса прокурора ККАССР или его старшего помощника, а по вопросам, касающимся надзора за судебными учреждениями, заведующего соответствующим отделом НКЮ республики.
Пленум Главного суда мог дать толкование законов по вопросам судебной практики, причем не обязательно в связи с каким-либо конкретным делом. Такие постановления пленума не подлежали утверждению пленумом Верховного суда РСФСР. Подобного рода вопросы должны были передаваться ему на разрешение лишь в случае разногласий между пленумом Главсуда и его председателем или прокурором или же, когда Главсуд по каким-либо основаниям не смог дать толкование закону. Вместе с тем в Верховный суд РСФСР посылались копии всех постановлений пленума во избежание разнобоя в толковании законов на территории Российской Федерации (от. 165, п."а" Положения). Каждые полгода Главный суд представлял отчет с своей деятельности в ЦИК и НКЮ ККАССР, а в копиях – Верховному суду РСФСР и НКЮ РСФСР.
Руководство и контроль за деятельностью Главного суда ККАССР, кроме НКЮ автономной республики, осуществлял и Наркомат юстиции РСФСР. В необходимых случаях он а) проводил ревизии; б) направлял неправильно разрешенные дела на представление председателю Верховного суда РСФСР в целях опротестования решений, приговоров, определений и постановлений; в) ставил перед пленумом Верховного суда РСФСР вопрос о даче судам руководящих разъяснений по применению законодательства РСФСР и г) издавал приказы и инструкции по организации и совершенствованию работы судов.
При главном суде действовала Трудовая сессия и жилищная дежурная камера. Решения и приговоры Сессии обжаловались в обычном порядке в Главный суд АССР. Таким образом, Трудовая сессия, хотя и относилась к числу специальных судов, однако входила в единую систему народных судов с той лишь разницей, что действовала в особом составе и рассматривала определенную категорию дел.
В жилищной дежурной камере рассматривались все жилищные дела и некоторая часть уголовных дел, в основном связанных с бытовым хулиганством.
В рассматриваемый период следственный аппарат, который ранее был частью судебных органов, в 1927-1928гг. был переподчинен органам прокуратуры. На прокуратура была возложена функция руководителя предварительного следствия. Суд потерял право контролировать ход следствия в целях разрешения жалоб на действия следователя и следователя – на распоряжения и указания надзирающего прокурора. Предание суду дел, которые вел следователь, осуществлял прокурор, а дел, которыми занимались органы дознания -следователь.
В тот же период были внесены некоторые организационные изменения в структуру Наркомата юстиции, Главного суда и прокуратуры республики.
Если ранее народный комиссар юстиции одновременно являлся прокурором республики, то с 1931 г. в целях установления равного положения прокуратуры, Главного суда и НКЮ АССР первый заместитель Наркома юстиции стал одновременно прокурором республики, а его второй заместитель - председателем Главного суда.
Таким образом, Наркомюсту принадлежала главенствующая роль в надзоре за соблюдением законности. Прокуратура же выступила как орган высшего надзора за законностью.
В июле 1936 г. в связи с образованием Наркомата юстиции СССР и освобождением Верховного Суда СССР от функции судебного управления произошли соответствующие изменения в организации и деятельности Главного суда ККАССР. Он стал осуществлять главным образом функции высшего судебного органа республики, освободившись от управленческих функций. Председатель Главсуда не являлся теперь заместителем наркома юстиции.
В сентябре 1936г. прокуратура республики выделилась из системы Наркомата юстиции, что усилило роль прокурорского надзора, в.т.ч. за рассмотрением в судах уголовных и гражданских дел.
С организацией Наркомата внутренних дел СССР и упразднением Судебной коллегии ОГНУ, согласно постановлению ЦИК СССР от 10 июня 1934г. дела о контрреволюционных преступлениях, расследованные органами НКВД, направлялись в судебные органы по подсудности. Рассмотрение этих дел в Главном суде проводилось в специальной судебной коллегии, действовавшей в составе председателя и двух членов, без участия народных заседателей.
Кассационной инстанцией являлась специальная коллегия Верховного суда РСФСР. Продолжена была линия на укрепление законности, что, однако, не означало полного устранения случаев ее нарушения и волокиты.
1 Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. -М.: Госюриздат 1951, С.61. 1 1ЦГА РК, ф.229, оп.1, Д.51, л.11: ф.332, оп.1, д.434, л.1-20.
2СЗ СССР. 1936, № 40. Ст. 338.