Общеимперская система нотариата в Туркестанском генерал-губернаторстве (на примере Сыр-Дарьинской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 12.11.2013

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Токболат, Сейилхан Токболатулы. Общеимперская система нотариата в Туркестанском генерал-губернаторстве (на примере Сыр-Дарьинской области) / Сейилхан Токболатулы Токболат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11.1 (58.1). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8281/ (дата обращения: 18.11.2024).

С обретением независимости возрос интерес общественности к актуальным проблемам истории государства и права Республики Казахстан. Различные аспекты вхождения Казахстана в состав Российской империи, административно-правовые реформы, влияние их на политическую и судебную системы казахского общества, правовое положение различных социальных групп населения требуют дальнейшего изучения. Немаловажным является обобщение и анализ эмпирического материала по проблемам эволюции судебной системы Российской империи в Туркестанском крае во второй половине ХІХ века.

Образование Туркестанского генерал-губернаторства было напрямую связано с военными действиями русских войск в Казахстане и Средней Азии. Они велись поэтапно в условиях осложнения внешнеполитического положения России в середине XIX в. Завоеванные территории постепенно включались в состав империи - вначале как области, а в последующем были объединены в более крупную административно-территориальную единицу, получившую статус генерал-губернаторства. Увеличение количества подконтрольных Российской империи земель привело к тому, что возникла необходимость в создании нормативной базы удовлетворяющей нужды коренного населения, регулирующей отношения между областью и центром, а также позволяющей наиболее продуктивно проводить политику центра на местах. Поэтому поэтапно проводились и внедрялись общеимперская правовая система в Туркестанском крае. Положение и развитие общеимперской нотариальной системы остается еще не до конца изученной темой исследования.

В Казахстане с внедрением судебной системы Российской империи дела как уголовные, так и гражданские, не подсудные военному суду и уездным судьям, а также жалобы на уездных судей рассматривало и решало общее присутствие областного правления. Суды биев по существу, являлись низовыми органами общеимперской судебной системы царизма в Казахстане. До открытия нотариусами своих действий в Туркестанском генерал-губернаторстве обязанности их возлагалось на участковых мировых судей. в 1871 г. в Туркестанском генерал-губернаторстве были введены «Правила о нотариальной части», предписывавшие судьям: удостоверять всякого рода документы, в том числе и духовные завещания; выдавать выписки из актовых книг и копии актов; свидетельствовать поступающие разного рода акты, руководствуясь статьями 1534, 2036 и 2056 ч. 1 «Свода законов гражданских», протесты и свидетельствовать верность копий, подлинность подписей. Также при совершении нотариальных действий судья должен был ссылаться на статьи «Устава гражданского судопроизводства», статью 154 «Положения о нотариальной части», статьи «Учреждения судебных установлений» [1, лл. 13-15]. Нотариусы определялись Туркестанским генерал-губернатором из числа лиц, получивших от Сыр-Дарьинского областного правления удостоверения об удовлетворительном знании положения о нотариальной части и вступали в должность после принесения присяги. Они считались на Государственной службе с присвоением зауряд VIII класса по должности, но права на производство в чины и на пенсию по этому званию не имели.

Нотариусы имели для приложения к выдаваемым им актам, печать с изображением Областного герба и надписью вокруг. «Печать нотариуса такого то (имя, фамилия) так то (названия города)». Слепок печати и экземпляр подписи каждого нотариуса хранился в судебном отделений местного областного правления. Работники судных отделений областных правлений могли заменить нотариусов. На должность нотариусов были допущены только русские подданные.

К сведению, 20 сентября 1880 года Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман разослал всем военным губернаторам края циркулярное письмо о жалобах туземцев на то, что чины управлений не объясняют им порядок и значение подачи судебных исков и других прошений. В связи, с чем чиновники края обязывались строго соблюдать следующий порядок в судебном, в том числе нотариальном делопроизводстве: переводить содержание бумаги, предлагать приложить тамгу, обязывать знающим русскую грамоту туземцам перед подписью делать собственноручную подпись в том, что содержание бумаги ему известно [2, л. 8.]. Например: 30 декабря 1883 г. Сыр-Дарьинское областное правление направило письмо судье Чиилинского уезда о том, что заявления, прошения, жалобы и домашние акты туземцев подаются и совершаются без точного имени и фамилии лица, в связи, с чем предлагает соблюдать указанные в законе правила относительно порядка подписи имени и фамилии лица, как под актами, так и под прошениями и жалобами [2, л. 23]. Постоянные споры и жалобы по вопросу судебной, в том числе нотариальной части привели к замене прежней системы нотариата соответствующим новым правилам.

Согласно мнению Государственного Совета об устройстве судебной части в Туркестанском крае и Степных областях, утвержденному 2 июня 1989 года императором Николаем II, судебные учреждении в означенных местностях образовались и действовали на основении особых, одновременно утвержденных правил о применении судебных уставов к областьям: Сыр-Дарьинской, Ферганской, Самаркандской, Акмоллинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской [3, л. 12].

По этим правилам в названных областях участковые, мировые судьи исполняли обязанности мировых судей и судебных следователей и заведовали в тех местах, где нет нотариусов. По положению о нотариальной части исполнение обязанностей старшего нотариуса возлагалось на одного из членов окружного суда, было дозволено совершать выписки из актов, подлежащих утверждению ставшим нотариусом, и отсылать в нотариальный архив по почте.

В Туркестанском крае число нотариусов с каждым годом возрастало. По состоянию на 1894 года в городах и степных областях края значилось в Верном и Уральске по 2, в уездных городах: Уральской области: Гурьеве, Калмыкове, Темире и в Илецкой станице, Акмолинской области: Акмолинске, Кокчетаве и Атбасаре; Семипалатинской области: Павлодаре, Каркаралинске, Усть-Каменогорске и Зайсане; Семиреченской области: Копале, Лепсинске Пржевальске, Пишшеке; Тургайской области: Актюбинске, Иргизе, Кустанае и Тургае в каждом по одному [4, л. 19].

Судебные, нотариальные и опекунские установления и народный суд в областях образовались и действовали на основании правил о судебном устройстве в Туркестанском крае со следующими изменениями и дополнениями: нотариусы были обязаны при совершении засвидетельствования подлинности подписей предварительно ознакомить с содержанием акта и отказывать в совершении засвидетельствования, если акт не отвечает установленным требованиям, купчие крепости на участки городских земель, продаваемые уездными начальниками, как заменяющими депутатов, а не с публичных торгов, должны были совершаться нотариусами [5, л. 13].

Права старшего председателя Судебной палаты относительно определения и увольнения нотариусов, а также дисциплинарной над ними власти предоставлялись председателю областного суда. Нотариусы за должностные преступления были преданы суду по постановлению областного суда, и дела о должностных преступлениях этих лиц рассматривались в суде.

Все судебные дела, поступающие в областной суд хранились в нотариальном архиве. Жалобы на неправильные действия нотариусов, заступающих их место мировых судей и членов областного суда, которые исполняли обязанности старшего нотариуса, приносились областному суду, а постановления суда подлежали рассмотрению. Правительствующего Совета было запрещено совершать всякие акты о недвижимом имении на имя лиц, которые не имели права приобретать это имущество в Туркестанском крае.

В отчете по нотариальному архиву Акмолинского областного суда за январь месяц 1895 года были указаны следующие виды совершенных нотариусами работ: утверждены 2 акта на сумму 4020 р. купчих крепостей, число акта 1 на сумму 27 р. 15 к., выдано выписи, копии и прочих актов – 3, сумма взысканных пошлин – 170 р. 20 к. Таким образом нотариусы предоставляли ежемесячные и ежегодные отчеты о проделанной работе [6, л. 5].

Охарактеризованные выше правила о нотариате, а также изменения и дополнения по ним были использованы в двух направлениях. А именно на усиление порядка надзора за деятельностью судебных следователей и уездных судей по производству ими следствий, скорости и правильности делопроизводства Так же на укрепление позиций русской администрации по управлению и контролю за подвластным казахским населением края.

Нотариальное устройство Казахстана с конца 60-х годов а также произошедшие изменения в конце 90-х годов ХІХ века сохранилось до Октябрьской революции 1917 года.

Литература:

1.      Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Фонд И-21, Опись 1, Дело 1а.

2.      Центральный государственный архив Республики Казахстан. (ЦГА РК). Фонд И- 223, Опись 1, Дело 6.

3.      ЦГА РК. Фонд-И 333, Опись 1, Дело 126.

4.      ЦГА РК. Фонд-И 58, Опись 1, Дело 2.

5.      ЦГА РК. Фонд-И 64, Опись 1, Дело 617.

6.      Из истории нотариата в Казахстане – Алма-Ата, 1957.-156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Туркестанский край, нотариальная часть, областной суд, Казахстан, акт, нотариальный архив, нотариус, судебная система, судья, Российская империя.


Похожие статьи

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы независимости (на примере электрифицированных железнодорожных сетей «Мароканд-Карши» и «Ангрен-Пап»)

Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка)

Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Ставропольского государственного медицинского университета)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Интеграция, трансформация и национальность (на примере трансформационного процесса в хорезмской национальной кухне)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Противоречия в экономико-организационном механизме управления городским пассажирским транспортом и пути их преодоления (на примере Санкт-Петербурга)

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)

Обеспечение социальной безопасности региона посредством развития страхования жизни (на примере республики финно-угорского типа Мордовия)

Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Похожие статьи

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы независимости (на примере электрифицированных железнодорожных сетей «Мароканд-Карши» и «Ангрен-Пап»)

Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка)

Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Ставропольского государственного медицинского университета)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Интеграция, трансформация и национальность (на примере трансформационного процесса в хорезмской национальной кухне)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Противоречия в экономико-организационном механизме управления городским пассажирским транспортом и пути их преодоления (на примере Санкт-Петербурга)

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)

Обеспечение социальной безопасности региона посредством развития страхования жизни (на примере республики финно-угорского типа Мордовия)

Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Задать вопрос