В статье исследуется становление института нотариата в России, анализируются основные обязанности нотариусов и принципиальные отличия нотариата от иных правоохранительных органов.
Ключевые слова: нотариус, обязанности нотариуса, нотариальное делопроизводство, задачи и функции нотариуса.
Институт российского нотариата имеет длительную и сложную историю, отражающую приоритеты общества и государства в вопросе регулирования многообразных, главным образом гражданско-правовых и имущественных, правоотношений, а также поиск оптимального баланса государственного воздействия на этот правовой институт и на процессы его внутреннего саморегулирования. Нотариат в России прошел за несколько веков большой путь становления, а правовой статус российских нотариусов постепенно развивался и совершенствовался. В становлении и развитии нотариата в России можно выделить несколько этапов.
Началом первого этапа эволюции российского нотариата можно считать 1467 год, когда появились первые квазинотариальные учреждения. В доказательство такой точки зрения исследователи приводят нормы Псковской судной грамоты 1467 года, свидетельствующие об использовании в гражданском обороте письменных документов [4]. Как отмечает А. Г. Гасман, письменное оформление сделок окончательно установилось лишь после законодательного закрепления этого требования в Судебнике Ивана III 1497 года [2]. Судебником 1497 года вводилось сословие подъячих, которые только составляли письменные акты о сделках, но не имели права их удостоверять («укреплять»).
Началом второго этапа эволюции российского нотариата можно считать 1649 год, когда царем Алексеем Михайловичем было принято Соборное уложение. По требованиям Соборного уложения сделки могли заключаться только при участии площадных подьячих с оформлением ими письменного акта («крепости»). Эти «крепости» регистрировались в специальных книгах в Поместном приказе, после чего предъявлялись в Печатный приказ для «прикладывания» к ним государственной печати. За свои услуги площадные подьячие брали плату с клиентов, так как жалованье от государства они не получали. Соборное уложение не предусматривало создание специального нотариального органа, причем функции органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих были разделены [1]. По мнению А. М. Фемелиди, из сословия площадных подъячих и развился со временем отечественный нотариат как правовой институт [9].
В период правления Петра I им был издан ряд указов с целью регламентирования порядка составления письменных актов («крепостей») о сделках и внесения сведений об этих сделках в книгу «крепостных дел» (аналог современного нотариального удостоверения сделок). В 1719 году Петр I учредил Юстиц-коллегию с подчиняющейся ей Крепостной конторой, а в 1720 году утвердил Генеральный регламент составления «крепостей». В этом регламенте впервые появился термин «нотариус» [7].
В период правления Екатерины II Юстиц-коллегия была упразднена, «нотариальное делопроизводство» было передано в ведение уездных судов и палат гражданских судов. При них создавались «крепостные отделения», состоящие из «крепостных писцов и надсмотрщиков».
Таким образом, с 1649 года в России началось постепенное формирование ранних нотариальных учреждений. Одновременно с этим процессом шло уточнение функций российских нотариусов и расширение их полномочий.
Началом третьего этапа эволюции российского нотариата можно считать 1866 год, когда император Александр II утвердил Положение о нотариальной части [8]. Этим Положением учреждалась новая стройная система нотариальных органов и определялась их компетенция. Прежняя система нотариальных органов была упразднена. Функции составления и удостоверения нотариальных актов возлагались на вновь вводимые должности младших и старших нотариусов, которые состояли при окружных судах. Они считались государственными служащими, но жалованье от государства не получали. Плату за совершение нотариальных действий они получали с клиентов, что позволяло им самостоятельно обеспечивать свою нотариальную деятельность.
Начало четвертому этапу эволюции российского нотариата положили Октябрьская революция 1917 года и связанные с ней фундаментальные перемены в стране. 29 октября 1917 года был опубликован «Декрет о земле», провозгласивший отмену частной собственности на землю и средства производства, что привело к резкому снижению гражданского оборота и потребности в нотариальных услугах. 23 марта 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии дореволюционный институт нотариата был официально упразднен в связи с утратой большинства ранее выполняемых функций.
В советском государстве нотариат создавался заново как государственный орган и подчинялся органам юстиции. Нотариусы в советский период утратили свою финансовую самостоятельность, а их нотариальная деятельность состояла в основном лишь в подтверждении верности копий документов. Они считались государственными служащими в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РСФСР «О государственном нотариате» 1974 года [5].
Пятый этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году в связи со сменой экономической модели развития постсоветского общества. Процессы приватизации привели к переходу большей части государственной собственности в частную собственность, что потребовало надежной правовой защиты участников гражданского оборота и срочной реформы государственного нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые 11 февраля 1993 года Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [6]. Этим документом в России была учреждена современная система нотариата латинского типа, регламентирована деятельность Федеральной нотариальной палаты и региональных нотариальных палат. Главное изменение заключалось в появлении негосударственного нотариата. После введение в действие Основ подавляющее большинство бывших государственных нотариусов перешло на частную практику.
За период своего действия Основы неоднократно подвергались существенным изменениям, направленным на совершенствование организации нотариата, увеличение числа нотариальных действий, повышение требований к профессиональной подготовке нотариусов, расширение контрольных полномочий нотариальных палат. Ни в один из действующих отраслевых законов Российской Федерации не было внесено столько преобразований за столь короткое время.
В последние годы возросли требования к кандидатам на должности нотариуса, что выражено в необходимости наличия юридического образования, прохождения стажировки, сдачи квалификационного экзамена и получении лицензии на осуществление нотариальной деятельности. Кроме этого, большое внимание уделяется нравственным качествам и профессиональному поведению нотариусам, что закреплено в Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации [3].
Основные задачи российского нотариата следующие:
1) охранять и защищать недвижимое имущество, а также права физических и юридических лиц;
2) охранять права собственности и законные интересы физических и юридических лиц;
3) соблюдать законность и правопорядок;
4) предупреждать правонарушения путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок;
5) оформлять наследственные права;
6) совершать исполнительные надписи;
7) подтверждать документы;
8) иные нотариальные действия.
Основной сущностью работы нотариальных органов является обеспечение реальности приобретаемых прав, закрепление их в установленной юридической форме. Органы нотариата, осуществляя надлежащим образом свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, должны требовать соблюдение установленного порядка всеми лицами, обратившимися с просьбой о совершении нотариальных действий. Важная задача укрепления законности нотариатом состоит в предупреждении правонарушений лиц, реализующих свои гражданские права и занимающихся хозяйственной деятельностью.
Нотариат способствует сокращению количества преступлений в сфере собственности, поскольку увеличивается количество сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному оформлению. Профилактическая функция нотариата непосредственно обусловлена публично-правовым характером его деятельности, а именно: за счет жесткой регламентации процедуры нотариального производства, исследования большого массива доказательств, что способствует исключению возможности подделок, при этом защищая права законных собственников имущества.
Нотариат в России на сегодняшний день представляет собой неотъемлемую часть правоохранительных органов. Однако нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных правоохранительных органов черты. Во-первых, особенности его организационной структуры и способа финансирования: публичность, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование. Во-вторых, у нотариата отсутствует главный признак правоохранительных государственных органов — метод принуждения. Нотариус не может применять к обратившемуся лицу дисциплинарные, уголовные или административные меры воздействия.
Наиболее тесно нотариат связан с судом, поскольку выполняет сходные с обязанностями суда задачи — охрану субъективных прав граждан и организаций. Главное различие между судом и нотариатом состоит в том, что суды в основном разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют состязательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.
Таким образом, можно сгруппировать виды нотариальных функций следующим образом:
1) Социальные функции, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России. К ним относят предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную и фискальную функции.
2) Содержательные функции, отражающие характер нотариальной деятельности. К ним относятся охранительная, юрисдикционная, правоустановительная и удостоверительная функции.
Публичными функциями нотариата являются, прежде всего, охрана прав физических и юридических лиц и осуществление так называемого предотвратительного или превентивного правосудия.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что деятельность нотариуса очень важна, как для граждан и организаций, так и для государства. Деятельность нотариуса связана с правоохранительной задачей обеспечения законности и правопорядка в государстве. Следует указать, что современное регулирование правового статуса нотариуса несовершенно и нуждается в коррекции. Вместе с тем, отметим, что Основы, охватывающие большой круг общественных правоотношений, являются гарантом независимости нотариальной деятельности.
Литература:
- Абрамович Г. В. Соборное уложение 1649 года. — Л.: Наука, 1987. — 448 с.
- Гасман А. Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. — СПб.: Сенатская типография, 1904. — 336 с.
- Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019). [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=09E53999D32607F3614619C3A8F4FFB9&SORTTYPE=0&BASENODE=1–1&ts=yDJjdnSmXCt7tbgw&base=LAW&n=333978&rnd=F7C802ABB7254CE4052982865D4167A9#vgMjdnS4YZhW8icw (дата обращения: 01.11.2021).
- Комаров Н. И. Нотариат в Российской Федерации: курс лекций. — М.: Лекс-Книга, 2005. — 205 с.
- О государственном нотариате: Закон РСФСР от 02.08.1974 // Ведомости ВС РСФСР. — 1974. — № 32. — Ст. 852. (утратил силу).
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1) (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.
- Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. — СПб., 1830. Т. VIII. — 1830 с.
- Свод законов Российской империи. Т. 16. Ч. 1. — СПб., 1892.
- Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года. — СПб.: Я. А. Канторович, 1902. — 264 с.