The article examines the history of the development of the institute of notaries, analyzes the historical milestones of the formation and development of the notary in Russia, and identifies the features of notarial activity at various stages of Russia. The normative legal acts regulating notary activity at different stages of its formation are analyzed.
Keywords: notary, notary institute, notary history, notary development.
В России, как и везде, нотариат появился, когда торговля стала расти. Нужно было как-то оформлять сделки, подтверждать права на имущество и защищать владельцев. Все эти задачи следовало привести в порядок и поручить какой-то организации, которой тогда еще не было.
Чтобы понять, когда возник нотариат в мире, стоит, как и в случае с другими юридическими науками, посмотреть на Древний Рим [3]. Очевидно, что по мере роста числа сделок между людьми возникла и потребность в их регистрации.
Самые ранние письменные соглашения на Руси относятся к 911 году. Это был договор между греками и князем Олегом. В X-XI веках сделки между людьми стали оформляться в виде кабал. Их составляли грамотные люди, хотя официально таких полномочий у них не было. Но доверие к ним было большим, чем опасения из-за неверного оформления.
К XVI веку начала складываться система, похожая на современный нотариат. Долгое время вопросами наследства занималась церковь. Дело в том, что школы тогда создавались при церквях, а значит, священники были образованными и могли составлять документы о наследстве. К тому же, в церквях и монастырях было место для хранения этих бумаг.
К концу XVI века нотариат стал более организованным. Появился особый класс людей — площадные подьячие. Их так называли, потому что они работали на площадях. Они занимались составлением письменных документов. Государство им не платило зарплату. За работу платили те, кто к ним обращался. Эта плата называлась пошлиной.
Сначала документы составлялись от первого лица. Позже ввели правило указывать имя того, кто составлял документ, а также имена свидетелей, которые присутствовали при составлении и подписании. Сделки стали называть крепостями.
В 1649 году в Соборном уложении закрепили правила совершения сделок. Теперь:
— Составлять документы разрешалось только через площадных подьячих.
— Сделки нужно было записывать в Поместном приказе.
— В конце каждой крепости должна была стоять подпись того, кто ее выдавал.
— Все документы нужно было регистрировать в специальных книгах — приказах. Только после этого их можно было нести в Печатный приказ для проставления государственной печати [5].
Период правления Петра I занимает важное место в истории становления нотариата в России. В то время предпринимались попытки создать официальные правительственные органы и упразднить должность площадных подьячих — людей, которые занимались оформлением документов на площадях. Однако эта реформа не достигла успеха, и в 1701 году ведение дел снова было поручено площадным подьячим.
В 1729 году в Вексельном уставе впервые появляется термин «нотариус». В обязанности этих нотариусов входило регистрировать жалобы о невыплатах по векселям и предоставлять отсрочки по таким платежам. В 1781 году были введены нотариусы для оформления торговых договоров, а в 1831 году появились биржевые нотариусы, специализирующиеся на сделках на бирже.
Со временем требования к кандидатам на должность нотариуса становились все более строгими. Они касались возраста, гражданства, опыта работы, образования и моральных качеств. Несмотря на попытки реформирования, к середине XIX века в России все еще не было чёткого законодательства, регулирующего права и обязанности нотариусов. Это приводило к злоупотреблениям и ошибкам в их работе. Нотариусов часто путали с маклерами и другими посредниками.
Во второй половине XIX века реформы Александра II, особенно судебная реформа, оказали значительное влияние на развитие нотариата. В рамках этой реформы нотариусы были отнесены к судебным учреждениям, наряду с адвокатами и судебными приставами. Статья 420 Учреждения судебных установлений предусматривала создание должностей нотариусов в столице, губернских и уездных городах (а при необходимости — и в уездах), которые должны были заниматься оформлением нотариальных актов под контролем судебных органов.
Этот закон впервые закрепил положение нотариуса и наделил его полномочиями по составлению и заверению различных документов. Однако этот закон действовал не на всей территории России. Например, в Сибири функции нотариусов выполняли сотрудники полиции.
С принятием закона были установлены правила совершения нотариальных действий в тех городах, где не было нотариусов. В таких случаях обязанности нотариуса возлагались на мировых и городских судей, а в уездных городах — на уездных членов окружного суда.
Закон определял порядок назначения нотариусов, требования к их квалификации и частично регулировал процедуру совершения нотариальных действий. Нотариусы имели двойственный статус: с одной стороны, они считались государственными служащими, но с другой — не получали зарплату или пенсию от государства, то есть работали на коммерческой основе. Расценки на некоторые нотариальные действия устанавливались Министерством юстиции, а стоимость остальных услуг определялась по соглашению между нотариусом и клиентом.
Чтобы получить должность нотариуса, нужно было соответствовать определённым условиям: быть старше 21 года, иметь российское гражданство, не иметь судимостей и не состоять на государственной или общественной службе. Кроме того, для вступления в должность требовалось внести залог в окружной суд. Этот залог служил своего рода компенсацией для тех, кто пострадал от некомпетентных действий нотариуса. Помимо залога, нотариус должен был отчислять часть своего дохода от каждой сделки. Таким образом, страховая сумма увеличивалась с каждой совершённой сделкой. По окончании карьеры нотариус не получал пенсию, но мог распоряжаться залоговой суммой по своему усмотрению. Чем больше и качественнее нотариус оказывал услуги, тем больше денег у него оставалось к концу деятельности.
Для получения должности кандидаты должны были пройти проверку на знание законов, умение составлять нотариальные акты и разбираться в других вопросах, необходимых для работы. Экзамен принимали старший нотариус, прокурор и председатель окружного суда. Несмотря на существовавшее правовое регулирование, нотариат не занимал значимого места в системе государственных служащих. Так продолжалось до Октябрьской революции 1917 года, которая изменила не только историю России, но и историю нотариата.
Декрет о суде, принятый 24 октября 1917 года, упразднил многие существовавшие ранее должности и органы власти, а в 1918 году был упразднен и нотариат как часть судебной системы. Однако 4 октября 1922 года был принят первый советский закон о нотариате — Положение о государственном нотариате РСФСР. Согласно этому закону, нотариат стал государственным органом, хотя в разные периоды своей истории он относился то к судебной системе, то к органам юстиции.
С 4 октября 1922 года исполкомы открывали нотариальные конторы во всех городах, сельской местности, на крупных станциях, пристанях и даже временные конторы на ярмарках. Количество нотариальных контор определялось Народным комиссариатом юстиции. В тех местах, где нотариальные конторы были упразднены, обязанности нотариусов исполняли судьи, получая за это дополнительную плату.
14 мая 1926 года советское правительство приняло важное решение, которое закрепило основные принципы работы государственных нотариусов. Этот документ, выпущенный ЦИК и СНК СССР, назывался «Об основных принципах организации государственного нотариата».
Именно с этого момента для нотариусов ввели ряд строгих ограничений. Им отныне нельзя было занимать какие-либо другие посты на госслужбе, за исключением выборных должностей или преподавания. Запрещалось также быть членом коллегии адвокатов или работать по найму в частных фирмах или у отдельных лиц. Нотариусы должны были получать зарплату только от государства.
Еще одним важным нововведением стала строгая конфиденциальность нотариальных действий. Разглашать какую-либо информацию о сделках теперь было запрещено законом. Данные о сделке могли получить только её участники, а также прокуратура, суды и следственные органы в случае необходимости.
Но на этом ограничения не закончились. Нотариусов обязали сообщать о совершенных торговых сделках в органы, регистрирующие торговлю, а о протестованных векселях — в кредитные учреждения. Кроме того, они должны были передавать информацию о договорах дарения в финансовые органы для расчета налогов.
После принятия этого постановления и до конца Второй мировой войны нотариальные конторы находились в подчинении губернских судов. Президиумы этих судов должны были следить за работой нотариусов и проводить проверки. После войны управление нотариатом несколько раз менялось: сначала оно перешло к Министерству юстиции, в середине 60-х годов — обратно к судам, а в начале 70-х — снова к органам юстиции.
В 1974 году был принят закон РСФСР «О государственном нотариате», который подробно описывал порядок совершения каждого нотариального действия. С этого момента нотариус стал считаться государственным должностным лицом, а нотариальные конторы получили статус государственных учреждений. Интересно, что для работы нотариусом тогда не обязательно было иметь юридическое образование, достаточно было опыта работы. Нотариусов назначали органы юстиции, а руководили конторами местные органы власти и органы юстиции.
К сожалению, власти не уделяли должного внимания условиям работы нотариальных контор. Зачастую они располагались в помещениях, плохо приспособленных для приема граждан. Техническое оснащение также оставляло желать лучшего, что приводило к очередям и затягиванию времени приема. Например, из-за нехватки печатных машинок многие документы приходилось писать от руки, что значительно увеличивало время обработки каждого обращения.
Нотариусы получали от государства небольшую зарплату, а все деньги, полученные за оплату нотариальных услуг, шли в государственную казну. Это приводило к тому, что нотариусы не были заинтересованы в результатах своей работы. К тому же, они не несли никакой ответственности за возможные ошибки при совершении нотариальных действий.
В 80-х годах правительство попыталось улучшить ситуацию, переведя нотариальные конторы на хозрасчет, но это не принесло существенных изменений. Такое положение дел сохранялось до 1993 года [4, с. 78].
С вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации. Одной из основополагающих статей для действия нотариата является статья 48 гарантирующая право граждан на получение квалифицированной юридической помощи [1]. Статья 72 Конституции РФ относит нотариат к совместному ведению РФ и ее субъектов.
К началу 90-х годов на территории России насчитывалось порядка 4,5 тысяч государственных контор. К 92 году их количество увеличилось до 10,5 тысяч. Однако, даже такое количество нотариальных контор не решало вопрос очередей.
11 февраля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации утвердил на законодательном уровне «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [2] действующие по настоящий момент. Закон разделен на 2 раздела:
— Организационные основы деятельности нотариата;
— Нотариальные действия и правила их совершения.
Второй раздел новых правил не сильно отличается от того, что было в законе о нотариате РСФСР 1974 года. Но вот первый раздел — это уже совсем другое дело, там появились совершенно новые идеи об устройстве нотариата.
Главное, что изменилось, — появился негосударственный, то есть частный, нотариат. Раньше все нотариусы были государственными служащими, а теперь у них появилась возможность работать на себя. Многие государственные нотариусы решили перейти в частную практику. Сделать это было довольно просто: нужно было просто написать заявление в органы юстиции, и через две недели нотариуса назначали на должность частного нотариуса в том же районе, где он работал раньше. Правда, было одно условие: если у нотариуса из государственной конторы не было юридического образования и лицензии, то ему не давали разрешение на частную практику. Чтобы следить за уровнем образования нотариусов, органы юстиции могли продлевать с ними трудовые договоры на срок не больше года. Нотариусы, которые работали на государство и не имели высшего юридического образования, продолжали работать до 2000 года, а иногда и дольше, пока не заканчивались их трудовые договоры.
Новая система нотариата вводилась постепенно, и государство не давило на нотариусов. Самое важное, что это не потребовало от государства никаких дополнительных денег.
Чтобы частные нотариусы могли нормально работать, нужно было создать условия для этого. Поэтому Верховный Совет РФ поручил правительству вместе с Центробанком разработать программы, по которым нотариусы могли бы брать долгосрочные кредиты на льготных условиях. Эти кредиты должны были помочь нотариусам улучшить свои конторы, арендовать помещения и строить офисы. Кроме того, Федеральной нотариальной палате передали помещения, которые подходили для приема граждан и работы нотариусов. Это должно было произойти в течение трех месяцев.
Местным властям рекомендовали предоставлять частным нотариусам помещения в аренду на льготных условиях.
Новый закон не охватывал все вопросы, связанные с нотариальными действиями. Некоторые моменты все еще требовали законодательного закрепления. Поэтому 19 марта 1996 года была принята Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Этот документ должен был заполнить пробелы в законодательстве.
Сейчас нотариат не относится к исполнительной власти, и нотариус не считается должностным лицом. Но Министерство юстиции РФ все еще может открывать и закрывать государственные нотариальные конторы.
В России есть много отдаленных мест, где открывать нотариальную контору не имеет смысла. В таких случаях, согласно закону, обязанности нотариуса выполняют должностные лица исполнительной власти. Местная администрация назначает одного из своих сотрудников ответственным за совершение нотариальных действий. Порядок совершения этих действий регулируется законом о нотариате. За границей нотариальные действия могут совершать сотрудники консульских учреждений [2].
Сегодня большинство нотариусов — это независимые представители государства, которые имеют право заверять документы. Каждый нотариус лично отвечает за свои действия. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальные палаты, которые есть в каждой республике, области, крае и городе России. Все эти палаты входят в Федеральную нотариальную палату. Палаты формируются по административно-территориальному принципу.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1) (ред. от 31.07.2025) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
- Гусева Е. Д. Полномочия и ответственность нотариусов: проблемы и перспективы развития // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/11/26234 (дата обращения: 25.11.2025).
- Пластилина Н. Ошибки и мошенничества нотариусов // Жилищное право. 2016. № 9. С. 78- 79.
- Соколова Е. И. Имущественная ответственность нотариусов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imuschestvennaya-otvetstvennost-notariusov?ysclid=mieraezprs67846064 (дата обращения: 25.11.2025).

