Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое обеспечение частной нотариальной деятельности в Республике Казахстан

19. Государство и право
28.11.2025
Поделиться
Аннотация
Частная нотариальная деятельность в Республике Казахстан регулируется Законом «О нотариате» и рядом подзаконных актов, формирующих комплексную правовую базу для осуществления нотариальных действий. В статье исследуются вопросы правового обеспечения частной нотариальной деятельности в Республике Казахстан, в том числе с исторической точки зрения. Важнейшим элементом является лицензирование, обеспечивающее профессионализм и ответственность нотариусов. Государство гарантирует независимость частного нотариата, одновременно контролируя соблюдение стандартов через Министерство юстиции и Нотариальную палату.
Библиографическое описание
Щучкина, С. А. Правовое обеспечение частной нотариальной деятельности в Республике Казахстан / С. А. Щучкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 57-65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19188.


Private notary activities in the Republic of Kazakhstan are regulated by the Law «On Notaries» and a number of by-laws that form a comprehensive legal framework for the implementation of notary actions. This article explores the legal support for private notary activities in the Republic of Kazakhstan, including from a historical perspective. Licensing is an essential element that ensures the professionalism and accountability of notaries. The state guarantees the independence of private notaries, while simultaneously monitoring compliance with standards through the Ministry of Justice and the Notary Chamber.

Keywords: legal support, private notary activities, Republic of Kazakhstan, state independence, legal system, reform, Law on Notaries, independent notaries.

В 1991 году Казахстан обрел независимость, что дало старт масштабным переменам в экономике и государственном строе. Страна активно взялась за создание современной правовой системы, основанной на демократических принципах.

Учитывая сложность реформ, в 1994 году утвердили Государственную программу правовой реформы. Она включала в себя обновление юридической сферы и создание новых институтов. Чтобы ее осуществить, 14 июля 1997 года был принят Закон «О нотариате».

Суть этого закона заключалась в отказе от государственной монополии в нотариальном обслуживании и введении института независимых нотариусов. Это соответствовало растущим потребностям гражданско-правовых отношений в условиях рыночной экономики.

В последние годы в связи с экономическими реформами и международными связями в стране уделяют много внимания совершенствованию нотариата. Изменения привели к появлению частных нотариусов. Это показало стремление государства уйти от полного контроля над оказанием юридической помощи [3, с. 124].

Закон «О нотариате» закрепил существование двух параллельных систем: государственной и частной.

До принятия этого закона государственные нотариусы находились в сложном положении. Раньше их работа в основном заключалась в заверении копий документов и оформлении доверенностей. Операций с имуществом было мало, как и самой собственности у граждан. На работу нотариусов поступало много жалоб. Такое положение дел не могло продолжаться. Экономические реформы и развитие гражданско-правовых отношений поставили перед нотариусами новые задачи: у людей появилась собственность, сделок с ней становилось больше, и они становились сложнее. Открытие новых контор и увеличение числа нотариусов не повышало эффективность работы. Нотариальные конторы не были оборудованы современной техникой, поэтому на оформление одного договора уходило много времени.

Из-за этого в нотариальных конторах скапливались очереди. Перестройка системы нотариата стала необходимостью, продиктованной временем. Именно поэтому был принят новый закон и введен институт частных нотариусов, при этом роль государственных нотариусов не отрицалась.

После принятия закона перед Министерством юстиции встала задача создать профессиональную структуру нотариата.

Для этого в декабре 1997 года провели аттестацию всех государственных нотариусов, что стало важным этапом в развитии казахстанского нотариата. Министерство юстиции проделало огромную работу по повышению квалификации нотариусов, меняя их мышление и мировоззрение. Их ориентировали на работу в рыночных условиях.

С января по август 1998 года министерство разработало более 30 нормативных актов, регулирующих работу нотариата.

Благодаря контролю со стороны министерства, нотариусы быстро переориентировались на предоставление качественных услуг населению и юридическим лицам.

В 1998 году появились первые частные нотариусы, которых было всего 198 на всю страну.

Министерство разработало примерный устав для территориальных нотариальных палат. Первая такая палата была создана в Алматы. Это были первые шаги частного нотариата.

Недоверие населения, недостатки в повышении качества обслуживания и слабое техническое оснащение — все это осталось в 1998 году.

В 1999 году повсеместно заработали территориальные нотариальные палаты, были приняты уставы на общих собраниях. Увеличилось число сделок, совершаемых частными нотариусами, и количество обращений граждан и организаций в частные конторы [5, с. 44].

В 2000 году прошел первый съезд нотариусов страны, что способствовало повышению качества услуг.

С трудом была создана Республиканская нотариальная палата. Отсутствие взаимодействия между палатами и управлениями юстиции снижало эффективность совместных мероприятий.

В 2001 году были приняты важные документы: Кодекс чести нотариуса и первый выпуск журнала Бюллетень нотариуса.

Министерство юстиции наладило взаимодействие управлений юстиции с нотариальными палатами. Они стали работать вместе, контролируя законность действий нотариусов.

К 2002 году частный нотариат стал развитым институтом со своей инфраструктурой.

В стране работало более 900 нотариусов, из которых только 150 были государственными.

В Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Павлодарской областях, а также в Астане и Алматы нотариальное обслуживание почти полностью перешло в частные руки.

Министерство юстиции стало одним из главных регуляторов деятельности частных нотариусов.

Основной задачей органов юстиции стал контроль за законностью действий нотариусов и методическое руководство.

Совместно с нотариальными палатами органы юстиции боролись с некомпетентными нотариусами, повышая их ответственность перед гражданами.

В результате усиления контроля с 1999 по 2002 годы у частных нотариусов отозвали 11 лицензий, приостановили действие 33 лицензий, прекратили действие 23 лицензий.

Вместе с тем, оставались проблемы, которые мешали развитию нотариата и повышению его роли.

Одной из проблем была недостаточная квалификация частных нотариусов. Нотариусы часто нарушали закон, что приводило к жалобам в суды и искам о признании сделок недействительными. Против нотариусов возбуждались уголовные дела. Другой проблемой была нехватка нотариусов в регионах.

В среднем на одного нотариуса приходилось 16300 человек, что соответствовало требованиям Международного союза латинского нотариата.

Но большинство нотариусов работали в областных центрах и крупных городах, а отдаленные районы оставались без внимания. Например, из 45 нотариусов Павлодарской области 39 работали в Павлодаре, Экибастузе и Аксу, а 10 сельских районов обслуживали только 6 нотариусов. В Восточно-Казахстанской области 61 поселок вообще не имел доступа к юридической помощи [4, с. 30].

Министерство юстиции беспокоилось об обеспечении сельского населения юридической помощью. Также отсутствовала поддержка государственного сектора нотариата.

Для решения этих проблем Министерство юстиции разработало законопроект, направленный на повышение квалификации нотариусов, усиление контроля и обеспечение нотариусами всех регионов.

Предполагалось, что с принятием законопроекта:

  1. увеличится требуемый стаж работы по юридической специальности;
  2. будут введены ограничения для лиц, уволенных из правоохранительных органов за нарушения, имеющих судимость, и государственных нотариусов, уволенных за нарушения;
  3. будет ограничено число нотариусов в каждом округе;
  4. будет урегулирован порядок контроля за законностью действий нотариусов;
  5. расширится перечень оснований для приостановления и отзыва лицензий.

Велась работа по изучению принципов Латинского нотариата, распространенного в Европе и других странах.

Страны, переживающие переходный период, понимали важность установления системы Латинского нотариата, которая дает много преимуществ.

В Казахстане нотариат выполняет важную функцию в построении правового государства. Это инструмент, который обеспечивает гражданам юридическую защиту. Люди получили возможность обращаться за советом к специалисту, который не зависит от государства, хранит профессиональную тайну и действует как публичное лицо, помогая сторонам предотвращать споры и защищать инвестиции.

Чтобы интегрировать казахстанский нотариат в мировое сообщество, в августе 2001 года был запущен проект ТАСИС. Его целью было реформировать систему нотариата в Казахстане и привести её в соответствие с международными стандартами латинского нотариата.

Опыт показал, что частный нотариат имеет много преимуществ. За годы своего развития он стал важным социальным институтом, который хорошо организован и несёт ответственность. В стране сформировалось сообщество нотариусов, было создано 16 территориальных нотариальных палат. Эта структура работает самостоятельно, не зависит от бюджета и несёт финансовую ответственность. Нотариусы стали более ответственными перед гражданами, обществом и государством. Важно, что нотариус несёт личную имущественную ответственность за качество своей работы.

Казахстанцам нужен такой юрист, как независимый нотариус, который использует закон для установления мира и согласия, который может найти решение, приемлемое для всех сторон. Нотариат не только оказывает квалифицированную юридическую помощь. Это связующее звено между обществом и государством, где нотариус выступает как представитель государства и как независимый консультант.

Однако время показало, что в законе О нотариате есть недостатки. Одной из главных проблем стала противоречивость правовой базы нотариата. Из-за пробелов в законах многие вопросы деятельности нотариусов оставались нерешёнными.

В своё время возникали сложности с определением территории деятельности нотариусов и их количества в каждом округе. Закон О нотариате закрепил это требование, но на практике возникло много не урегулированных вопросов, которые приходилось решать территориальным палатам и органам юстиции на местах.

Казахстанские нотариусы обращались к опыту Федеральной нотариальной палаты России. С российскими коллегами установились дружеские отношения, что способствовало обмену опытом. Независимый нотариат в России существует в два раза дольше, чем в Казахстане. Казахстанские нотариусы считали, что для улучшения своей работы необходимо сотрудничать с учёными-юристами и проводить научные исследования об институте нотариата в Казахстане [1, с. 39]. Чтобы достигнутые результаты не оказались временными, нужно было внести изменения в правовую базу нотариата и признать, что профессия нотариуса — это осуществление публичной власти, особый институт, и от этого зависит будущее нотариата в Казахстане.

Республиканская нотариальная палата вместе с Министерством юстиции разработали законопроект О внесении изменений и дополнений в закон О нотариате, направленный на дальнейшее развитие системы нотариата в стране. Государство поставило задачу улучшить законодательство в этой сфере, повысить профессиональный уровень нотариусов и поднять статус этой профессии.

15 июля 2010 года был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате». В законе было закреплено, что нотариальная деятельность не является бизнесом и не направлена на получение прибыли. Нотариат был определён как публично-правовой институт и система защиты интересов граждан и юридических лиц. Такой подход соответствует мировой практике, где нотариат ставится в один ряд с судебными органами и выступает как одна из инстанций защиты прав граждан.

Опыт показывает, что закон «О нотариате» внёс свой вклад в построение правового государства в Казахстане. Независимые нотариусы, имеющие большой опыт и пользующиеся доверием граждан, успешно выполняют свою роль в этом процессе. За прошедшие годы страна добилась больших успехов, и в этом есть заслуга нотариусов Казахстана.

В системе органов юстиции нотариату отведено важное место. В отличие от суда, который рассматривает споры о правах, нотариат закрепляет гражданские права и предотвращает их нарушения.

Законодательство о нотариате состоит из законов и других нормативных актов, с помощью которых государство устанавливает правовые нормы. Важную роль играет закон «О нотариате», принятый 14 июля 1997 года. Он определяет направление развития нотариата, устанавливает равные права и обязанности государственных и частных нотариусов, их правовой статус.

Слово «нотариус» (от латинского notarius — писец, секретарь) означает должностное лицо, которое совершает нотариальные действия. Важны правописание, грамотность и внимательность. В народе нотариусов называли буквоедами. С этой должности выдвигались кандидаты в судьи. Нотариальная деятельность считалась промежуточной на пути к работе судьёй [2, с. 18].

Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время такую помощь оказывают адвокаты и нотариусы, представляющие нотариат как публично-правовой институт.

Нотариус не только предоставляет информацию о законодательстве. Он проводит правовую экспертизу сделки, выясняет обстоятельства дела, разъясняет участникам смысл сделки, проверяет соответствие сделки намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежность прав на недвижимость, правоспособность юридического лица, полномочия сторон и их представителей, устанавливает личность обратившихся и проверяет дееспособность физических лиц.

Нотариус играет важную роль в оказании правовой помощи и обеспечении правовой безопасности граждан и юридических лиц, а также в предотвращении споров. Участие нотариуса в выработке условий сделки позволяет избежать споров и делает отношения сторон более стабильными. Нотариус обеспечивает правовую защиту каждой стороны сделки, в то время как судебная защита может возникнуть позднее, на стадии спора.

У нотариуса не должно быть личного интереса к совершаемому действию, он должен быть беспристрастным. Нотариусы независимы и подчиняются только закону. Чтобы защитить права заинтересованных лиц, нотариусы обязаны предупреждать их о последствиях совершаемых действий. Нотариус должен следить за тем, чтобы не возникало ошибок и не были ущемлены интересы неопытных участников сделки. Если у нотариуса возникают сомнения в законности сделки или в истинных намерениях сторон, он обязан отказать в совершении действия.

В последнее время в Казахстане растёт статус нотариуса. Многие виды правоотношений приобретают законную силу только после нотариального удостоверения. Особенно это касается сделок с недвижимостью. Нотариус защищает права сторон, разъясняет правовые последствия, выясняет волеизъявление, дееспособность и правоспособность сторон, проверяет, не обременено ли имущество правами третьих лиц. Чтобы стать нотариусом, нужно быть гражданином Республики Казахстан, иметь высшее юридическое образование, пройти аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса не менее одного года и получить лицензию, выданную Министерством юстиции Республики Казахстан. Лицензия нотариуса действует на всей территории Республики Казахстан и выдаётся без ограничения срока.

Литература:

  1. Анаркулова Э. С. Права и обязанности нотариусов по законодательству Кыргызской республики и республики Казахстан // Modern Science. 2020. № 11–1. С. 37–41.
  2. Ботанцов И. В., Бакытбеков Т. Международное сотрудничество Казахстана и России в вопросах цифровизации нотариата // Право и современные государства. 2023. № 5. С. 14–19.
  3. Доскалиева Г. Б. Правовой статус нотариусов в системе ПОД/ФТ республики Казахстан и ответственность за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ // Развитие российской экономики и ее финансовая безопасность в условиях современных вызовов и угроз. Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции. 2020. С. 123–128.
  4. Искалиев А. Ч., Чиканаевна А. Б. Нотариат в республике Казахстан: понятие, принципы, деятельность // Мир Закона. 2024. № 1–2 (261–262). С. 26–35.
  5. Кутаева А. М. Цифровые инновации нотариата в Республике Казахстан // Human Progress. 2024. Т. 10. № 8. С. 44–49.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный