Слухи в управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.10.2017

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Нитаев, Я. В. Слухи в управлении / Я. В. Нитаев, А. Р. Шарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/176/45977/ (дата обращения: 19.10.2024).



В процессе управления любой сложной системой (будь это общество или военная организованная структура) передача информации сталкивается с рядом негативным моментов, одним из которых является ее искажение под влиянием слухов. Слухи способны нанести непоправимый ущерб в силу того, что информация передается не в полном виде, а в виде искаженных ненаправленных потоков. Особенно опасны слухи в условиях военного управления, в период введения чрезвычайных ситуаций.

Слухи являются видов коммуникаций в управлении. Коммуникация применяется в двух значениях:

– путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);

– общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи [6].

По мнению группы авторов, «коммуникация представляет собой социальный процесс, она выполняет связывающую функцию в обществе» [1, с. 1059].

Таким образом, под коммуникацией принято понимать прием и передачу информации в виде сообщения от одного субъекта (отправителя) к другому субъекту (получателю).

Существуют самые разнообразные формы и методы передачи информации. Пожалуй, одной из самых древних из них являются слухи. Не ошибемся, если скажем, что слухи появились гораздо раньше письменности, а тем более других источников информации (газеты, радио, телевидение.). Недаром в русском языке существуют пословицы: слухом земля полнится», «ни слуху ни духу», а пословицы, нужно отдать им должное, явление древнее и самобытное. И не менее древнее и самобытное, в настоящее время повседневное явление — слухи — окружают нас постоянно и везде, преследуют нас, терзают умы, а иногда переворачивают привычные представления о вещах, которые, казалось бы, являются устоявшимися.

Несомненно, слухи — это вид речевой устной коммуникации. В словаре Ожегова читаем: «слухи — это молва, сообщение о чем-либо (чаще всего о неподтвержденном)» [4]. Молва означает, что среди определенной группы людей говорится о чем-либо и эта информация передается дальше другой группе людей. Молва, как снежный ком, который, увеличиваясь и собирая все больше адресатов, со временем может обернуться информационной лавиной. Нечто похожее происходит и со слухами, которые в силу природы своего происхождения и особенностей восприятия человеком информации, масштабно и бесконтрольно завладевают умами людей, множатся, обрастают домыслами и измышлениями, непроверенными и неподтвержденными данными.

Слухи — это сложный вид коммуникаций, поскольку распространение слухов не ограничивается передачей только информации или сообщения от отправителя к получателю. Сложный характер такого коммуникативного общения обусловлен разрастанием и раздуванием слухов, иными словами, мы имеет дело не с одним определенным отправителем или определенным получателем, а с многочисленными «соавторами», которые, к тому остаются анонимными.

Следует обратить внимание и на характер самого сообщения — слуха, ядро коммуникации и причины его появления. Слухи — это неподтвержденная информация. Ее источником может стать любое сообщение в прессе, на телевидении, обращенная к широкой публике реплика, сообщение в Интернете, новости светского, научного, политического, экономического и иного характера. Чтобы стать слухом, такая информация (пусть даже и официальная) должна быть определенным образом воспринята человеком или группой людей — исходными отправителями или распространителями слухов. Искажение информации в процессе восприятия и ее передачи — процесс объективный, поскольку специфика человеческого восприятия состоит в том, что в полном объеме информация не обрабатывается мозгом, а усваивается, запоминается только часть информации или та информация, которая в данный момент человеку интересна.

Достаточно вспомнить, как ведут себя люди, когда слышат нечто потрясающее. Действительно, люди делятся этой информацией с соседом, другом, случайным попутчиком в общественном транспорте, желая произвести благоприятное впечатление своей осведомленностью. При этом, часто бывает так, что невольно или намеренно домысливается (конструируется) такая информация, порой доводится до абсурда с тем, чтобы потрясти собеседника, дать показать ему, насколько вы ценный источник информации. Но вот проверенный ли?

В итоге происходит искажение, которое обусловлено исключительно субъективными особенностями психической деятельности. Как говорила в свое время миссис Хамфри Уорд, «рассказанную нам историю мы склонны передать другим в лучшем виде, чем ее получили» [5]. Желание приукрасить информацию, дополнить ее, измыслить по-своему, в своих собственных интересах и с позиции своего интеллекта, увлечений, знаний, опыта и является одной из причин порождения слухов.

Известно, что услышанное не обязательно является правдой. Однако многие склонны этому верить. Действительно, слухи — это то, что мы слышим, а новости — это то, что мы говорим [2, с. 136].

В период военного времени слухи очень опасны. В период Второй мировой войны распространение слухов было особенно частым явлением. Это связано с недостатком полноценной информации о событиях, происходивших в тылу и на фронте. Порой советский народ получал совершенно ложную информацию об оставленных городах, средства массовой информации сообщали о боях в одном населенном пункте, в то время как войсками противника был занят уже следующий. Но граждане осознавали несоответствие официальной информации и даже требовали более реальной оценки событий. В итоге, когда официальная информация от диктора соответствовала действительности, народ воспринимал ее как ложь. Постоянное существование между двумя информационными сферами — официальной и неофициальной, которые в основном были противоположного содержания, зарождало двоякое осознание событий, где у каждого своя правда. Такое положение дел вызывало явную критику деятельности властей. Слухи распространялись и среди военнослужащих. Помощник начальника Военно-политической академии по материально-техническому обеспечению генерал-майор Петров, ссылаясь на разговор «с каким-то родственником Вадимом», утверждал, что СССР начал войну еще до 22 июня 1941 года [3].

Из данного примера видно, что ничем не подтвержденная и основанная на суевериях информация стала причиной если не паники, то «легкого волнения умов». Такое волнение — одно из последствий слухов.

Некоторые слухи могут носить более масштабный характер. Они могут оказывать большое влияние на экономические и политические процессы. Например, в связи с банкротством одного из банков в прошлом году появился слух, что банковская система у нас в России находится в кризисном состоянии и что нужно срочно забирать денежные вклады. Основой возникновения слуха стал реальный факт, однако из этого были сделаны поспешные и неверные выводы, поскольку мнение экспертов по этому поводу было иным. Но люди, наученные горьким опытом начала 90-х годов прошлого столетия, легко поверили этому. Последствия в данном случае легко предсказуемы — не доверяя банкам, граждане уменьшили вклады. Это привело бы к тому, что, испытывая недостаток денежных средств, банки могли оказаться в состоянии финансового краха. А это, в свою очередь, могло привести к кризису всей банковской системы. Итог всего этого — слух о кризисе банковской системе приводит к кризису банковской системы.

Можно привести и другой пример. Например, «ползет» слух о том, что скоро ожидается резкое повышение цен на все товары повседневного спроса. Этому слуху поверить легко, так как в нашей стране в последние годы и наблюдается рост потребительских цен. Однако слух о резком повышение цен может оказаться домыслом или измышлением, поскольку реально такую информацию проверить сложно. Можно лишь прогнозировать с той или иной долей вероятности о возможном повышении цен. Но люди, мало знакомые с экономикой и прогнозированием в экономике, не готовы заниматься расчетами. Веря такому слуху, люди начинают скупать товары в магазинах, делать запасы, «сушить сухари», как принято говорить в народе. Итог всему этому — возможный дефицит товаров и повышение цен в связи с дефицитом.

Некоторые слухи могут оказаться опасными и с точки зрения общественного порядка, учитывая легковерие народа и общественное настроение. Опасными слухами, например, могут стать слухи о готовящихся терактах, начале военных действий с предполагаемым противником, слухи о конце света, распространении смертоносных болезней и т. д. Такие слухи, действительно, сложно проверить, тем более среди ученых и политиков нет полной информации о глобальных опасностях человечества. В итоге в народе начинают распространяться панические настроения, вспыхивают массовые волнения, могут возникнуть более опасные и зловредные слухи.

Итак, слухи как сложный вид устных коммуникаций по большей своей части могут оказаться опасными. Как же бороться со слухами? Есть ли какие-либо меры противодействия слухам?

Очевидно, что слухи искоренить нельзя, поскольку зачастую нельзя установить источник их появления и лиц, их распространяющих. Слухи — это неотъемлемая часть обыденной действительности. Но слухам можно противостоять.

Во-первых, следует не доверять безусловно той информации, которая по своей сути является искаженной или не полученной из официальных источников. Свое мнение следует излагать только на проверенной и достоверной информации.

Во-вторых, если в обществе наблюдается раздувание слухов, средствам массовой информации необходимо выступать с опровержением этих слухов, приглашая экспертов, специалистов, ученых, способных разъяснить безосновательность распространяемых слухов. Как правило, читатели, зрители больше поверят выступлению симпатичного им авторитетного лица, чем своему соседу по подъезду или дому.

В-третьих, стоит обратить внимание на развитие критического мышления молодежи и иных лиц. Осторожный подход к наиболее опасным слухам может избежать дальнейшего его распространения среди других, менее подготовленных к противодействию слухам людей.

Можно дать и другие рекомендации по борьбе со слухами, но только будут ли они действенными? Мы живем в огромном мире среди чудес техники и в потоке новостей, событий, явлений и процессов, поражающих ум своей грандиозностью. С каждым годом человек становится центром воздействия на него все большего количества средств информации. Прогресс шагает семимильными шагами, но человек при этом не меняется. Он остается таким же доверчивым, наивным и суеверным, каким был несколько тысяч лет назад. Он, по сути, беззащитен от воздействия слухов, домыслов и измышлений, и более того, сам становится «звеном цепи» в их передаче и распространении. Итак, установлено, что слухи — опасный вид массовых устных коммуникаций, требует более критического и осторожного отношения к непроверенной информации, поэтому нужно всегда скептически воспринимать такого рода информационные искажения.

Литература:

  1. Аникеенко Е. Е., Казанцев В. П., Яцук К. В. Слухи как коммуникация в «закрытом» обществе // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 1059–1062.
  2. Дубин Б. В., Толстых А. В. Слухи как феномен обыденной жизни // Философские исследования. 1993. № 2. С. 136–141.
  3. Побережников И. В. Слухи в социальной истории: типология и функции (по материалам восточных регионов России XVIII—XIX вв.). Екатеринбург, 1995. 117 с.
  4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov
  5. Цитаты о сплетнях и слухах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grayreason.ru/tsitaty-o-spletnyah-i-sluhah/.
  6. Шарков Ф. Ф. Основы теории коммуникации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iub.at.ua/.
Основные термины (генерируются автоматически): слух, банковская система, информация, группа людей, передача информации, массовая информация, официальная информация, повышение цен, раздувание слухов, распространение слухов.


Задать вопрос