С какого возраста можно оставлять ребёнка одного? Что можно ему доверять?
Эти вопросы очень часто задают родители, которым необходимо оставить ребёнка одного дома. Прежде всего ребёнку нужно рассказать, познакомить с тем какие опасности могут подстерегать человека в повседневной жизни и даже в собственной квартире. Почему и из-за чего возникают опасные ситуации. [1, c.25]
Когда-то давным-давно человек жил среди дикой природы, и всё, что он имел, было сделано его руками. Затем он научился строить жилище и оборудовать его так, чтобы ему было удобно жить, делать печь, рыл колодец, запасал продукты. Пришло время, и люди поняли, что ещё легче жить сообща, так появились селения, а затем и города. Постепенно в жизнь людей вошли машины, поезда, велосипеды, телефоны, всевозможные электроприборы — словом, всё то, без чего немыслима жизнь современного человека. Всё, что нас окружает, — природа, города, учёные машины, средства связи — называется окружающий мир.
Человек не просто живёт в окружающей его среде. Как и раньше, чтобы добыть себе пищу и создать жизненные удобства, он должен каждый день работать только раньше делал всё сам, то теперь ему помогают умные машины. Если случается что-то непредвиденное, это значит, что он не выполнил каких-нибудь правил — ведь его окружают всевозможные механизмы, а они, как известно, иногда выходят из строя. Для того чтобы бороться с такими ситуациями, люди придумали специальные службы защиты от опасностей 01, 02,03,04. Эти номера позволяют быстро вызвать по телефону помощь, запишите их на листке бумаги и повести рядом с телефоном. Научите своих детей вызывать помощь в случае надобности. Предупредите о том, что звонить по этим телефонам нужно только тогда, когда вам действительно нужна помощь. Никогда не звоните по ним в шутку и никому не позволяйте этого делать.
Везде где живёт человек, всегда существует вероятность поломок. Ребёнок должен знать какие аварии могут подстерегать человека дома чего нельзя делать без взрослых и как поступать если что-то случилось. Вот что самое главное должен знать каждый ребёнок. [2,122]
‒ Всегда сразу закрывайте краны, как только закончили пользоваться водой.
‒ Если вода заливает пол квартиры, немедленно позовите взрослых.
‒ Если квартира затапливается водой, ни в коем случае не включайте электроприборы.
‒ Никогда не пользуйтесь плитой, если нет рядом взрослых.
‒ Детям нельзя самим включать утюги, брать в руки спички и зажигалки, включать пылесос и электрический чайник.
‒ Выглядывать в окно, включать телевизор самим обогреватели и вентилятор.
‒ Во время пожара нельзя прятаться.
‒ Нельзя на голову надевать полиэтиленовый пакет можно задохнуться.
‒ Не играй с выдвижными ящиками мебели можно прищемить руку.
‒ Не трогай кастрюлю с кипящей водой на плите — можно ошпариться.
‒ Не закрывай дверь в подсобке, если ты один дома, дверь может захлопнуться, и ты оттуда не выйдешь.
‒ Не таскай кота за хвост — кот может поцарапать тебя.
‒ Не трогай собаку, когда она ест, собака может укусить тебя.
‒ Не играй палками — может поранить себя или друга.
‒ Не прыгай с высоты — можешь ушибиться, сломать руку или ногу.
‒ Не засовывай мелкие предметы в нос — можешь задохнуться.
‒ Не запихивай в уши ватные палочки — можешь поранить уши и оглохнуть.
‒ Не поворачивай ручки газовой плиты — можешь отравиться газом.
‒ Не играй веревкой — можешь затянуть её на шее и задохнуться.
‒ Не прыгай на диване — можешь упасть и получить ушиб.
‒ Не пытайся кусать посуду из стекла — можешь порезаться.
‒ Не бери в рот кусочки лопнувшего воздушного шарика — можешь задохнуться.
‒ Не играй со стиральной машиной — это очень опасно.
‒ Не ходи и не бегай с длинными или острыми предметами во рту — можешь упасть, натолкнуться на него и поранить себя.
‒ Не бери в рот лекарство без разрешения взрослых — можешь отравиться.
Если все эти правила ребёнок усвоил и знает последствия. И вы уверены в своём ребёнке тогда можно задуматься о том, можно ли его оставлять на несколько часов дома.
С какого возраста можно оставлять ребёнка одного? Ответ на этот вопрос вам не сможет дать никто, это зависит от многих обстоятельств, но основные из них это: возраст вашего ребёнка, его самостоятельность, и от того, насколько вы ему доверяете. Если малыш спокоен и уравновешен, его нестрашно оставить одного дома и в четыре года. Но прежде чем по-настоящему оставить малыша одного, нужны дубли, имитируйте уход, оставайтесь за дверью и слушайте. Сначала оставляйте на 5, 10, 15 минут, потом на полчаса, на час и обязательно смотрите, как он себя ведёт. Перед уходом непременно займите ребёнка игрушкой или рисованием. Нельзя стыдить малыша: «Ты уже такой большой, а не хочешь остаться дома». И наоборот, вернувшись похвалите его: «Ты такой молодец! Совсем большой стал, такую красивую картину нарисовал или так долго играл с мишкой». Предметы домашнего быта, которые являются источником потенциальных опасностей, нужно разделить на три группы. Во-первых, предметы, которыми категорически запрещено пользоваться: спички, электроприборы, розетки. Вторая, предметы с которыми детей родители должны научить обращаться, иголки, ножи или ножницы. И в-третьих, предметы, которые необходимо хранить в недоступном для детей месте, алкогольные напитки, лекарства, сигареты. Можно вместе с детьми в игровой форме изготавливать соответствующие знаки, где будет нарисовано, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды.
Но главное, надо всегда помнить о том, что мы оставляем самое дорогое, что у нас есть!!!
Оставшись один, ребёнок обычно любит смотреть в окно. Прохожие, машины, игры детей на улице привлекают внимание. Пройдёт совсем немного времени после вашего ухода, и ваш малыш постарается отрыть окно. Поэтому даже если вы уходите всего на несколько минут, не забудьте тщательно закрыть все окна.
Научите ребёнка не открывать двери незнакомым и никогда не говорить о том, что он один дома. Обыграйте эту ситуацию с малышом несколько раз. Дети должны четко усвоить правило «Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком!»
Задача родителей познакомить детей с пожароопасными предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Расскажите ему о трёх главных телефонах, пожарной службы, скорой помощи и полиции. Повести на видном месте в квартире телефоны, по которым ребёнок может быстро связаться с вами или соседями.
Если ваш ребёнок хорошо усвоил эти главные правила, можете его оставить одного дома, но постарайтесь на время вашего отсутствия подготовить игры и игрушки. Тогда и соблазна не будет баловаться бытовой техникой не будет. И ещё одно важное правило, обучая ребёнка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугивать. Ваша задача — научить малыша быть осторожным, но не превратить его в паникера.
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В. В. Поляков, издательство «Дик», 1998 год.
- Азбука действий: «Кто что делает?», серия — «Я — человек», издательство «Школьная пресса», редактор составитель Н. Л. Шестернина, 2008 год.
- Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т. А. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях — Вологда, 1993.